rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2005   2004   2003   2002   1999   1998   1996   1995
    Памятник русской славы
    Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе сокола, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.
    «Я пришел к тебе с миром…»
    Эти стихотворения, столь непохожие друг на друга по форме и содержанию, мыслям и настроению, объединяет присутствие в них живого огонька веры — того внутреннего горения, которое отличает их авторов от остальных поэтов.
    «Оглашенные, изыдите»?
    Один мой родственник, некрещеный, но искренне интересующийся православием молодой человек, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь. Он давно собирался побывать на литургии, долго откладывал и наконец решился.
    Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского
    Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского, написанное в XII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, можно совершенно не комментировать — настолько ясны и проникновенны мысли и чувства, заложенные в этом богодухновенном творении великого христианского подвижника, основоположника русского монашества, одного из величайших Святых, прославленных Русской Церковью. Нам, современным православным христианам, необходимо знать, как завещали относиться к инославным и инославию наши величайшие святые.
    Кряшены: судьба народа без названия
    Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их еще не вполне верно именуют крещеными татарами. Сами кряшены отказываются называться «крещеными татарами», считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старокрещеными татарами, в отличие от новокрещеных, обращенных в христианство преимущественно в 18 веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек.
    Sprechen vous English?
    Похоже, люди решили повторить попытку воздвигнуть Вавилонскую башню. Сейчас она называется «Глобализация». Для успеха замысла, как и в библейские времена, нужен общий язык, чтобы строители понимали друг друга. Помнится, в первый раз декретом свыше, вводившим многоязычие, строительные работы были сорваны.
    Русские дети «преподобного» Муна
    О мунитах или, как они себя называют, Церкви унификации, написано много. Да и каждый, наверное, житель большого города не раз встречал на улицах молодых людей, настойчиво приглашающих послушать лекции о чистоте любви. «Церковь» основана в США в 1972 году корейским проповедником Сан Муном. В основе учения Муна — смесь восточных религиозных идей, фантазий самого основателя и небольшого числа христианских элементов. Организация имеет сложную полусекретную структуру и под разными подставными именами проводит крупные коммерческие операции. Главная цель секты — обогащение верхушки и самого Муна. Наш корреспондент Илья Казаков решил взглянут на мунистов изнутри.
    Список дочерних организаций прикрытия секты Муна, рассматривающих систему образования как плацдарм для своей религиозно-культурной экспансии
      
    Клоны на страже демократии
    Я вспоминаю одного пастуха, который пас монастырское стадо на Соловках: он прекрасно знал характер каждой своей коровы, и к каждой относился по-особому. А коров он очень любил, во всем им потакал и шел пасти не туда, куда было удобно ему, а куда хотелось им, своих же любимиц он украшал венками из полевых трав, из-за чего остальные коровы его даже несколько ревновали.
    Законы высшего образования
    «Каждый преподаватель уверен в том, что вам больше нечем заниматься, кроме как его предметом».
    Иезуиты в Речи Посполитой (начало)
    В Польше и Литве в середине -2-й половине XVI в. широко распространяется протестантизм. Учение Лютера и Кальвина проникает сюда в основном из германских городов Пруссии и Прибалтики, где былые земли католических Тевтонского и Ливонского Орденов в короткий срок становятся средоточием протестантизма. Король Сигизмунд I принял довольно решительные меры для обуздания реформации в Польше: была запрещена литература протестантов, польским юношам воспрещалось учиться в германских университетах, против обратившихся в протестантизм применялись суровые меры для возврата их в лоно католической церкви.
    Знак равенства?
    «ТД» постоянно подчеркивает, что может не разделять мыслей авторов публикаций. Тем не менее, некоторые статьи не были напечатаны в газете по причине их чрезмерной резкости или провокационности. Между тем, они могли бы послужить началом плодотворной дискуссии по тем или иным проблемам. Ряд подобных материалов в «ТД» открывает письмо Е. В. Бабенко.
    Православные отдыхают?
    28 июля — 8 августа недалеко от подмосковного города Руза в пансионате Московского государственного социального университета прошел первый общероссийский православный молодежный лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением при участии Братства православных следопытов и поддержке ректора МГСУ Василия Ивановича Жукова. В лагере собрались около 300 участников из 32 епархий РПЦ — от Смоленской и Калининградской до Владивостокской. Мы публикуем записки одного из его непосредственных участников.
    Последние времена
    Снова, как и без малого две тысячи лет назад, очередная война пришла на Святую Землю. Едва ли не каждый вечер те православные, которые смотрят по телевизору выпуски новостей, с ужасом взирают на кадры окруженного войсками храма Рождества Христова в Вифлееме, с грустью видят пустыми некогда многолюдные туристские улочки старого Иерусалима, где многие стены и камни еще помнят Спасителя в Его земные дни. Невольно вспоминается обращенный к израильской столице плач Самого Христа при входе в Иерусалим: «… придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе…» (Лк., 19: 43-44).
    Культуркампф в России?
    Католицизм в России — явление не новое, но по-прежнему чуждое. Дело не только в том, что религиозное сознание католика пропитано юридизмом, отторгаемым православным мироощущением. Приход католицизма всегда и повсеместно (без исключений) завершался насаждением не только своего вероучения, но и культуры, основанной на латинской традиции.
    Племянник бизнесмена
    В отличие от недавней экранизации романа Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец» фильм «Гарри Поттер и философский камень», снятый по первой книге серии романов Дж. Ролинг, довольно точно соответствует литературному оригиналу; в нем практически нет сколь либо серьезных сюжетных изменений и сокращений. Высокий кинематографический уровень картины также вполне соответствует несомненному таланту английской писательницы. Вместе с тем, язык кино дает возможность несколько под иным углом рассмотреть это столь неоднозначно воспринимаемое читателями произведение.
    Так есть ли у нас литература?
    Прочитал тут в ТД № 45 неплохую статью, «Теория высокой художественной прозы» называется. А раз так, значит, о современной литературе. И вроде неплохо автор, студент журфака МГУ Александр Демчук, иронично так «прокатывает» некого современного «классика», написавшего всего лишь одну малоизвестную книгу, но уже мнившего себя где-то на уровне Достоевского, о чем достаточно прозрачно намекает. Что ж, снобов от литературы, возносимых пиаром до небес, сейчас хватает, и на место их ставить надо, пусть даже не сильно. А то возомнил о себе, понимаешь. И ладно бы только о себе, а то ведь другим современным авторам отказывает даже в праве на существование. Ну, нет у нас сейчас хорошей прозы и все тут. Одна надежда — Достоевский-2 — А. Потемкин со своей высококачественной прозой. Были, значит, потёмкинские деревни, будет теперь потёмкинская литература.
    Орудие мести
    Около пяти лет банда дагестанцев терроризирует жителей деревни Зудна и поселка Октябрьский Калужской области. Еще в июле прошлого года в письме Президенту России Владимиру Путину местные жители сообщали: «Дагестанцы… занимаются в полном смысле слова бандитизмом: сеют страх и ужас на территории наших поселков, избивают нашу молодежь, вплоть до того, что вытаскивают из дома и избивают на пороге… Девочек насилуют, а родителей запугивают… Несмотря на наши неоднократные обращения в местные и областные органы администрации и милиции… никаких мер не принимается.»
    «А теперь готовится мне венец правды…»
    В начале XXI века особенно сильно ощущается невидимая черта, отделившая нас от тех, кто жил и подвизался в прошедшее столетие. Сонм новомучеников и исповедников XX века только начал проявляться перед нами в отдельных своих представителях, прославленных и непрославленных. Призвание Богом людей, выросших среди безбожия в самой гуще светского и советского общества — это чудо, чудо властной Десницы Божьей, делающей мастера спорта международного класса Оптинским преподобномучеником. Трудно удержаться от слез, знакомясь с удивительно емкой, насыщенной духовным смыслом жизнью, точнее житием молодого монаха, увенчанного венцом мученическим. Ведая все, Бог испытал его и, испытав, избрал: Я… знаю Моих, — говорит Господь, — и Мои знают Меня (Ин. 10, 14).
    «Москва — Третий Рим»
    Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва — III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее — и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru