rss
    Версия для печати

    Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

    По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия и благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Седьмой день представляет ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин.

    Сергей Чапнин:

    Родился в 1968 году в Москве.

    Окончил факультет журналистики МГУ.

    В 1991-1995 гг. — председатель Православного братства во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. С 1995 по 1997 гг. — главный редактор информационно-исследовательской группы «Метафразис». В 1998-2001 гг. — главный редактор интернет-журнала «Соборность».

    С 2001 г. — сотрудник Издательского Cовета Русской Православной Церкви, ответственный редактор газеты «Церковный вестник».

    С 2004 года  — основатель и исполнительный директор Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово». С 2005 г. — руководитель исследовательского центра «Церковь в информационном обществе».

    С 2009 года - ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». С мая 2009 года  — заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии.

    С января 2010 года - секретарь комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.

    - В дни Великого поста более всего хочется услышать живое слово о вере, свидетельство о личном опыте, почувствовать, что проповедник или духовный писатель открывает свое сердце, а не прячется за безличным, плакатным, митинговым «мы». Протоиерей Георгий Бенигсен – один из замечательных, талантливых миссионеров XX века, и его проповеди – это убедительное сочетание искреннего свидетельства о своем уповании с систематическим изложением основ нашей веры.

     Протоиерей Георгий Бенигсен

    Торжество Православия
    (Ин. 1:43-51)

    11 марта 1984 (?) г.

    Торжество Православия! Какие великие слова! Какая великая истина кроется за ними! Прежде всего: что такое Православие? Слово это и в греческом его подлиннике и в русском переводе значит: правильно славить. Правильно славить Бога. Почему славить? Да потому что нет более конкретного, положительного пути к утверждению самой природы Бога — Промыслителя, Создателя, Творца вселенной и человека. Царя и Владыки над миром и историей. Вот почему основной сутью нашей Церкви являются ее богослужебная, литургическая, сакраментальная природа. Вот почему все в ней: слова, чтения, песнопения, священнодействия, иконы, ризы, фимиам, колокольный звон — не просто детали религиозного церемониала, не только ритуал, но вера в действии. А действие включает всю природу человека — движение (поклоны, крестное знамение, самый путь человека в храм на богослужение); слух (чтение, проповедь, песнопение); зрение (иконопись, гармония линий и красок); обоняние (запах фимиама); разум (понимание и проникновение в тайну). Так христианин, приходя в храм, всего себя, полностью, целиком включает в акт прославления Бога, с таким совершенством осуществляемого в нашем православном храме.

    Слава, поклонение, прославление несут в себе удивительный смысл утверждения. Это понимали многие «владыки мира сего», «князья человеческие», так любившие прославление, почитание и создание вокруг своего имени культа. Разница в том, что за этим «славием», если можно так выразиться, не было того «право», которое принадлежит Православию. Поэтому культы разрушались, имена забывались, все уходило в историческое небытие.

    Быть православным — значит правильно славить, прославлять Бога. Не путем «слепой веры», не лабиринтами суеверия, не отвлеченной мистикой, а светом разума. Как сказано в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Этот разум зиждется на Премудрости Божией, которая явлена миру в Ветхозаветном и Новозаветном откровениях, в духоносных учениях апостолов и постановлениях Вселенских Соборов, в многовековом Священном Предании Церкви, в которой не прекращается жизнь Святого Духа, которая и нам открывается в нашей собственной жизни в полноте церковности, соборности и непрестающем дыхании Благодати. Поэтому наше прославление Бога в Троице зиждется на Истине, на Божественной Правде, хранительницей которой является наша Церковь.

    Торжество Православия! Зная теперь всю внутреннюю силу Православия, что мы можем сказать о его Торжестве? Многовековая история Православия полна святости, праведности, подвига. Оно несло слово Христовой Истины многим племенам и народам. Оно стояло за эту истину до мученического пролития крови, под гонениями и преследованиями. В этом выражалось его Торжество. Но знаем мы, что, наряду с этим, было много падений, кризисов, унижения, отречений, измен, человеческой и исторической неправды. Да и сейчас живем мы в таких условиях, когда о Торжестве говорить и думать трудно. Поэтому часто совершаем ошибку, относя Торжество к какому-то полулегендарному прошлому, к области книг по церковной истории, мечты, исторической памяти.

    Так в чем же Торжество Православия теперь, в наши дни, в нашей с вами личной человеческой жизни? Начнем с этого последнего. В духовной жизни, как не странно это может звучать для «современного уха», нет и не должно быть абстракций, отвлеченности. Каждый из нас является «микрокосмом» истории — церковной и общественной. И та и другая состоят из нас — человеческих единиц. Как в капле воды отражается весь спектр солнечного сияния, так и каждый человек, каждая личность является спектром сияния Божией славы и Божией премудрости. Поэтому первым, начальным, исходным центром, в котором Православие либо торжествует, либо унижается, являюсь я — моя совесть, моя душа, мое сердце, моя мысль, моя жизнь. Только когда Православие торжествует во мне — в моей вере, в моей преданности Богу и Церкви, в моем служении им, в моем исповедничестве Правды Божией, в самом моем образе жизни и отношении к ближним, в моем смирении, в моем послушании и покорности воли Божией, — только тогда Православие торжествует не в исторически-отвлеченном плане, а в конкретном, личном порядке победы Бога над моим грехом и моей неправдой. Победы, которую Бог осуществляет через меня, через мою веру, через мою радостную готовность и жажду быть с Ним и в Нем.

    Я — это один из мириадов личностей, судеб и жизней человеческих. Чем больше нас устремляется к такому прославлению Бога, прославлению через нас и торжества в нас, тем убедительнее, действеннее, совершеннее, реальнее будет Торжество Православия в этом мире. Это путь радостный и нелегкий. «Бла­женны вы, когда будут поносить вас и гнать». «Блаженны изгнанные за правду»(Мф. 5:11,10). Но путь-то Торжества Православия начался со скромной и убогой Вифлеемской пещеры, вехами его были страдания, унижения и мученичество. Утверждением — смерть на Голгофе. Оправданием и последней целью — общее Воскресение из мертвых. Конец? Конца не будет. Альфа кончится Омегой. Вместо «конца» будет вечность.

    Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

    Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

    Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

    Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

    Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

    Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru