rss
    Версия для печати

    Чтение Великого поста. Тридцать седьмой день от Натальи Лосевой

    По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия, благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Тридцать седьмой день представляет успешный медиаменеджер и популярный публицист Наталья Лосева.

     

    Наталья Лосева:

    - Трудно выбрать одну книгу, Великий пост  - это такой сложносоставной период, неплоский, так что и книг много. Вот три на выбор.

    Системная, важная - "Жизнь Иисуса Христа" Ф.В. Фаррара, удивительнейшая монография с иллюстрациями, дающая не только симфонию Евангельских событий, но и глубочайший исторический контекст.

    Книга - размышление, научный труд и в то же время понятный, ясный ответ на многие вопросы - "Дух, душа и тело" святителя Луки Войно- Ясенецкого, одного из моих самых любимых святых, выдающегося хирурга и ученого с мировым именем.

    Третья книга - любимица много лет и на все времена: "Письма баламута" великого Клайва Льюиса.

    Клайв Стейплз Льюис

    Письма Баламута


    Вступление

    Я не собираюсь объяснять, как в мои руки попала та переписка, которую я теперь предлагаю вниманию общества.

    Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии.

    Советую моим читателям помнить, что дьявол – отец лжи и не все, что говорит Баламут, следует считать правдой, даже с его собственной точки зрения....

    <...>


    ***
    Письмо второе

    Мой дорогой Гнусик!

    Весьма досадно было узнать, что твой подопечный обратился. Не тешь себя надеждой, что избежишь положенного наказания (хотя я уверен, что в минуты успеха ты не тешишь себя надеждами). Надо спасать положение. Не нужно отчаиваться – сотни людей, обратившихся взрослыми, побыли в стане Врага, исправились, и теперь они с нами. Все привычки подопечного, и душевные, и телесные, льют воду на нашу мельницу.

    Один из великих наших союзников в нынешнее время – сама церковь. Пойми меня правильно. Я говорю не о той самой Церкви, которую мы видим объемлющей пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со знаменами. Это зрелище, признаюсь, способно устрашить самых смелых искусителей. Но, к счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке. Войдя же внутрь, он увидит местного бакалейщика с елейным выражением лица, а тот предложит ему лоснящуюся маленькую книжку, где записано содержание службы, которое никто толком не понимает, и еще книжечку в потертом переплете, содержащую искаженные тексты разных религиозных песнопений, в большинстве своем плохих и напечатанных к тому же мелким шрифтом. Когда он сядет на свое место и оглядится, он увидит как раз тех соседей, которых он избегал.

    Тебе следует в полной мере их использовать. Пусть его мысли перескакивают со слов «Тело Мое» к лицам и обратно. При этом, конечно, никакого значения не имеет, что за люди сидят на скамейках. Ты, может быть, знаешь, что кто-то из них – великий воин в стане Врага. Неважно. Твой подопечный, слава нашему отцу, от природы глуп. Если только кто-то из них плохо поет, носит скрипучие сапоги, нелепо одет или отрастил двойной подбородок, твой подопечный легко поверит, что в религии этих смешных и нелепых людей должно быть что-то смешное и нелепое. Как ты знаешь, сейчас в голове подопечного обитает представление о «христианстве», которое он называет «духовным», но это сильно сказано. Его голова забита хитонами, сандалиями, доспехами, босыми ногами. Тот простой факт, что люди, окружающие его в церкви, одеты по-современному, стал для него (разумеется, бессознательно) настоящим камнем преткновения. Не давай этому камню выйти на поверхность и не позволяй подопечному спрашивать себя, какими же он желал бы видеть прихожан. Следи за тем, чтобы все его представления были посмутнее: потом в твоем распоряжении будет целая вечность, и ты сможешь развлекаться, наводя в нем ту особую ясность, которой отличается ад.

    Максимально используй разочарование и упадок, которые неминуемо настигнут его в первые же недели по обращении. Враг попускает это разочарование на пороге каждого человеческого дела. Оно появляется, когда мальчик, зачарованный историей Одиссея, начинает учить греческий. Оно же появляется, когда влюбленные поженились и учатся жить вместе. Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности. Враг идет на риск, связанный с этим разочарованием, так как лелеет надежду, что эти отвратительные маленькие создания станут его свободными приверженцами и служителями. Он вечно называет их «сыны», с упорным пристрастием унижая весь духовный мир неестественной любовью к двуногим. Не желая лишать их свободы. Он отказывается силой вести их к целям, которые поставил перед ними. Он хочет, чтобы они «шли сами». Здесь-то и кроются наши возможности. Но помни, что здесь же скрыта и опасность для нас. Уж если они пройдут благополучно через период сухости, они будут меньше зависеть от своих эмоций и искушать их станет труднее.

    До сих пор я писал тебе так, словно люди, сидящие на соседних скамьях, не дают никаких разумных поводов к разочарованию. Когда же твой подопечный знает, что дама в нелепой шляпке – страстная картежница, а человек в скрипучих сапогах – скряга и вымогатель, твоя задача много легче. Ты просто мешай ему думать: «Если я, такой, какой я есть, могу считать себя христианином, почему недостатки моих соседей по скамье доказывают, что их религия – просто лицемерие и привычка?» Ты спросишь, возможно ли, чтобы столь очевидная мысль миновала его? Возможно, дорогой Гнусик, вполне возможно! Обращайся с ним поразумнее, и это просто не придет ему в голову У него еще нет прочной связи с Врагом, а потому нет истинного смирения. Сколько бы он ни говорил о своей греховности, даже на коленях, все это – лепет попугая. В глубине души он еше верит, что оказал большую честь нашему Врагу, когда обратился, и думает, что выказывает большое смирение, ходя в церковь вместе с ограниченными, скучными людьми. Удерживай его в таком состоянии как можно дольше.

    Твой любящий дядя Баламут.

    Чтение Великого поста. Тридцать шестой день от Владимира Гурболикова

    Чтение Великого поста. Тридцать пятый день от иеромонаха Димитрия (Першина)

    Чтение Великого поста. Тридцать четвертый день от Светланы Кековой

    Чтение Великого поста. Тридцать третий день от Бориса Любимова

    Чтение Великого поста. Тридцать второй день от протоиерея Николая Соколова

    Чтение Великого поста. Тридцать первый день от епископа Каскеленского Геннадия

    Чтение Великого поста. Тридцатый день от священника Андрея Кордочкина (ВИДЕО)

    Чтение Великого поста. Двадцать девятый день от игумена Саввы (Тутунова)

    Чтение Великого поста. Двадцать восьмой день от священника Игоря Фомина

    Чтение Великого поста. Двадцать седьмой день от игумена Иоасафа (Полуянова)

    Чтение Великого поста. Двадцать шестой день от Владимира Легойды

    Чтение Великого поста. Двадцать пятый день от Олеси Николаевой

    Чтение Великого поста. Двадцать четвертый день от митрополита Калужского и Боровского Климента

    Чтение Великого поста. Двадцать третий день от протодиакона Александра Агейкина

    Чтение Великого поста. Двадцать второй день от Светланы Луганской

    Чтение Великого поста. Двадцать первый день от Михаила Селезнева

    Чтение Великого поста. Двадцатый день от Григория Александровича Любимова

    Чтение Великого поста. Девятнадцатый день от Виктора Антоновича Садовничего

    Чтение Великого поста. Восемнадцатый день от игумена Всеволода (Варющенко)

    Чтение Великого поста. Семнадцатый день от игумена Евфимия (Моисеева)

    Чтение Великого поста. Шестнадцатый день от протоиерея Всеволода Чаплина

    Чтение Великого поста. Пятнадцатый день от протоиерея Максима Козлова

    Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой

    Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф

    Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого

    Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул

    Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой

    Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги

    Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)

    Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

    Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

    Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

    Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

    Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

    Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

    Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru