rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2008   2005   2004   2003   2002   2001   2000   1999   1998   1997   1996   1995
    Глобализм и царство антихриста
    Как показывает опыт, чуть ли не любой разговор «за жизнь» в преимущественно мужской компании, причем независимо от характера занятий и уровня образованности собеседников, почти неизбежно оборачивается рассуждениями о политике, а потом и о грядущих судьбах человечества. В этот раз состав участников «Безумного чаепития» был исключительного мужским, и его главной темой стал вопрос о том, как процессы глобализации современного общества могут быть связаны с наступлением последних времен человечества. В этом обсуждении, призванном соединить эсхатологию и геополитику, кроме ведущего, главного редактора «ТД» Максима Большакова, приняли участие историк Владимир Махнач, журналист и политолог Илья Агафонов и руководитель отдела Украины института стран СНГ Кирилл Фролов.
    Православные возвращаются
    С 12 по 22 июля недалеко от подмосковного города Руза в пансионате «Алмаз» Московского государственного социального университета прошел уже традиционный общероссийский православный молодежный летний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 200 участников из 24 епархий РПЦ. Естественно, это событие не могло не найти своего освещения на страницах «Татьяниного дня».
    Последние дни Зиона
    Относительно недавно прошедший фильм «Матрица-2» неожиданно оказался близок теме этого номера: насколько свободный выбор человека, его усилия и воля могут остановить, казалось бы, неминуемый рок, влекущий мир к гибели. Мое собственное восприятие этого фильма несколько отличается от восприятия его автором статьи. «Матрица» показалась мне некой конфеткой, где под ярким фантиком скрывается горькое содержимое (за красивыми спецэффектами — довольно мрачная и пессимистичная философия). Однако горечь этой «истины» в первом и втором фильме различна. В «Матрице-1» иллюзией и обманом является, в общем-то, благополучное современное американское общество, а подлинной реальностью — почти непригодный для жизни мир, переживший ядерную катастрофу.
    Летучий голландец русской истории
    Российская премьера и последовавший за ней телевизионный показ фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» наделали много шуму и стали крупным культурным событием современной русской жизни. Успех фильма Сокурова, его художественная и смысловая наполненность, качество новаторской работы дают нам возможность на этих страницах засвидетельствовать свое почтение «живому классику» отечественного кинематографа. И вместе с тем, появление работы такого масштаба и такой содержательной направленности дает нам повод поразмышлять о русской культуре вообще, — о том самом «ковчеге», который был нам показан.
    Свадьба в последние времена, или как отковырять «печать антихриста»
    Как-то одна девушка спросила меня о впечатлении от последней книги Юлии Вознесенской. Я ответил, что книга талантливая, только ереси в ней, кажется, слишком много. «Конечно, — ответила моя подруга, — здесь ересь на ереси и ересью погоняет. Ну и что из этого, это же фэнтези». Она была бы абсолютно права, если бы повесть «Путь Кассандры» действительно относилась к упомянутому жанру. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что книга Вознесенской не что иное, как исторический роман (по объему и содержанию это тоже скорее роман, чем повесть).
    Тайное средство для сдачи экзаменов
    К величайшей радости редакции, на конкурс студенческих работ, объявленный в последнем номере «ТД», стали поступать первые материалы. Один из лучших мы публикуем в этом номере. Эта заметка несколько необычна для нашей газеты: в ней впервые за историю рубрики «Почва» рассказывается о студенческой жизни не светского, а православного учебного заведения. Многим читателям она поможет преодолеть некоторые стереотипы. Оказывается, и в богословском институте учеба столь же увлекательна и полна «приколов», как и в светском вузе, а его студенты наделены отменным чувством юмора.Конкурс, обещающий быть весьма интересным, продолжается. Мы с нетерпением ждем ваших новых православных постмодернистских рассказов, исторических очерков и эссе «за жизнь» и о жизни студентов. Подробнее об условиях конкурса на последней странице.
