rss
    Версия для печати

    Мусульмане на службе русского оружия в Первую мировую войну

    Ислам - одна из древнейших на территории современной России монотеистических религий. Традиционно мусульмане компактно проживали в Поволжье, Северном Кавказе и Закавказье, Средней Азии и Казахстане.

    Первым примером перехода мусульман «под руку Москвы» можно считать появление в XV веке в 200 км от «белокаменной» Касимовского царства (район современной Мещеры) с центром в сохранившемся до наших дней городе Касимове Рязанской области. Просуществовало оно вплоть до XVII века, подтверждая тем самым тезис, который не раз (вплоть до 1552 года) использовался русской дипломатией в отношениях с Казанью, а затем с Бахчисараем и Стамбулом: «Вере магометанской нет нигде тесноты в России».

    На протяжении всей истории нашей страны судьба мусульман, традиционно составлявших часть русского войска, была тесно связана с судьбой Российской империи. Даже в самые сложные времена мусульмане активно участвовали в жизни русского общества. Так, внук сибирского хана Кучума, Араслан Алеевич, назначенный Михаилом Федоровичем в 1614 году касимовским царем, был одним из активнейших участников второго Ополчения во времена Смуты. Башкирские всадники наводили на наполеоновских солдат в 1812 году не меньший ужас, чем казаки. Горцы Кавказа - знаменитая «дикая дивизия» - создавали массу проблем военачальникам европейских и азиатских армий, посмевших противостоять России.

    В Первую мировую войну мусульмане России оказались перед тяжелым выбором. Россия, как известно, воевала на стороне Антанты против Германии и ее союзниц, среди которых была и Османская империя. С 1517 года султан Османской империи имел высший среди мусульман духовный титул - халифа («преемника» пророка Мухаммеда). Стремясь поднять восстание в колониях стран Антанты и среди мусульман России, халиф воспользовался своим правом объявлять «священную войну за веру» (джихад). Если бы эта политическая провокация удалась и мусульмане, численность которых в России к 1897 году составляла 13,9 миллионов человек3, восстали бы против царя, то история Первой мировой могла в корне измениться. В этой ситуации свою важную роль сыграло мусульманское духовенство, призвавшее свой народ защищать Родину перед угрозой иноземного нашествия. Российские мусульмане осудили нападки Турции на территориальную целостность Российской империи и приняли в Петербурге 26 августа 1914 года обращение-протест к турецкому султану. Оно было поддержано в Казани, Оренбурге, Уфе, Троицке и других городах, в которых традиционно проживали последователи ислама. 10 сентября 1914 года казанская газета «Вакыт» («Время») писала по этому поводу: «Мы живем в России, мы - российские люди, подданные России». При этом подчеркивалось: «Мы. мусульмане, являемся братьями туркам и по религии, и по крови, а потому естественно наше желание, чтобы они жили мирно... с Россией. нашим отечеством. Не подлежит, конечно, сомнению и наше желание, чтобы турки не бросались в разные авантюры и не находились в действии, вредном нашей России». Патриотические настроения мусульман в те дни хорошо выразил губернский кадий на митинге в Баку, состоявшемся 21 октября 1914 года: «Наша преданность России диктуется не только принципом подданства, но и голосом совести и велениями Корана».

    Заслуги мусульман на фронтах высоко оценил сам Николай И. Направляя в конце июля 1916 года телеграмму муфтию мусульман России в честь празднования мусульманского праздника разговения, он писал: «Благодарю Вас и всех мусульман... за молитвы и выражение верноподданнических чувств. Высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии». Это было сказано не ради красного словца -примеры героизма мусульман в Первую мировую многочисленны. Многие мусульмане, воевавшие в те годы, были награждены за отвагу и доблесть наградами, в том числе и Георгиевскими крестами.

    Особо отличились в этой связи Крымский конный полк (крымские татары), 2-ой эскадрон которого 10 сентября 1916 года атаковал у деревни Нераговки германскую бригаду тяжелой артиллерии, изрубил артиллерийскую прислугу и захватил три тяжелых орудия. Офицеры этого полка давали такие характеристики своим подчиненным-татарам: «Все наши татары были великолепные солдаты: исполнительные, добродушные, великолепные товарищи. Честность и порядочность татарская просто могла служить примером, а их прямота и привязанность к офицеру и к полку были просто поразительны и достойны подражания».

    Громкую известность получил и добровольческий Татарский полк, состоявший из азербайджанцев. Галицийскую кампанию 1914-15 гг. «татары» (азербайджанцы) ознаменовали участием в невероятном по смелости переходе через Карпаты. Полк держал в страхе всю Венгрию, а при отступлении русской армии азербайджанцы прикрывали отход и принимали на себя удары врага10.

    Примерами патриотического героизма последователей ислама полна и история Великой Отечественной войны. Достаточно вспомнить только оборону Брестской крепости, почти половина солдат которой были мусульмане.

    Справедливости ради нужно отметить, что мусульмане нередко испытывали на себе не только трудности и лишения военных кампаний, но и притеснения со стороны русских товарищей-сослуживцев. Вот что с горечью пишет домой 15 декабря 1915 года рядовой Гатчинского полка Закир: «Вчера я получил Георгиевский крест. Ходили мы давно уж в разведку и сняли австрийский дозор... Ротный сказал, что теперь тебя бить меньше станут... Георгиевский крест - все-таки защита, а то все подзатыльники и ругань... потому что я мусульманин»11. И таких примеров имеется достаточно. Однако, проанализировав 54 солдатских письма тюрок-мусульман, дошедших до наших дней, исследователь И.Р. Тагиров пришел к следующему выводу: «Письма свидетельствуют о том, что настроения масс менялись, менялось и отношение к войне. Неизменным оставались только чувства к России, к великому русскому народу... Даже бесконечные насмешки и издевательства... не в состоянии были вытравить из солдат-татар благородного чувства любви и преданности отечеству».

    История участия мусульман в судьбе России в самые напряженные годы существования государства - пример солидарности и взаимного уважения, которому’ стоил бы следовать и сегодня, не поминая никого худым словом.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru