rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2008   2005   2004   2003   2002   2001   2000   1999   1998   1997   1996   1995
    Русские няни испанского мальчика
    В конце прошлого года одна из самых престижных литературных наград — «Букер — Открытая Россия» была присуждена не совсем обычной книге. Этот автобиографический роман «сочинила» сама жизнь, как и судьбу человека, создавшего его недюжинной волей и одним пальцем левой руки. Возможно, последнее обстоятельство определило особую манеру книги — лаконизм и реалистичность. По своей подлинности она близка роману Солженицына «Раковый корпус». Это книга о России, врачах и нянечках, детдомовском быте и советской системе устранения «нестандартного» человека из «лицевой, глянцевой» стороны жизни общества. Журнальный вариант, опубликованный «Иностранной Литературой» в 1992 году, назывался: «Черным по белому». Возможно, чтобы не вызвать у читателя ощущения, что ему предложат чернуху, издательство «Лимбус Пресс» изменило название.
    Трактат о халяве
    Трактат о халяве
    При всей своей исключительности и своеобразии «Татьянин день» не одинок во вселенной. Во многих уголках России появляются православные молодежные издания. Начиная с этого номера, мы будем знакомить читателей с публикациями наших собратьев по православной журналистике. Откроется рубрика статьей из миссионерско-просветительской газеты «Собрание», издаваемой в Казани с января 2002 г. (главный редактор иерей Сергий Титов).
    Две книги для свободных умов
    Конец прошлого года был отмечен выходом двух совершенно необычных книг. Они относятся к разным жанрам, но их объединяет вопиющая неполиткорректностъ и свобода, поэтому они будут интересны как православным, так и неправославным нонконформистам.
    Дороги, которые выбирают нас
    Для молодежной, студенческой аудитории нашего журнала словосочетание «воинствующий атеизм» — исторический факт. Но во всей истории трудно будет найти более кровавый факт религиозных преследований. Реки человеческой крови и сотни тысяч мучеников за Христа, миллионы исковерканных безбожниками судеб. Сотрудники нашей редакции встретились с сыном и дочерью одного из новопрославленных Церковью святых белорусских новомучеников, протоиерея Валериана Новицкого. Преклоняясь перед мученическим и исповедническим подвигом этой семьи, мы представляем нашим читателям воспоминания Евгения Валериановича и Ирины Валериановны Новицких.
    «Не сотвори себе кумира»
    Вторая Заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им».
    Машина с номерами штата Колорадо
    Дороги Северной Америки пересекаются и расходятся, как линии руки или прожилки листьев. Уитменовских листьев травы. Шоссе, как правило, ровные, оборудованные зонами отдыха. Но за 12 лет эмигрантской жизни я объездил почти все штаты и по траве, и по камням, и по песку, и по снегу.
    Православные поколения (Next и «восьмидесятники»)
    Пишет человек, не принадлежащий поколению Next. Но так получилось, что мое общение происходит в среде «следующих». Участвуя в жизни православных молодежных организаций, невольно наблюдаешь разницу между «нами» и «ними».
    Язык птиц
    В фильме П. Пазолини «О птицах больших и малых» есть одна примечательная сцена. Двое францисканских монахов посланы обращать воробьев в христианство. Сначала проповедники пытаются объясниться с птичками с помощью чириканья — у них это не получается. После долгих раздумий незадачливые миссионеры догадываются, что воробьи разговаривают друг с другом не с помощью звуков, а с помощью прыжков, и сами начинают выделывать забавные коленца, подражая поведению своих «пасомых».
    «Служение Церкви в современном мире»
    Ежегодная Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви «Служение Церкви в современном мире», организованная Учебным комитетом при Священном Синоде, состоялась 9—10 октября в конференц-зале храма святой мученицы Татианы.
    Дорогами Ивана Сусанина
    Этим летом группа прихожан храма мученицы Татианы при МГУ совершила миссионерскую поездку по Костромской области. Формой работы этой группой был выбран двухчасовой «миссионерский концерт» с лекцией. Миссионеры были там, где уже есть храмы и священники, но где еще не все люди «вспомнили» веру своих предков. В прошлом номере «Татьяниного дня» было напечатано начало статьи об этой поездке. В этом номере мы печатаем ее окончание.
    «С эллинами был как эллин»…
    Александр Сергеевич Панарин (1940 — сентябрь 2003). Профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Руководитель Центра социально-философских исследований Института философии Российской Академии Наук. Действительный член Российской Академии политических наук, Российской Академии естественных наук, Российской Академии славянской культуры, Нью-Йоркской Академии наук. Автор более 300 научных работ, в том числе 15 монографий и учебников. А. С. Панарин — лауреат премии имени М. В. Ломоносова II степени за монографию «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке».
    Заметки непостороннего
    Статья, представленная в этот раз в «Дискуссионном клубе», содержит едва ли не самую суровую критику «Татьянина дня» за последний год его существования, со значительной частью которой мы все-таки не могли бы согласиться. Однако вопросы, поднимаемые в ней, требуют своего обсуждения, которое открывается в этом номере.
    О борьбе с «буржуазной» культурой
    «Татьянин день» на моей памяти в чем только не обвиняли: от черносотенства до масонства, — но упреков в левизне и антибуржуазности (как, впрочем, и в подпиливании «сука, на котором сидит европейская цивилизация») я что-то не припомню. Это обвинение несколько странно. Наоборот, «ТД» довольно буржуазная газета: иначе зачем она стала бы столь упорно гоняться за последними новинками массовой — тоже буржуазной — культуры (на ее страницах за последние два года не был пропущен, пожалуй, ни один нашумевший блокбастер, о которых настоящим неформалам и говорить как-то неприлично). Поэтому я буду защищать отнюдь не «ТД», а сам принцип антибуржуазности.
    Детская болезнь левизны у православных интеллектуалов
    Встретил тут как-то случайно главного редактора «ТД». Давно не виделись. То я в отъезде, то он в работе. А тут посидели культурненько так, поговорили о том, о сем, ну а под конец, как водится, разговор на работу свалился. Тут он возьми и скажи: «И чего вам всем так Масяня не нравится? Вот, — говорит, — еще одна статья пришла на масянину тематику. Хочешь посмотреть?» Ну, мне конечно интересно, кто еще там чего против Масяни написал.
    Тяжкие загадки возвращения
    6 сентября 2003 года новичку в полнометражном кино, режиссеру Андрею Звягинцеву был присужден главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотой лев», а несколькими днями позже его фильм «Возвращение» получил приз за лучший дебют. «Золотой лев» — редкий гость в нашей стране. Российским фильмам его присуждали только два раза: Андрею Тарковскому за фильм «Иваново детство» и Никите Михалкову — «Урга — территория любви». Список призеров Венецианского кинофестиваля более чем внушительный. В разное время «Золотого льва» получали: Ален Рене, Акира Куросава и др., — именно в такой представительной компании оказался Андрей Звягинцев, бывший дворник и актер Новосибирского ТЮЗа.
    Возвращение
    В аннотации к фильму пишут примерно следующее: пока двое мальчишек в дворовых разборках выясняют, кто трус, а кто нет, к ним после двенадцатилетнего отсутствия приезжает отец, которого не помнит даже старший брат. Отец с сыновьями отправляются к озеру на рыбалку, чтобы научиться жить в лесу, ставить палатку, вытаскивать машину из ямы и т. д. Отец учится быть отцом, а дети — быть с отцом.
    Может, кто-то когда-то поставит свечу…
    Тезисы выступления на II Московском фестивале православной студенческой молодежи (8 сентября 2003 г.)
    'Есть основания с оптимизмом смотреть на возрождение церковно-исторической науки в России'
    «Есть основания с оптимизмом смотреть на возрождение церковно-исторической науки в России»
    Игорь Сергеевич Чичуров — выпускник филологического факультета МГУ, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, куратор Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», один из ведущих византинистов России, специалист по византийской историографии, политической идеологии и церковной истории, — в интервью «ТД» о себе, современной византинистике, миссионерстве в науке и многом другом.
    Возвращение блудного космонавта
    В фильме «Белое солнце пустыни» есть одна по-своему гениальная сцена: Петруха, столь жаждавший момента, когда Гюльчатай откроет ему свое «личико», наконец сам отдернул заветную паранджу, однако вместо красавицы Востока под ней оказался коварный басмач с револьвером. Подобная ошибка стоила жизни несчастному красноармейцу, и его прозрение оказалось слишком поздним. Люди редко поступают со своими верованиями по примеру Петрухи, предпочитая скрывать от самих себя их иногда весьма неприглядные лица.
    Солнечный остров
    Для того, чтобы хоть что-то понять в православии, нужно съездить в монастырь. Как заметила одна моя знакомая, настоящие православные мужики встречаются только в монастырях. Тут она, конечно, загнула, но, действительно, подлинная духовная жизнь и люди, которые ее ведут, наиболее ярко представлены именно там (хотя и в монастырской жизни, как и везде, тоже встречаются дурь и несовершенства). Притом в монастыре надо именно пожить, а не прибыть с организованной паломнической группой, иначе все это может превратиться в нечто среднее между экскурсией и посещением зоопарка: вот собор такого-то века, вот монахи полют грядки с морковью, а теперь садимся на автобус и едем дальше.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru