rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2005   2004   2003   2002   1999   1998   1996   1995
    В стиле ретро
    Совсем недавно на Первом канале закончился показ трех исторических сериалов, объединенных местом, временем, общей сюжетной исторической канвой. Событийное пространство фильмов очерчено обстоятельствами: Советский Союз – 1937 год – война – «оттепель».
    Взгляд из-за свечного ящика
    Я уже давно обдумываю одну мысль: человеческое сознание и ракурс восприятия окружающей реальности очень во многом зависят от точки расположения самого человека. Смотрит ли человек на себя и свою жизнь со своего служебного или учебного места, оценивает ли он себя по половому или национальному критерию, или у него еще какие другие точки отсчета.
    Москва, Петушки, Лос-Анжелес, далее – везде…
    «Современный патерик» – это название говорит сразу о многом. Патерик – это сборник историй о деяниях святых Отцов. А современный патерик рассказывает о современных историях современных отцов. Конечно, кому-то эти истории покажутся кощунственными: один батюшка – бизнесмен, другой – с бандитами дружит, третий – фильмами балуется, четвертый – вообще людоед.
    «Как выжить православному предпринимателю в современном российском бизнесе: цель и метод» (рецензия на книгу В. Волобаева)
    Сама постановка вопроса, вынесенная в заглавие книги В. Волобаева, говорит об остроте проблемы. На самом деле понятие «бизнес» можно смело расширить до «действительности». Само сочетание слов «православный» и «предприниматель» несет в себе некое внутреннее противоречие с точки зрения современной российской действительности. При этом нет особого различия в этом вопросе между людьми воцерковленными и неверующими: в обоих случаях ассоциативный ряд будет примерно схожим.
    А каков поп? Или Некоторые размышления о пользе просмотра фильма «Попы» реж. В. Залотухи
    «Да ладно, знаем мы ваших попов… Храмы они восстанавливают… А потом приходят в своих рясах в рестораны и оставляют там не одну тысячу рублей…» – возмущается повар лучшего ресторана одного провинциального города. «Нет настоящей веры сегодня, коллеги, то, что теперь называют верой – всего лишь модное поветрие, – сокрушается преподаватель столичного Университета. – Все бывшие коммунисты в Православие ударились.. Даже заболевший Патриарх отправляется на лечение в ЦКБ, вместо того, чтобы к чудотворному образу прикладываться…». Да и вообще, Церковь и ее священники – это шайка обманщиков, позволяющих себе без зазрения совести пользоваться дорогими сотовыми и кататься на черных мерседесах. К сожалению, именно такая позиция распространена в нашем обществе, 80 % которого осознает себя, тем не менее, православными хотя бы только по культурному признаку. Возможно ли повлиять на ситуацию, стоит ли радеть о восстановлении авторитета Православной Церкви, ее священства в современной России, и если «да», то как это сделать? Автор, размышляя о фильме В. Залотухи «Попы», полагает, что только открытое сердце может помочь человеку увидеть в «попах» добрых пастырей и преодолеть светские недоумения.
    Православная республика Федора Ушакова
    С нелегкой руки политтехнолога Станислава Белковского, этот остров в Ионическом море между Грецией, Албанией и Италией был причислен минувшей осенью к «атрибутам власти».
    Колонка главного редактора
    Колонка главного редактора
    Изменяя облик и стиль газеты, нам хотелось расширить ее аудиторию (а кто к этому не стремится?). «Татьянин день» — журнал-газета не только студентов, но уже давно — выпускников и преподавателей МГУ. Ведь ее создатели — прихожане университетского домового храма св. мц. Татианы. Т. е. те же студенты, аспиранты и профессура МГУ. Люди с университетским образованием. Люди Университета.
    Объединение Церквей — насколько значимо оно для тебя? Органично ли будет это слияние? Считаешь ли ты, что это актуально?
    В рубрике «Университетское море» мы общаемся со студентами и преподавателями университета, пытаемся узнать их отношение к различным сторонам жизни Церкви и общества. В настоящее время Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Русская Православная Церковь Зарубежом вступили в диалог, который, надеемся, приведет к их объединению. Это событие широко освещается не только церковной, но и светской прессой, причем с весьма различной интерпретацией. В связи с этим мы решили поинтересоваться, как оценивают это событие студенты, аспиранты и преподаватели МГУ.
    Точка зрения: про Грузию и Саакашвили
    Точка зрения: про Грузию и Саакашвили
    В этой рубрике «Татьянин День» стремится разобраться – qui prodest? Кому выгодно, в чьих интересах решается многое из того, что происходит в окружающей православного гражданина общественной жизни? В этот раз мы решаемся дать оценку процессам, происходящим в соседней Грузии, традиционно православной стране, и политике ее президента.
    Точка зрения: моя страна
    Я уехала из Грузии, когда мне было 15 лет, и я мало что понимала. Проблемы начались с момента отсоединения Грузии от России, объявили независимость – и началось: все заводы встали, станки по винтикам разобрали и продали в Турцию. Мы не смогли себя обеспечивать элементарным: электричеством, газом. Вот у нас, например, системы центрального отопления в Грузии уже давно не существует. Все трубы порезаны и сданы на металлолом, топим дровами…
    Повод для оптимизма. Что такое 'хорошо' (для знающих, что такое 'плохо')
    Повод для оптимизма. Что такое «хорошо» (для знающих, что такое «плохо»)
    Если анализировать диалог между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церковью в общественно-государственном плане, то в чем обнаруживается его масштабность и важность? Происходящее сегодня в церковной жизни оказывается для страны тем самым «позитивом», которого так недостает. Причем безусловно важным не только в перспективе церковного устройства. Потому как, если браться прогнозировать, церковное объединение может послужить примером неизбежного проецирования благого результата, родившегося на церковной ниве, на остальные области общественной жизни…
    Воцерковление в экстремальных условиях
    Воцерковление в экстремальных условиях
    «Христианству нельзя научиться, его можно выстрадать», — считает о. Андрей Воронин, выпускник географического факультета МГУ, директор Ковалевского детдома под Нерехтой, в Костромской области. В 2001 году группа его воспитанников, в возрасте от 9 до 14 лет, впервые поднялась на Эльбрус, часть из них взошла на Западную вершину (5642 м). О. Андрей отказался вносить рекорд в «Книгу рекордов Гиннеса» — его целью было «увидеть детей в условиях высокогорья». А дети в горах — психически больные, забитые жизнью волчата — расцветали буквально на глазах. Потом они рисовали акварели и писали стихи… А фильм про восхождение - «Флаг на вершине» - получил приз на фестивале горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». Данное интервью с о. Андреем было взято незадолго до повторного восхождения на Эльбрус. Его главным событием стало совершение Божественной Литургии в день Преображения Господня, 19 августа 2004г., на восточной вершине Эльбруса.
    Феодоровский городок-2004
    Феодоровский городок-2004
    С 25 июля по 1 августа в подмосковном пансионате Российского Государственного Социального Университета (РГСУ) недалеко от г. Руза проходил ставший традиционным общероссийский православный молодежный лагерь — Феодоровский городок, организованный Всероссийским Православным Молодежным Движением (ВПМД). Журналист нашей газеты делится впечатлениями от Городка.
    Второе явление Тихвинской
    Второе явление Тихвинской
    Согласно Церковному Преданию, чудесно пришедший на Русь в XIV веке образ Божией Матери был написан самим апостолом Лукой. Но, как полагают ученые, нельзя утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за 1000 лет до этого, поскольку живописная техника этих времен заметно отличается. Скорее всего, между работой апостола и Тихвинским образом существовали промежуточные копии. Но оправданность почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этого образа с первоисточником.
    Политика компромисса митрополита Сергия. Пострадавшие за Христа
    Наша газета уже публиковала статистику гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке (см. ТД № №26 и 28). В данной статье на основе базы данных, созданной в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, сравниваются волны гонений на иерархов (их в базе 420) с волнами гонений на всех православных (их число быстро растет, сейчас — 23300), и делается оценка политики компромисса митрополита Сергия.
    Легко ли быть Азазелло?
    Легко ли быть Азазелло?
    Осень – особое время. Осенью как-то удачно совпадают природное завершение и культурные начинания. Сбор урожая и начало нового сезона – учебного, театрального, телевизионного. Взаимная уравновешенность итогов и стартов. Ввиду начинающегося, скажем общо – информационно – культурно – зрелищного – сезона, возможно, есть основания для того, чтобы обозначить некоторые проблемы прошедшего.
    Мы позволили 'антиклерикализму' стать профессиональным
    Мы позволили «антиклерикализму» стать профессиональным
    Наблюдаемые нами всплески информационной активности, направленной против нашей Церкви, являются закономерным проявлением антицерковных тенденций, распространенных в нашем обществе. При этом антицерковная пропаганда, ранее лишь создававшая негативный образ Церкви в глазах общества и власти, оправдывавшая ограничение ее прав, теперь начинает приносить плоды. Между тем православная журналистика до сих пор демонстрирует непозволительную слабость, бездействие недостаточную степень профессионализма.
    Древняя религия: звезда восходит на востоке
    Древняя религия: звезда восходит на востоке
    В то время как Англиканская Церковь борется за то, чтобы удержать свою паству, новичок с древней родословной привлекает к себе множество сторонников. Среди них и принц Уэльский. За последние 15 лет число православных христиан в Великобритании выросло от 170 тыс. человек до более чем четверти миллиона. Несомненно, что Православие — самая быстрорастущая христианская конфессия в стране. Православные церкви – и полдюжины православных монастырей – разбросаны от Труро до Данблейна. Это тем более удивительно, что Православная Церковь не склонна публично проповедовать Евангелие, и, по словам одного из новообращенных, «нелепо разделена, поражена раздорами и взаимным недовольством».
    'Приидут молитвенницы от Египта, Эфиопия предварит руку свою к Богу' (Пс. 67:32)
    «Приидут молитвенницы от Египта, Эфиопия предварит руку свою к Богу» (Пс. 67:32)
    Коралловые рифы и теплое Красное море давно уже стали неотъемлемой частью отдыха в Египте в любое время года. Пляжи, изобилие фруктов, папирусы и алебастровые статуэтки в сувенирных лавках – все это неразрывно связано с Египтом даже у тех, кто там никогда не бывал. Создается ощущение чужой и непонятной нам цивилизации, в которой помимо экзотики и пирамид хочется найти что-то близкое и родное. А ведь именно египтяне дали христианскому миру монашество. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне прп. Антонием Великим в начале IV в. На берегах Нила родились и жили такие святые, как прп. Макарий Египетский, св. Екатерина, прп. Мария Египетская, именно ими начат путь, великий путь самоотречения ради Христа.
    Олимпийское не-спокойствие
    Для современного мира значение олимпиады в Афинах заключается в возможности воспользоваться самими играми и тем фактом, что место их проведения неразрывно связано с истоками олимпийского движения, чтобы возродить некоторые фундаментальные спортивные ценности. Речь идет о приверженности присущим спорту принципам «честной игры», уважению к себе, соперникам и правилам соревнований. Но мало кому придет в голову, что олимпиада в стране, которая первой в западном мире услышала благовест, должна значить нечто другое в этом западном мире, который все еще считает себя христианским.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru