rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2005   2004   2003   2002   1999   1998   1996   1995
    «Теология — это наука»
    Интервью с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим.
    Масяня, которую мы потеряли?
    Редактор, тем более, главный, конечно же, не имеет права вставлять собственные мысли в текст автора. Но когда речь идет о любимой девушке наверное, возможно сделать исключение из этого правила. Не скрою, я очень люблю Масяню. К счастью, всего лишь как виртуальный персонаж и абсолютно платонической и в чем-то болезненно-трагической любовью. Тем не менее, я прибавил кое-что от себя в текст статьи с согласия автора. Внимательный читатель, заметивший все редакторские вставки, получит приз — пачку номеров «ТД». — М. Б.
    Крест перед университетом
    В этом номере мы открываем новую рубрику «Татьянинское братство», в которой будут публиковаться заметки о духовных тезках домового храма святой мученицы Татианы при Московском университете, одноименных студенческих общинах, которых немало появилось на просторах нашего бескрайнего отечества.
    «Небо — там»
    В прошлом номере «Татьяниного дня» было опубликовано интервью с диаконом Андреем Кураевым, посвященное рок-музыке. В нем, в частности, говорилось о намечавшемся рок-концерте, организованном Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви. Фестиваль «Рок к небу» состоялся 14 января в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге. В этом номере мы публикуем рассказ диакона Андрея Кураева об этом концерте.
    Колбасный отдел
    «Татьянин день» никогда не обольщался по поводу своих читателей: большинство из них — люди интеллигентные. Однако среди друзей «ТД» есть и те, кто упорно, даже если они занимаются умственным трудом, желают, чтобы их называли «люмпенами из колбасного отдела». Именно для них мы открываем рубрику «Колбасный отдел». Это название как нельзя подходит для нее: по словам одного из знакомых редакции знатоков иудейских древностей, «колбаса» по-еврейски означает «всякая плоть». Не знаем, насколько можно доверять лингвистическим способностям этого гебраиста, однако подобный перевод был бы весьма уместным. Так и мы в этой рубрике будем публиковать статьи самых разных людей, не боящихся высказывать мнения, которые могут показаться резкими и поверхностными. Именно к этой рубрике в наибольшей степени будут относиться слова из последней страницы: «Мнение редакции может не совпадать с позицией авторов», однако кому-то она, может быть, поможет встряхнуть мозги и избавиться от некоторых интеллигентских и не только интеллигентских предрассудков.
    О рок-музыке, миссионерстве и не только…
    Прочитал тут в юбилейном ТД №50 интервью с диаконом Андреем Кураевым, «Рок — За!» называется. Что же касается «ТД», то, если мне не изменяет память, эту проблему газета поднимала с самого начала своего существования. Писали, помнится, разные авторы, и воцерковлённые православные, и только идущие к вере, и музыканты (бывшие и действующие), и профессиональные критики, и даже люди, казалось бы, от всего этого далекие. Но все сходились в одном — рок-музыка — явление суть языческое и антихристианское и православным там делать нечего. Причем не в текстах песен, а именно в воздействии ритма рок-музыки на подкорку головного мозга зачастую и видели главную опасность. А пришел ритм этот, надо сказать, издалека, из жаркой тропической Африки, из языческих культов ее обитателей. И ударная установка современных рок-музыкантов — прямой потомок тамтамов африканского шамана. (Подробнее об этом см. «Африканские божества на европейской земле», ТД №8, сентябрь, 1996)
    Если бы редактором был я…
    В этом номере мы подводим итоги конкурса среди студентов и аспирантов российских вузов на лучший журналистский материал по одной из трех предложенных тем. Не скроем, что читатели в этот раз не сильно порадовали редакцию качеством и обилием своих творений. Неужели прежние поколения студентов, присылавшие на «ТД-конкурс» столь блестящие статьи и эссе, были талантливее и активнее нынешних? Надеюсь, что наши читатели опровергнут это неутешительное предположение (условия новых конкурсов смотрите на последней странице). Тем не менее, награда нашла героя, разбогатевшего на 100 у.е., с чем мы его и поздравляем.
    Начинаем с конца. Круглый стол о постмодернизме
    «Безумное чаепитие» — именно этими словами Л. Кэрролла было бы правильно назвать образ жизни, которого придерживаются очень многие наши современники. В «Татьянином дне» оно началось чуть ли не в день возникновения газеты. Почти каждый вечер в редакцию приходят люди, не спеша пьют одну за другой чашки чая, болтают, что-то обсуждают, спорят, иногда попросту мешают работать. В этой обстановке рождаются новые номера «ТД», причем их качество непосредственно зависит от интенсивности чаепития. И вот редакции в голову пришла мысль: коль мы все равно пьем чай, пригласим на него специальных гостей и включим диктофон. Как водится, начать мы решили с конца — с разговора о постмодернизме. Кроме Максима Большакова, главного редактора «ТД», в нем приняли участие известные писатели, поэты, философы и публицисты: Олеся Николаева, преподаватель Литинститута, автор книг и статей о постмодернизме, Татьяна Иенсен, кинокритик, диакон Михаил Першин, аспирант философского факультета МГУ, Алексей Сагань, выпускающий редактор «Московского церковного вестника».
    Осторожно: «постмодерн»?
    Новый номер, новый главный редактор, соответственно, новая концепция издания. Наверное, одним из первых слов, которые мы услышали от главного редактора в новом чине (чуть не написала «сане») редактора «ТД» был «постмодернизм». Подумали, «переварили», что называется, и начали спорить: собрали «круглый стол», но к единому мнению так и не пришли. Хотя всем понятно, что Масяня с букетиком вербы на обложке, да еще во время Великого поста возможна только при нем — таинственном постмодернизме. О том, что же это за зверь такой и каким его себе представляют студенты (мы все же были и остаемся студенческой газетой) я и попыталась узнать. Трудно назвать этот материал настоящим социологическим опросом, но все же…
    Любовь: но не в этой жизни
    В этом номере мы открывает новую подрубрику «Киномеханики», которую будет вести наш постоянный автор Александр Петров. В ней не будет попыток религиозного осмысления наводнивших наш кинорынок блокбастеров, этих монстров современной киноиндустрии. Мы поговорим о так называемом «фестивальном кино», которое сейчас принято определять модным понятием arthouse. Появление этих фильмов зачастую проходит незаметно. Большинство из них идет в прокате ограниченное время и вскоре исчезает с экранов, переходя на более демократичные носители информации. Мы надеемся, что наши впечатления позволят вам не пропустить жемчужины современного кинематографа.
    Православные отдыхают-2
    С 16 по 21 февраля недалеко от подмосковного города Рузы в пансионате Московского государственного социального университета прошел общероссийский православный молодежный зимний лагерь «Феодоровский городок», организованный Всероссийским православным молодежным движением. В лагере собрались около 103 участников из 24 епархий РПЦ. Рассказ о летнем Феодоровском городке «Православные отдыхают?» (см. «ТД» № 48) вызвал широкий отклик читателей. В этот раз мы публикуем записки того же автора о зимнем молодежном лагере.
    Провинциальная схоластика
    Проблема преподавания истории, ее интерпретации стала весьма актуальной на постсоветском пространстве, где возникли целые школы псевдоисторической беллетристики, не стесняющейся никаких подтасовок в зависимости от политического заказа. Особенную остроту эта проблема приобрела на Украине. В этом номере мы публикуем статью на эту тему, нашего постоянного автора. Не со всеми выводами автора можно согласиться. Мы надеемся, что эта статья послужит началом плодотворной дискуссии.
    Давид
    Стихотворение Алексея Саганя.
    Неуловимый препод
    Прошу отнестись к нижеизложенному со всей серьезностью. История невыдуманная. Сдавали мы однажды на журфаке средневековую литературу Ю. В. Попову. А надо сказать, что сдать что-либо этому замечательному человеку было очень непросто. Вот, казалось бы, и билет вытянула, и обдумала его, и отвечать уже села. Раскрыл он твою зачетку, и уставил на тебя свои грустные ожидающие очи...
    50 номеров и три редакции
    Номер, который вы держите в руках, — юбилейный, пятидесятый. Полсотни номеров «Татьянина дня» были, конечно, неодинаковыми: менялась редакционная политика и концепция газеты, уходили старые сотрудники и на их место приходили новые. Сегодня мы решили предоставить слово людям, определявших облик нашего издания от первых дней до настоящего времени. К сожалению, первый главный редактор «ТД» ныне инок Владислав Томачинский заболел и поэтому не смог встретиться с нашим корреспондентом. Вместо него сегодняшним гостем газеты стал один из ее «отцов-основателей» Александр Егорцев. Второй гость — редактор «ТД» в 1999—2000 гг. Алексей Сагань. Третий — не гость, но пока действующий главный редактор Григорий Прутцков.
    Как студент московского университета проводит свободное время
    Как студент московского университета проводит свободное время? Соцопрос ТД и выдержки из рассказов студентов Московского Университета XVIII и XIX веков.
    Слово на 12 января 1875 года
    Слово на 12 января 1875 года говоренное в церкви Императорского Московского университета ее настоятелем, профессором богословия протоиереем Н. А. Сергиевским
    Рок — ЗА!
    МГУ, пятничный вечер. Отец Андрей заканчивает лекцию. Следуют долгие, от всей души аплодисменты, и тут же учащиеся облепляют Кураева: один — с просьбой прокомментировать скандальную новость о католиках, другой, «юноша-максималист», — сильно желая о чём-то поспорить… Ожидая, когда поток страждущих рассосётся, я продумываю начало интервью: «У нас в газете затрагивается тема рок-музыки. Нам бы хотелось узнать ваше мнение…» Внезапно диакон возвращается на кафедру. «Кто ещё не ушёл, внимание! В следующий раз, по всему, лекции не будет: я участвую в концерте Шевчука».
    «Я — неспрошенный камень старинных былин…»
    Она была выпускницей МГУ и глубоко верующим человеком, причем из тех, кто никогда не скрывал своих убеждений. Как и у многих истинных талантов, трагическая судьба. Блокадное младенчество и суровое послевоенное детство. Неразделенная любовь. Долгое умирание от тяжелой неизлечимой болезни. Ранняя смерть. В этом году ей исполнилось бы 67 лет, но вот уже 18 лет, как ее нет…
    Восьмой смертный грех?
    Однажды мне довелось участвовать в своеобразном споре с одним заядлым курильщиком по поводу того, хорошо ли курить с точки зрения христианства. Мой собеседник привел весьма своеобразный аргумент в свою пользу: в Священном Писании это занятие нигде не запрещается, его нет в числе семи смертных грехов и, соответственно, в нем нет ничего плохого. Мои возражения о том, что во времена Нового и, тем более, Ветхого Завета Колумб еще не удосужился открыть Америку, и Средиземноморский мир не знал табака, на моего приятеля не подействовал. Проблема, возникающая в данном случае, гораздо шире: действительно, на многие вопросы нет прямого ответа в Священном Писании, которое хотя и обращено ко всем поколениям людей, но написано все-таки в определенные исторические эпохи и не допускает анахронизмов.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru