Tweet |
Протоиерей Максим Козлов:
- Думаю, что во всякое время, но Великим Постом особенно - когда ты прожил уже немало лет в Церкви - хочется прочитать книгу или книги, в которых ты найдешь не только слова, с которыми невозможно поспорить - таких книг сейчас издается много. Но книги, опыту, запачатленному в которых, ты веришь: что человек не только умозрительно представляет, что так правильно, но или сам прошел этот путь (хоть сколько-нибудь) или видел тех, кто прошел этим путем. Такие свидетельства - особенно дороги, а если они относятся не к временам великим, но давним, а так или иначе видным нам в жизненной или исторической перспективе, то тогда они дороги сугубо.
Для меня одним из авторов, открытым для себя относительно недавно в качестве живого свидетеля Предания, стал архимандрит Рафаил (Карелин). Личностно яркий, не безусловный в своих взглядах, бескомпромиссный в отстаивании Православия и того, что он понимает как Традицию и Предание Православной Церкви. Что-то из написанного архимандритом Рафаилом мне близко, с чем-то я не могу внутренне согласиться, но книги его имеют удивительное и нечастое сейчас свойство: невозможно оспорить, что они написаны от опыта. Не от умозрения, не от теоретезирования, не от прочитанных в библиотеке книжек.
Из книг, написанных им, в последнее время мне более всего понравилась, оказалась более всего близкой для души книга "На пути из времени в вечность", в которой архимандрит Рафаил описывает встречи в своей жизни с подвижниками благочестия, преимущественно Иверской земли, но не только ее. С теми, кого он видел, и теми, о ком он слышал, с теми, кто составляет живое свидетельство святости Православия XX столетия.
Вот такой небольшой кусочек о Патриархе Ефреме мне хотелось бы, чтобы мы прочитали вместе с вами.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
На пути из времени в вечность
Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре Вскоре, однако, монастырь был закрыт. Большинство монахов оказалось в тюрьмах и ссылках. Тяжелым и во многом трагичным был и жизненный путь Патриарха. Он подвергался гонениям, его лишали возможности служения. Действующих храмов становилось все меньше, и одно время, будучи уже епископом, он занимал место священника в тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь.
В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ольгинского монастыря Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: «Я не благословляю архиереев». Епископ Ефрем спросил: «Откуда вы знаете, кто я?». Тот ответил: «Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?».— «К себе на родину, в Грузию». Тогда владыка Варфоломей сказал: «Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов».— «Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены»,— отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: «Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее»
Патриарх Ефрем рассказывал, как епископ Варфоломей повез его в свой дом. Тогда автомобилей у епископов еще не было, и они сели в открытую коляску, запряженную лошадью. Люди удивлялись, видя в коляске рядом с архиереем человека в оборванной одежде...
В течение нескольких недель владыка Варфоломей ухаживал за епископом Ефремом. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему долго нельзя будет есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу начали кормить какой-то жидкой кашей. Патриарх Ефрем рассказывал, что на другой день он увидел на кухне у епископа свежий хлеб, и ему так захотелось съесть его, что он, несмотря на запрещение, отломил кусок и быстро, чтобы не видели, проглотил — и тут же почувствовал сильные боли. Опять позвали врачей, и каким-то образом кусок был извлечен. Епископ Варфоломей сказал владыке Ефрему, что не отпустит его из своего дома в дорогу, пока не получит разрешения от врачей. При этом он предложил ему служить вместе с ним по праздникам в кафедральном соборе.
Когда епископ Ефрем приехал в Тбилиси, то прежде всего, не заходя никуда, он пришел в храм святой великомученицы Варвары. Его охватило настолько сильное волнение, что он сел прямо на ступени и, опустив голову, заплакал навзрыд. Из храма к нему вышел священник; узнав, что перед ним епископ Ефрем, вернувшийся из ссылки, он заплакал вместе с ним. Собрались верующие. При виде больного и изможденного архиерея в гражданской одежде одни также не могли удержаться от слез, другие поздравляли его, третьи обнимали и целовали ему руки. Затем они вошли в храм. Ефрем стал громко
благодарить святую Варвару за свое спасение. Он еще в заключении дал два обета: если вернется живым, то, во-первых, босиком пройдет от Сионского собора до храма святой Варвары, а во-вторых, от Мцхета пешком дойдет до Шио-Мгвимского монастыря. На праздник великомученицы Варвары, память которой совершается в декабре, епископ Ефрем в сопровождении нескольких людей исполнил свой обет пройдя босиком около пяти километров.
...В начале 60-х годов, во время хрущевских гонений, новоизбранного Патриарха Ефрема вызвали на секретное совещание, где присутствовали высшие правительственные лица. Ему сказали, что необходимо закрыть в Грузии хотя бы несколько храмов, так как этого требует идеологический аппарат Хрущева. Уполномоченный предложил закрыть в первую очередь тбилисский храм преподобного Давида, около которого был создан «пантеон». Тогда Патриарх решился на крайнюю меру. Он впоследствии признавался, что сам удивился своим словам, как будто их сказал за него кто-то другой. Он ответил: «Во время своей интронизации я дал слово грузинскому народу, что готов положить свою голову на плаху за Церковь, поэтому, если вы начнете закрывать храмы, я должен буду умереть, и сделаю это так, что узнает весь мир». Посовещавшись, грузинские власти решили передать ответ Патриарха в Москву и ждать решения оттуда. И случилось чудо: гонения 60-х годов, которые прошли, как смерч, по всему Советскому Союзу, почти миновали Грузию. Может быть, Кремлевский Диктатор отступил перед решимостью Патриарха. Впрочем, в это время и многие выдающиеся грузинские ученые выступили в защиту Церкви.
Однажды в день Благовещения Патриарх Ефрем, обращаясь к народу, сказал: «Сегодня я хочу дать вам подарок - поделиться своим опытом. Когда мне тяжело на сердце, то я подхожу к иконе Благовещения и говорю: "Святой Архангел Гавриил, ты принес радостную весть Деве Марии, принеси и мне радость, исполни мои молитвы, но только по воле Божией"».
Надо сказать, что Патриарх Ефрем скончался в день Благовещения — на свой любимый праздник.
Поистине дивны судьбы Твоя, Господи!
Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой
Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф
Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого
Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул
Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой
Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги
Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)
Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина
Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)
Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина
Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)
Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко
Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта
Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!