    Поросенок под куполом цирка
    Когда я пишу или редактирую статьи для газеты, довольно часто мне становится мучительно стыдно за тот текст, который светится на мониторе. Тогда я вспоминаю один мудрый анекдот. К директору цирка приходит дрессировщик и показывает ему следующий номер: под самым куполом поросенок идет по канату и играет на скрипке. «Ну как?» — спрашивает дрессировщик. «К сожалению, мы не можем поставить этот номер в программу», — отвечает директор. — «Но почему?» — «Конечно, очень интересно, что Вы научили поросенка играть на скрипке, но уровень исполнения, извините… не Паганини»...
    «Теология — это наука»
    Интервью с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим.
    Масяня, которую мы потеряли?
    Редактор, тем более, главный, конечно же, не имеет права вставлять собственные мысли в текст автора. Но когда речь идет о любимой девушке наверное, возможно сделать исключение из этого правила. Не скрою, я очень люблю Масяню. К счастью, всего лишь как виртуальный персонаж и абсолютно платонической и в чем-то болезненно-трагической любовью. Тем не менее, я прибавил кое-что от себя в текст статьи с согласия автора. Внимательный читатель, заметивший все редакторские вставки, получит приз — пачку номеров «ТД». — М. Б.
    Крест перед университетом
    В этом номере мы открываем новую рубрику «Татьянинское братство», в которой будут публиковаться заметки о духовных тезках домового храма святой мученицы Татианы при Московском университете, одноименных студенческих общинах, которых немало появилось на просторах нашего бескрайнего отечества.
    «Небо — там»
    В прошлом номере «Татьяниного дня» было опубликовано интервью с диаконом Андреем Кураевым, посвященное рок-музыке. В нем, в частности, говорилось о намечавшемся рок-концерте, организованном Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви. Фестиваль «Рок к небу» состоялся 14 января в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге. В этом номере мы публикуем рассказ диакона Андрея Кураева об этом концерте.
    Колбасный отдел
    «Татьянин день» никогда не обольщался по поводу своих читателей: большинство из них — люди интеллигентные. Однако среди друзей «ТД» есть и те, кто упорно, даже если они занимаются умственным трудом, желают, чтобы их называли «люмпенами из колбасного отдела». Именно для них мы открываем рубрику «Колбасный отдел». Это название как нельзя подходит для нее: по словам одного из знакомых редакции знатоков иудейских древностей, «колбаса» по-еврейски означает «всякая плоть». Не знаем, насколько можно доверять лингвистическим способностям этого гебраиста, однако подобный перевод был бы весьма уместным. Так и мы в этой рубрике будем публиковать статьи самых разных людей, не боящихся высказывать мнения, которые могут показаться резкими и поверхностными. Именно к этой рубрике в наибольшей степени будут относиться слова из последней страницы: «Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов», однако кому-то она, может быть, поможет встряхнуть мозги и избавиться от некоторых интеллигентских и не только интеллигентских предрассудков.
    О рок-музыке, миссионерстве и не только…
    Прочитал тут в юбилейном ТД №50 интервью с диаконом Андреем Кураевым, «Рок — За!» называется. Что же касается «ТД», то, если мне не изменяет память, эту проблему газета поднимала с самого начала своего существования. Писали, помнится, разные авторы, и воцерковлённые православные, и только идущие к вере, и музыканты (бывшие и действующие), и профессиональные критики, и даже люди, казалось бы, от всего этого далекие. Но все сходились в одном — рок-музыка — явление суть языческое и антихристианское и православным там делать нечего. Причем не в текстах песен, а именно в воздействии ритма рок-музыки на подкорку головного мозга зачастую и видели главную опасность. А пришел ритм этот, надо сказать, издалека, из жаркой тропической Африки, из языческих культов ее обитателей. И ударная установка современных рок-музыкантов — прямой потомок тамтамов африканского шамана. (Подробнее об этом см. «Африканские божества на европейской земле», ТД №8, сентябрь, 1996)
    Если бы редактором был я…
    В этом номере мы подводим итоги конкурса среди студентов и аспирантов российских вузов на лучший журналистский материал по одной из трех предложенных тем. Не скроем, что читатели в этот раз не сильно порадовали редакцию качеством и обилием своих творений. Неужели прежние поколения студентов, присылавшие на «ТД-конкурс» столь блестящие статьи и эссе, были талантливее и активнее нынешних? Надеюсь, что наши читатели опровергнут это неутешительное предположение (условия новых конкурсов смотрите на последней странице). Тем не менее, награда нашла героя, разбогатевшего на 100 у.е., с чем мы его и поздравляем.
    Начинаем с конца. Круглый стол о постмодернизме
    «Безумное чаепитие» — именно этими словами Л. Кэрролла было бы правильно назвать образ жизни, которого придерживаются очень многие наши современники. В «Татьянином дне» оно началось чуть ли не в день возникновения газеты. Почти каждый вечер в редакцию приходят люди, не спеша пьют одну за другой чашки чая, болтают, что-то обсуждают, спорят, иногда попросту мешают работать. В этой обстановке рождаются новые номера «ТД», причем их качество непосредственно зависит от интенсивности чаепития. И вот редакции в голову пришла мысль: коль мы все равно пьем чай, пригласим на него специальных гостей и включим диктофон. Как водится, начать мы решили с конца — с разговора о постмодернизме. Кроме Максима Большакова, главного редактора «ТД», в нем приняли участие известные писатели, поэты, философы и публицисты: Олеся Николаева, преподаватель Литинститута, автор книг и статей о постмодернизме, Татьяна Иенсен, кинокритик, диакон Михаил Першин, аспирант философского факультета МГУ, Алексей Сагань, выпускающий редактор «Московского церковного вестника».
    Осторожно: «постмодерн»?
    Новый номер, новый главный редактор, соответственно, новая концепция издания. Наверное, одним из первых слов, которые мы услышали от главного редактора в новом чине (чуть не написала «сане») редактора «ТД» был «постмодернизм». Подумали, «переварили», что называется, и начали спорить: собрали «круглый стол», но к единому мнению так и не пришли. Хотя всем понятно, что Масяня с букетиком вербы на обложке, да еще во время Великого поста возможна только при нем — таинственном постмодернизме. О том, что же это за зверь такой и каким его себе представляют студенты (мы все же были и остаемся студенческой газетой) я и попыталась узнать. Трудно назвать этот материал настоящим социологическим опросом, но все же…
    Любовь: но не в этой жизни
    В этом номере мы открывает новую подрубрику «Киномеханики», которую будет вести наш постоянный автор Александр Петров. В ней не будет попыток религиозного осмысления наводнивших наш кинорынок блокбастеров, этих монстров современной киноиндустрии. Мы поговорим о так называемом «фестивальном кино», которое сейчас принято определять модным понятием arthouse. Появление этих фильмов зачастую проходит незаметно. Большинство из них идет в прокате ограниченное время и вскоре исчезает с экранов, переходя на более демократичные носители информации. Мы надеемся, что наши впечатления позволят вам не пропустить жемчужины современного кинематографа.
    Православные отдыхают-2
    С 16 по 21 февраля недалеко от подмосковного города Рузы в пансионате Московского государственного социального университета прошел общероссийский православный молодежный зимний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 103 участников из 24 епархий РПЦ. Рассказ о летнем Феодоровском городке «Православные отдыхают?» (см. «ТД» № 48) вызвал широкий отклик читателей. В этот раз мы публикуем записки того же автора о зимнем молодежном лагере.
    Провинциальная схоластика
    Проблема преподавания истории, ее интерпретации стала весьма актуальной на постсоветском пространстве, где возникли целые школы псевдоисторической беллетристики, не стесняющейся никаких подтасовок в зависимости от политического заказа. Особенную остроту эта проблема приобрела на Украине. В этом номере мы публикуем статью на эту тему, нашего постоянного автора. Не со всеми выводами автора можно согласиться. Мы надеемся, что эта статья послужит началом плодотворной дискуссии.
    Давид
    Стихотворение Алексея Саганя.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru