rss
    Архив номеров Татьяниного дня
    год: 2008   2005   2004   2003   2002   2001   2000   1999   1998   1997   1996   1995
    Я — человек, угодный богу
    Всеми любимому доктору филологических наук, профессору факультета журналистики МГУ Владиславу Антоновичу Ковалёву исполнилось бы 80 лет. Мы попросили его дочь Ирину Владиславовну Толоконникову рассказать об отце.
    Выставка одной работы
    Русь и русская культура всегда были оплотом православной веры, даже само слово «православие» отсылает нас прежде всего к давним русским традициям, к золотым куполам московских храмов, к церковным песнопениям. Православие и Россия неотделимы друг от друга, и поэтому жизнь церкви неизбежно ассоциируется с деятельностью российских и прежде всего московских священников, богословов, иконописцев.
    Остров святого Павла
    Колышущиеся, как мираж в нагретом воздухе, пальмы на горизонте и обжигающее легкое дыхание тропиков — первое, что встретило нас на Мальте. Яркое, слепящее глаза солнце — сразу прячу их за темными очками. Сияющие белые и желтые здания на фоне голубого неба. Немного позднее — ослепительно синее Средиземное море.
    Список мировоззренческих, в том числе и религиозных объединений, рассматривающих систему образования как плацдарм для своей религиозно-культурной экспансии
      
    Независимая Эстония, или На развалинах империи
    Национальные праздники — странная вещь. У меня они ассоциируются только с тем, что в эти дни не работают посольства, а виза, соответственно, делается дольше, если такой праздник оказался среди нескольких дней между ее сдачей и получением. Теперь еще оказалось, что в такие дни не работают магазины.
    Пока живут на свете дураки или о том, как член редакции ТД решил заработать на византийский конгресс в Париже
    Дело было в Питере. После воскресной литургии я шла по Садовой от Сенной к Невскому в Публичную библиотеку читать свои любимые греческие рукописи. Неподалеку от Гостиного двора мужчина темной наружности сунул мне в руку бумажку и кивнул в сторону: «Девушка вам все объяснит»...
    Памятник культуры: музей или церковная святыня?
    МОСКВА. 24 сентября состоялся круглый стол «Сохранение и пропаганда культурного наследия: взаимодействие государства и православной Церкви». Участники круглого стола — представители органов государственной власти и Русской Православной Церкви — обсуждали отношение государства и Церкви к охране и использованию памятников православной культуры.
    Иезуиты в Речи Посполитой (окончание)
    В 1564 г. иезуиты впервые прибыли в Польшу, куда их пригласил кардинал Станислав Гозий, уроженец Вильны. Именно Гозий дал совет Виленскому латинскому епископу Валериану Протасевичу пригласить иезуитов и в Литву для борьбы с протестантами и православными «схизматиками». Иезуиты появились в Вильне после заключения Люблинской унии, в 1569 г. Первоначально в Вильно пришли пятеро иезуитов. В отведенном им епископом Протасевичем доме они уже в 1570 г. открыли коллегиум с гимназией при нем. Первым ректором коллегиума стал Станислав Варшевицкий — один из наиболее видных иезуитов Речи Посполитой того времени. Иезуиты быстро сообразили, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки иезуиты развили в Литве колоссальную деятельность. Их число быстро росло. Протасевич покупал для них новую недвижимость и дарил им земельные владения.
    Памятник русской славы
    Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе сокола, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.
    «Я пришел к тебе с миром…»
    Эти стихотворения, столь непохожие друг на друга по форме и содержанию, мыслям и настроению, объединяет присутствие в них живого огонька веры — того внутреннего горения, которое отличает их авторов от остальных поэтов.
    «Оглашенные, изыдите»?
    Один мой родственник, некрещеный, но искренне интересующийся православием молодой человек, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь. Он давно собирался побывать на литургии, долго откладывал и наконец решился.
    Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского
    Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского, написанное в XII веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью, можно совершенно не комментировать — настолько ясны и проникновенны мысли и чувства, заложенные в этом богодухновенном творении великого христианского подвижника, основоположника русского монашества, одного из величайших Святых, прославленных Русской Церковью. Нам, современным православным христианам, необходимо знать, как завещали относиться к инославным и инославию наши величайшие святые.
    Кряшены: судьба народа без названия
    Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их еще не вполне верно именуют крещеными татарами. Сами кряшены отказываются называться «крещеными татарами», считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старокрещеными татарами, в отличие от новокрещеных, обращенных в христианство преимущественно в 18 веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек.
    Sprechen vous English?
    Похоже, люди решили повторить попытку воздвигнуть Вавилонскую башню. Сейчас она называется «Глобализация». Для успеха замысла, как и в библейские времена, нужен общий язык, чтобы строители понимали друг друга. Помнится, в первый раз декретом свыше, вводившим многоязычие, строительные работы были сорваны.
    Русские дети «преподобного» Муна
    О мунитах или, как они себя называют, Церкви унификации, написано много. Да и каждый, наверное, житель большого города не раз встречал на улицах молодых людей, настойчиво приглашающих послушать лекции о чистоте любви. «Церковь» основана в США в 1972 году корейским проповедником Сан Муном. В основе учения Муна — смесь восточных религиозных идей, фантазий самого основателя и небольшого числа христианских элементов. Организация имеет сложную полусекретную структуру и под разными подставными именами проводит крупные коммерческие операции. Главная цель секты — обогащение верхушки и самого Муна. Наш корреспондент Илья Казаков решил взглянут на мунистов изнутри.
    Список дочерних организаций прикрытия секты Муна, рассматривающих систему образования как плацдарм для своей религиозно-культурной экспансии
      
    Клоны на страже демократии
    Я вспоминаю одного пастуха, который пас монастырское стадо на Соловках: он прекрасно знал характер каждой своей коровы, и к каждой относился по-особому. А коров он очень любил, во всем им потакал и шел пасти не туда, куда было удобно ему, а куда хотелось им, своих же любимиц он украшал венками из полевых трав, из-за чего остальные коровы его даже несколько ревновали.
    Законы высшего образования
    «Каждый преподаватель уверен в том, что вам больше нечем заниматься, кроме как его предметом».
    Иезуиты в Речи Посполитой (начало)
    В Польше и Литве в середине -2-й половине XVI в. широко распространяется протестантизм. Учение Лютера и Кальвина проникает сюда в основном из германских городов Пруссии и Прибалтики, где былые земли католических Тевтонского и Ливонского Орденов в короткий срок становятся средоточием протестантизма. Король Сигизмунд I принял довольно решительные меры для обуздания реформации в Польше: была запрещена литература протестантов, польским юношам воспрещалось учиться в германских университетах, против обратившихся в протестантизм применялись суровые меры для возврата их в лоно католической церкви.
    Знак равенства?
    «ТД» постоянно подчеркивает, что может не разделять мыслей авторов публикаций. Тем не менее, некоторые статьи не были напечатаны в газете по причине их чрезмерной резкости или провокационности. Между тем, они могли бы послужить началом плодотворной дискуссии по тем или иным проблемам. Ряд подобных материалов в «ТД» открывает письмо Е. В. Бабенко.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru