Tweet |
В 1564 г. иезуиты впервые прибыли в Польшу, куда их пригласил кардинал Станислав Гозий, уроженец Вильны. Именно Гозий дал совет Виленскому латинскому епископу Валериану Протасевичу пригласить иезуитов и в Литву для борьбы с протестантами и православными «схизматиками». Иезуиты появились в Вильне после заключения Люблинской унии, в 1569 г. Первоначально в Вильно пришли пятеро иезуитов. В отведенном им епископом Протасевичем доме они уже в 1570 г. открыли коллегиум с гимназией при нем. Первым ректором коллегиума стал Станислав Варшевицкий — один из наиболее видных иезуитов Речи Посполитой того времени. Иезуиты быстро сообразили, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки иезуиты развили в Литве колоссальную деятельность. Их число быстро росло. Протасевич покупал для них новую недвижимость и дарил им земельные владения.
Иезуиты добились очень высокого уровня образования в своем виленском коллегиуме. Иезуитская школа обладала целым рядом совершенно уникальных преимуществ: сюда приглашались лучшие профессора и преподаватели, здесь применялись наиболее совершенные методы обучения, но самое главное — обучение было бесплатным. В виленскую и другие коллегии иезуиты принимали всех желающих учиться, независимо от вероисповедания, никакого принуждения к перемене веры здесь не было. Это очень скоро привлекло в иезуитские школы детей русских аристократов. Поскольку родителям твердо гарантировалось, что дети останутся православными, они охотно стали отдавать русских недорослей в науку к отцам-иезуитам. Тем более что у православных не было школ подобного уровня. Отсутствие серьезных школ было одним из самых серьезных недостатков Православной Церкви Западной Руси в условиях наступления католицизма.
Дети православных, поступившие в иезуитские коллегии, не принуждались открыто к перемене веры, но они попадали в совершенно чуждую Православию культурную среду, образованную католиками. Они легко приучались к западной культуре, которая, вероятно, производила на них большое впечатление, особенно на фоне сформировавшегося у православной западнорусской знати комплекса этнокультурной неполноценности. Таким образом, без всякого принуждения почти вся западнорусская аристократия уже к рубежу XVI-XVII веков в лице своего младшего поколения была обращена в католицизм. Даже знаменитый защитник Православия князь Константин Константинович Острожский совершил ту же самую ошибку, послав своих детей учиться в католических коллегиумах и университетах, откуда они вышли убежденными католиками (внучка князя Константина была уже столь фанатичной католичкой, что велела выкопать останки своего деда и крестить их по католическому обряду).
Эта стратегия вовлечения в католичество через образовательный процесс, через учебу в католических учебных заведениях была разработана иезуитами очень тщательно. Она эффективно используется и по сей день. В России в эпоху Александра I иезуиты также создали густую сеть своих коллегий и лицеев. В результате в католицизм перешли представители множества самых знатных русских фамилий: князья Волконские и Гагарины, графы Шуваловы, дворяне Лунины, Печорины и многие другие. Но тогда правительство все же быстро смогло оценить, чем грозит «просветительская» деятельность членов Общества Иисуса, и они были изгнаны из России, а их школы закрыты. Сегодня иезуиты вновь создают на территории России и других республик бывшего СССР свои учебные заведения.
Помимо школ иезуиты внедрили в свою миссионерскую практику и такое действенное средство пропаганды католицизма, как диспуты. Инициативу в этом направлении проявили поначалу протестанты. Кальвинистские проповедники явились однажды в коллегиум к иезуитам и вызвали их на диспут. Он проходил в стенах коллегиума и закончился, в общем-то, ничем. Тогда иезуиты предложили состязаться открыто, перед лицом народа. Но в означенный день, когда на городской площади собралась толпа католиков и протестантов, лидеры последних не рискнули вступить в открытый спор с католиками. Иезуиты быстро сориентировались и, разделившись на группы, стали дискутировать между собой. Это было потрясающе эффектно: одни иезуиты защищали католицизм, другие — учение Кальвина, третьи — Лютера. Нашлись даже те, кто выступил с позиций Социна. Три дня продолжались эти споры на виленской площади, причем все выглядело на удивление правдоподобно, хотя, разумеется, всякий раз верх одерживали те, кто защищал устои католицизма. Настоящие протестанты были деморализованы таким поворотом событий. Значительная часть населения Вильны стала симпатизировать иезуитам.
Иезуиты решили воздействовать на сознание народа, используя и такой фактор, как пышное богослужение. Истовое служение всегда сильно воздействует на чувства верующих. Иезуиты получили в свое владение старинный готический костел св. Ионы (ныне университетский), который они перестроили, придав ему невероятную пышность и благолепие. Иезуиты завели в этом костеле прекрасный орган и замечательный хор. Службы здесь отличались необыкновенной красотой. Богослужение иезуиты совершали ежедневно, не ленились. Приходящих иезуиты встречали с радушием и пониманием.
Огромное значение в иезуитской миссии играла проповедь. Народ, привыкший видеть в духовенстве преимущественно «князей церкви», редко нисходивших до общения с простолюдинами, услышал от иезуитов живое слово, обращенное к нему. В костеле иезуитов звучали проповеди не только на латыни, но и на разговорных польском, немецком и русском. Подчас слушатели рыдали, тронутые словом патеров — иезуитские священнослужители славились своим красноречием. Искусство риторики было поставлено ими на чрезвычайно высокий уровень. Особенно прославился как проповедник иезуит Петр Скарга-Павенцкий, в прошлом львовский каноник, прибывший в Вильну в 1573 г. Его проповеди собирали тысячи людей. После таких прочувствованных выступлений люди жаждали немедленной исповеди. Разгоряченных и взволнованных проповедью горожан с готовностью принимали иезуитские ксендзы — исповедовали и причащали. Среди приходивших любопытства ради в иезуитский костел было немало протестантов и православных, многие из которых в итоге оставались в латинстве.
Иезуиты отнюдь не гнушались использовать в своей миссионерской работе и опыт православных. Так, например, по образцу православных братств Скаргой в 1573 г. было создано братство Тела Господня при иезуитском костеле. Оно имело ярко выраженную антипротестантскую направленность. Как известно, ничто так не объединяет людей, как какая-либо совместная деятельность во имя общей цели — под эгидой иезуитов католические братчики создали при костеле св. Ионы свою часовню, устраивали процессии и церемонии, в которых принимали участие в специальной униформе, с хоругвями, хором и проч. Позднее появились и другие католические братства с аналогичными формами деятельности, например, Братство Девы Марии. Пышные процессии католических братств стали мощным пропагандистским средством. Так, во время одного подобного шествия около взрослых 300 протестантов, потрясенных эффектным зрелищем, перешли в католицизм, а своих детей отдали в науку иезуитам.
Все же нужно отдать иезуитам должное — они много и самоотверженно потрудились на благо католической церкви. Пока поставленные королем православные епископы и игумены стяжали богатства на церковных землях, мало заботясь о душепопечении, иезуиты завладели сердцами и умами тысяч людей. В их лице католическая церковь смогла во многом очиститься от кризисных явлений и мобилизоваться для успешной контрреформационной деятельности. При всем том, что иезуиты служили ложной идее папизма, при всем их коварстве, интригах и политизированности, они все же показали не только исключительную преданность идее, пусть и ложной, но явили и незаурядное мужество. Это особенно проявилось во время постигшей Вильно в 1571 г. эпидемии моровой язвы — т. е. чумы. Из города, спасая свои жизни, бежали все священнослужители — католики, протестанты, православные. А Варшевицкий и его иезуиты остались духовно окормлять жителей литовской столицы и ухаживать за больными в качестве врачей. Некоторые из них заразились и умерли. Это самоотверженное поведение иезуитов произвело большое впечатление на народ. Нечто сходное произошло и во время эпидемии чумы в 1588-89 г. г., когда благодаря деятельности Братства Милосердия Господня удалось обратить в католицизм 65 православных.
Иезуиты приобрели в Литве громадную популярность. Они все более активно внедрялись в религиозную жизнь страны. Ученость и ораторский дар Варшевицкого и Скарги сделали их любимцами польско-литовской знати. Им удалось обратить в католицизм самых закоренелых протестантов. Варшевицкий убедил отказаться от кальвинизма брата кардинала Гозия — Ульриха, которого сам кардинал никак не мог убедить перейти в католицизм. Не менее впечатляюще выглядело обращение в католицизм с помощью того же Варшевицкого одного из крупнейших магнатов Литвы — Яна Ходкевича, бывшего по рождению православным, но уклонившегося в кальвинизм. Одной из самых блестящих побед иезуитов стало обращение Скаргой в католицизм сына Николая Радзивилла Черного — Николая Сиротки. Вслед за ним отрекся от протестантизма и его младший брат — Ежи, который был католиками на радостях в 19-летнем возрасте хиротонисан во епископа-коадъютора и поставлен в помощь престарелому Протасевичу. Вслед за тем обратились в католицизм и самые младшие Радзивиллы — Альбрехт и Станислав. Из всех гигантских владений этой фамилии кальвинисты были изгнаны.
Протестантизм стремительно терял свои позиции в Литве. Король Сигизмунд II Август в конце жизни под влиянием своей сестры — фанатичной католички и поклонницы иезуитов принцессы Анны — почти перестал поддерживать некогда любезных ему протестантов. Протестантизм утратил и свое былое обаяние новизны и моды — все это теперь перешло к иезуитам. В плане просвещения, проповеди, благотворительности кальвинисты также безнадежно проигрывали иезуитам. Протестантизм быстро закатывался в Речи Посполитой. Ставший королем Польши Стефан Баторий (1577-1586 г. г.), ранее покровительствовавший протестантам в своем Семиградском княжестве, после воцарения в Речи Посполитой стал открыто поддерживать католиков. Иезуиты, в свою очередь, видя, что протестанты, по сути, уже побеждены, но чувствуя большой миссионерский подъем, теперь обратили свои взоры на «схизматиков» — православных. Контрреформация плавно перетекала в новую фазу — наступление на православных. Ударной его силой вновь суждено было стать иезуитам.
Баторий открыто благоволил к иезуитам. Он одним из первых среди польских монархов воспринял идею религиозной унификации своих подданных на основе католицизма. Иезуиты стали его активными и надежными помощниками. Это наиболее ярко проявилось после того, как Баторий отвоевал занятые ранее войсками Иоанна Грозного земли Белой Руси. В Полоцке после возвращения города Польской короне в 1579 г. сразу же была открыта иезуитская коллегия, впоследствии весьма знаменитая. Полоцким иезуитам Баторий отдал во владение православные приходские храмы города и их земельные владения. Православным русинам был оставлен лишь кафедральный Софийский собор. Такая же иезуитская коллегия была основана и в завоеванной Баторием Риге в 1582 г.
Виленскую коллегию при Батории ждали громадные перемены — в 1578 г. Баторий преобразовал коллегию в академию (т. е. университет). А на следующий год Виленская академия была уравнена в правах с ведущим польским университетом — краковским Ягеллонским.
Иезуитские коллегии во множестве создавались в других городах Западной Руси, как в Литве, так и в Галиции. Особенно известными были впоследствии коллегиумы во Львове, Ярославе (в Западной Галиции), Пинске, Несвиже (в имении Радзивиллов) и ряде других городов. Кроме того, в Вильне при епископе Ежи Радзивилле были открыты две иезуитские семинарии. Одна из них для латинян, а вторую, созданную по проекту небезызвестного Антония Поссевина, предназначали для русинов. Причем, им разрешалось служить по восточному обряду. Коллегия для обращенных в католичество русинов — Russicum — была создана в 1581 г. и в Риме.
Иезуитские школы продолжали привлекать православных и протестантов. На тот период школы иезуитов были наиболее эффективными в плане методики обучения. Они стали впоследствии образцом для организованной Петром Могилой коллегии в Киеве. Отсюда, из Малой Руси, этот тип школы киевскими учеными-монахами был принесен и в Москву. Вплоть до образовательной реформы второй половины XIX в. в основе устроения русских духовных семинарий и училищ лежала, по сути, все та же иезуитская схема.
Каковы ее основные черты? Образование было по большей части формально-схоластическое. Основой языковой была, разумеется, латынь. Изучались грамматика и риторика, т. е. стилистика письма и речи. Изучение языка и логики предваряло студии по философии и собственно богословию, которое преподавалось только на самой высшей ступени обучения. Точным наукам почти не уделялось внимания: изучались лишь арифметические азы математики. Не было в курсе иезуитских школ и истории — это могло возбудить у потенциальных прозелитов латинства интерес к прошлому своих предков, что помешало бы делу обращения. Зато был введен обширный курс литературы, в котором изучались в основном античные произведения, но очень мало — святоотеческие. Знакомство с греко-римской литературой должно было обогатить риторику, но не давать пищи для самостоятельной богословской мысли. Образование у иезуитов состояло из трех ступеней. Низшая — 4 года обучения. Вторая ступень — еще 3 года — дополнялась риторикой и философией. И, наконец, высшая ступень, до которой, впрочем, из вельможных недорослей мало кто доходил, — это еще 4 года собственно богословия, в основе которого лежали труды Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Из святых отцов читали, главным образом, аскетические творения. Но аскетика собственно католическая, пропитанная ложным мистицизмом, превалировала: духовные упражнения создателя Ордена — Лойолы — имели для его последователей громадный авторитет.
Одновременно с развитием дела образования иезуиты развернули и мощную литературную деятельность, которая должна была воздействовать на умы взрослого протестантского и православного населения Речи Посполитой, главным образом, аристократии и образованных слоев общества. Петр Скарга, ставший первым ректором виленской академии, написал свою знаменитую книгу «O jednosci kosciola Bozego i о grzeckem od tej jednosci odstapieniu» («О единстве Церкви Божией и о греческом от того единства отступлении»). Эта книга была издана в 1577 г. Посвящена она была с намеком — князю Константину Острожскому, которого иезуиты также мечтали привлечь в лоно католической церкви. Причем, Скарга, неумеренно льстя Острожскому, призывал его привести весь русский народ в лоно католицизма, последовав примеру своего сына Януша.
Скарга развивал в своем опусе традиционную католическую экклезиологию: спасительной является лишь единая католическая церковь, а единство Церкви, естественно, понималось иезуитом как единство под началом папы римского. Ласково и вкрадчиво, с показным миролюбием, Скарга доказывал, что православные допустили множество отступлений от истины. Причем, иезуит начинал их исчислять ни много ни мало, как со II Вселенского Собора. Рассказывал Скарга и о прежних попытках унии, предлагая русским ряд мер для того, чтобы окончательно соединить их с Римской церковью. Скарга заявляет, что все уже решено на Флорентийском соборе в 1439 г., и надо только принять эту унию: то есть признать над собой папу как «главу Церкви» и принять католическую догматику, сохранив при этом свой восточный обряд (правда, как весьма дальновидно оговаривал Скарга, лишь в той части, которая не противоречит католической вере).
По сути, это была программа действий католиков на новом этапе экспансии против Православия. Отныне иезуиты стали стремиться претворить в жизнь этот сценарий и привести православных к новой унии. Два десятилетия понадобилось членам Общества Иисуса в Речи Посполитой на то, чтобы подготовить заключение Брестской унии и вовлечь в нее бездуховных архиереев-феодалов православной Киевской митрополии.
Tweet |
Вставить в блог
Иезуиты в Речи Посполитой (окончание)15 октября 2002
|
Поддержите нас!