rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2008   2005   2004   2003   2002   2001   2000   1999   1998   1997   1996   1995
    «Не бояться трезво глядеть на мир. И называть вещи своими именами»
    «Россия всю свою историю воевала с мусульманами», — считает один из самых известных православных религиоведов-специалистов по исламу доцент МДА и редактор сайта «Православие и ислам» Юрий Максимов.
    «Ислам угрожает нам постольку, поскольку мы теряем собственную веру»
    Угрожает ли нам ислам? Как складывались отношения между мусульманами и православными в России в прежние времена и сегодня? Противоречит ли терроризм духу и слову ислама или вытекает из него? Ответы на эти и многие другие так остро стоящие сегодня вопросы можно найти в статье профессора МГИМО, доктора исторических наук, Андрея Борисовича Зубова.
    Незаживающая рана на теле Элладской Православной Церкви. Тайное христианство: от древности до наших дней
    Тайные христиане - это греки, которые после завоевания в XV веке Византии турками были обращены в ислам. При этом тайно они хранили и исповедовали православную веру. После установившегося на территориях Византийской империи турецкого господства на христиан были наложены разного рода ограничения.
    Церковь как предчувствие
    От выпускника МГУ
    Мусульмане на службе русского оружия в Первую мировую войну
    Ислам - одна из древнейших на территории современной России монотеистических религий. Традиционно мусульмане компактно проживали в Поволжье, Северном Кавказе и Закавказье, Средней Азии и Казахстане.
    Православная месса с суицидальным финалом (о романе Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»)
    Е. Чудинова, известная как автор детских повестей «История Англии для детей», «Ларец» и др., написала роман для взрослых - «Мечеть Парижской Богоматери», который сразу же привлек к себе внимание общественности. И хотя читатели, возможно, не обнаружили в нем прежних литературных достоинств, вокруг его идейного содержания разгорелись жаркие споры.
    «Черный передел» на Северном Кавказе в начале 1918-21-х гг.
    Северный Кавказ - одна из основных проблем нашей страны в последние десятилетия. До сих пор причины, породившие эту проблему, являются «секретным материалом», похоронены под глубоким слоем недоговоренностей и фальсификаций. Два вопроса - когда появились русские в Чечне и как советская власть в первые годы своего существования ослабила русское влияние на территории Северного Кавказа - как кажется, в какой-то мере могут прояснить ситуацию.
    Игры детей с Николиной горы. Заметки по поводу фильма Федора Бондарчука «9 рота»
    Фильм «9 рота» обречен на успех. И совершенно заслуженно. Даже если не учитывать серьезную рекламную артподготовку, интерес к фильму обеспечен хотя бы тем, что в нем разворачивается один из трагических эпизодов Афганской войны. Причем история удерживания высоты, без контроля за которой был бы невозможен проход нашей колонны, рассказана превосходным, ярким, динамичным кинематографическим языком.
    К вопросу о патриотизме...
    Почему фильм про Афганистан не был снят раньше? Потому что отношения к войне в Афганистане было иное, чем к ВОВ, и афганцев долгое время не считали за героев. Какие они герои, если они воевали ни за что?
    Папа добрый, он простит!
    Мысль о летнем отдыхе перестала приходить мне в голову, как только на свет появились маленькие спиногрызики. Ехать без них мы с мужем просто не хотели, а с детьми, которым не было и трех лет, это было невозможно.
    Любите ли вы Гоголя? Или Немного искусства в холодной Москве
    Любите ли вы Гоголя? Или Немного искусства в холодной Москве
    Дорогой читатель, видел ли ты выставку Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, уже трижды продленную, этим летом? Мельчайшие чешуйки, почти пылинки, из которых складывается волшебство: ушки зайчонка из «Лисы и зайца», зябкие ручки Акакия Акакиевича из «Шинели». Давно ли ты вообще был в музее: на выставке «Россия – Италия», например?
    Что такое творчество?
    Что такое творчество?
    Толстой как-то сказал, что писать стихи – это все равно что танцевать за сохой. И я это ощущение очень хорошо знаю: я иду за сохой и пританцовываю…
    Республика ШДП (немного личные заметки дифирамбного характера)
    Республика ШДП (немного личные заметки дифирамбного характера)
    Это атмосфера такого православного детства… которого большинство из нас были лишены, но которого каждому инстинктивно очень хотелось. Чтобы и елка с сюрпризами – или куличи и христосование, и балы в большой зале, но не просто потому, что это календарная дата – повод соответствующий, а потому, что Христос родился, или настал праздников Праздник и Торжество из торжеств.
    Четвертая причина
    Четвертая причина
    В студенческие годы убедительный ответ на этот вопрос, свысока задаваемый «естественниками» и «технарями», был для каждого из нас чем-то вроде паспорта – документа, подтверждающего право существовать в ареале младонаучного сообщества в качестве его полноправного члена. Пожалуй, наиболее удачной версией было объяснение полета космической ракеты в терминах аристотелевского учения о четырех причинах.
    Современные римейки на древнерусские темы
    Современные римейки на древнерусские темы
    …смысл иконы, реалистической или древнерусской, не в том чтобы узнать, кто изображен, а в том, чтобы соответствующим образом духовно понять смысл этого изображения. Не сюжетно, а духовно. Что происходит с апостолами на Фаворской горе – вот в чем смысл иконы Преображения. И если вы видите, что изображен Бог, то это хорошо, а если вы этого не видите, и не ужасаетесь, и не падаете ниц, и при этом не чувствуете что это что-то такое, что даже словом трудно выразить, нечто очень трудное для эмоционального или логического изъяснения — что происходит на Фаворской горе с апостолами, когда они видятпреображающегося Спасителя? — если у вас от созерцания иконы появляется вопрос, это уже хорошо. А если вы видите живого человека, одного, и парочку живых людей других и еще парочку каких-то непонятно откуда спустившихся на облаках, то вы находитесь в сюжетном контексте, тогда уже не надо иконы, давайте кино смотреть.
    Театр во спасение
    Театр во спасение
    Театр часто обвиняют в искусственности, фальши и лживости. Основой этому служит распространенное понимание театра как пространства игры.
    Гости из тьмы
    Зрители хлопают долго и громко, но молча. Выходят из зала сосредоточенными, так же молча уходят и одеваются. Смотреть «Гойю» – это риск, и корректно было бы предупредить об этом зрителя заранее: если катарсиса на происходит, то в качестве похмелья вы получаете, по меньшей мере, глубокую депрессию. Так зачем тогда смотреть этот спектакль? Зачем актерам играть в нем? Для чего вообще он поставлен? Хочется верить, что из любви к человеку (читай: зрителю). Из желания преобразить и воскресить его – желания, вечно идущего рука об руку с предчувствием апокалипсиса.
    Духовные корни фундаментального естествознания
    Духовные корни фундаментального естествознания
    Вот что писали в школьных прописях XVII в. «Братия, не высокоумствуйте! Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно было мою грешную душу очиститъ от грехов». Эти слова старца Елеазарова монастыря Филофея были кем-то внесены в прописи, по которым учились молодые люди, и воспринимались, конечно, как поучение молодому поколению.
    Снег на траве
    Снег на траве
    Во мне до сих пор живет тот первый ужас, который я пережил когда-то, читая Гоголя. Ужас подростка. Оказывается, есть еще что-то более сильное и более страшное, чем реальность, которой мы живем. Этот возврат к тому ощущению, которое я испытал однажды, дает мне больше, чем прилежное вчитывание в гоголевский текст в попытке отыскать в нем ответ, как в конце задачника. Этот ужас во мне вызвали слова Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
    Эра милосердного телевидения
    Эра милосердного телевидения
    стала еще на шаг ближе. В первых числах июля и в Москве появился православный телеканал – «Спас». Негосударственный. Общественный. Созданный на частные деньги. Без утомительно-тупых и агрессивных юмористических программ и наивных попыток прорекламировать якобы питьевую воду (почему-то после 10 вечера). Без решения экзистенциальных вопросов, кто же все-таки пойдет за «Клинским» (а что это такое?) и вставать ли со стула в белой одежде в определенные дни.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru