Tweet |
В Польше и Литве в середине -2-й половине XVI в. широко распространяется протестантизм. Учение Лютера и Кальвина проникает сюда в основном из германских городов Пруссии и Прибалтики, где былые земли католических Тевтонского и Ливонского Орденов в короткий срок становятся средоточием протестантизма. Король Сигизмунд I принял довольно решительные меры для обуздания реформации в Польше: была запрещена литература протестантов, польским юношам воспрещалось учиться в германских университетах, против обратившихся в протестантизм применялись суровые меры для возврата их в лоно католической церкви. Однако если в Польше как-то удалось приостановить дальнейшее распространение протестантизма, то в Литве продолжала расширятся пропаганда кальвинизма. Протестантам в Литве покровительствовал сын Сигизмунда I — Сигизмунд II Август, который стал великим князем Литовским в 1544 г., а после смерти отца унаследовал и Польский королевский престол (1548-1572 г. г.). Сигизмунд Август состоял в личной переписке с Лютером, Кальвином и Меланхтоном, которые посвящали ему свои творения. При Сигизмунде II протестантизм распространяется в Литве с угрожающей скоростью, главным образом в виде кальвинизма. Учение Кальвина с его республиканской политической моделью более, чем лютеранство, импонировало вольнодумному и анархистскому духу польско-литовской аристократии, склонной к утверждению олигархической формы правления. Не только католики, но и многие православные русины и литовцы прельщались протестантизмом и переходили в него целыми семьями. Например, представители знаменитого литовско-русского рода Радзивиллов, богатейших магнатов Литовского княжества, в это время стали ревностными приверженцами кальвинизма. Этот клан возглавлял Николай Черный Радзивилл, канцлер Литовский и воевода Виленский, двоюродный брат супруги Сигизмунда Августа — Барбары Радзивилл. Радзивиллы стали фанатиками протестантизма: в своих гигантских владениях они насаждали новую веру среди горожан и крестьян и даже католических ксендзов принуждали к переходу в кальвинизм. Николай Радзивилл открыл в Несвиже и Бресте протестансткие типографии. В брестской, в частности, в 1563 г. впервые была напечатана Библия на польском языке, посвященная Сигизмунду Августу.
Протестантизм триумфально шествовал по Литве и Польше, главным образом, по причине жесточайшего кризиса, который переживала здесь, как и повсюду в Европе того времени, католическая церковь. В Литве к 1560-м гг. ситуация складывалась для католиков катастрофически. Наиболее ярким показателем успехов протестантов был тот факт, что в кальвинизм переходили уже не только магнаты и шляхта, но даже католическое духовенство. Особый скандал вызвал латинский епископ Киевский Николай Пац. Долгое время он проповедовал кальвинизм, оставаясь архиереем, а затем сложил сан, женился и стал светским вельможейпротестантом. В Жмудской католической епархии Литвы в результате проповеди протестантов осталось только 6 католических ксендзов.
В Польше и Литве появились и представители крайних протестантских направлений, например, таких, как антитринитарии-социниане, отвергавшие учение о Святой Троице и не признававшие крещения младенцев. Покровительствовал социнианам богатейший магнат — староста Жмудский Ян Кишка, потомок старинного русского боярского рода, изменивший Православию. Он завел в своих имениях социнианские школы и типографии. Социниане были особенно сильны на Волыни, в Брестской и Новогрудской землях. Социниане позднее соединились с бежавшими в Литву из Москвы еретиками — осужденными Собором 1554 г. Феодосием Косым и его учениками, которые также отрицали Троический догмат и Божественное достоинство Христа. Позднее, в начале XVII в., с волынскими социнианами был тесно связан самозванец Лжедмитрий I.
Протестантизм, помимо Кишки, приняли представители многих других знатнейших православных русских фамилий великого княжества Литовского: князья Вишневецкие, магнаты Воловичи, Ходкевичи, Сапеги, Кишки и другие. Из 600 православных шляхетских семей Новогрудского воеводства, заселенного преимущественно русинами, после проповеди кальвинизма в Православии осталось только 16 фамилий. 650 православных храмов митрополичьей Новогрудской епархии были опустошены иконоборцами-кальвинистами, большинство которых были вчерашние православные русины. На русском языке стали издавать протестантскую литературу. Особенно активным проповедником крайних протестантских взглядов был Симон Будный, издавший катехизис «для простых людей языка русского» и ряд других книг. Причина успеха протестантской проповеди в православной среде была все та же — глубокий духовный упадок, в который пришла православная митрополия Западной Руси к середине XVI в. Правда, в отличие от католицизма, вызван он был другими факторами. Если католическую церковь разлагала изнутри царившая в папском Риме ужасающая коррупция, то в Литовской Руси Православие пришло в состояние упадка, главным образом, потому, что король и магнаты, будучи католиками, постоянно вмешивались во внутреннюю жизнь Православной Церкви по т. н. «праву патроната». Постепенно сложилась порочная практика, при которой король поставлял на епископские кафедры, архимандрии и игуменские посты тех, кого он желал вознаградить за службу доходами от церковных имений. Иногда бывало так, что нуждавшийся в деньгах король попросту продавал кафедру или монастырь тому или иному лицу, причем, нередко устраивались своего рода аукционы, в ходе которых побеждал способный заплатить больше. Подобная практика привела к появлению среди высшего духовенства Православной Церкви Западной Руси лиц, совершенно непригодных к священному служению, а иногда и просто аморальных. Не удивительно, что в конце концов такого рода иерархи продали свою Церковь папскому Риму и приняли Брестскую унию.
Реакцией на усиление протестантизма в Литве, как и повсюду в Европе во II половине XVI столетия стала католическая контрреформация. Католики активизировались на землях Западной Руси в двух направлениях: они одинаково стремились поглотить как протестантов, так и православных «схизматиков». Поскольку в Литве протестантов к 1560-м г. г. стало намного больше, чем католиков, и сам государь активно поддерживал их, организовать в Вильне нечто наподобие «Варфоломеевской ночи» были невозможно. Поэтому католицизм поначалу избрал здесь для своего наступления другие методы — вполне мирные, но тщательно продуманные и основательные. Ударной силой контрреформации в Польше и Литве стали иезуиты. Их деятельности в Западной Руси весьма благоприятствовало то обстоятельство, что в 1569 г. была заключена Люблинская уния, и состоялось окончательное государственное объединение Польши и Литвы. Возникло единое государство — «Речь Посполитая» (дословно — «Республика»).
Власти этого огромного нового государства, естественно, были озабочены проблемой сохранения государственного единства. Очень скоро в качестве наиболее приемлемого способа достижения такого единства стала рассматриваться религиозная унификация подданных Речи Посполитой. Королями-преемниками Сигизмунда Августа — Стефаном Баторием и особенно Сигизмундом III в основу концепции укрепления государственного единства был положен католицизм. Увы, эта недалекая, но все-таки претворенная в жизнь идея оказалась не просто ошибочной, чреватой кровавыми столкновениями, но и губительной для Речи Посполитой, которая после разделов в XVIII в. вообще потеряла государственную самостоятельность.
Католическая контрреформация в Литовской Руси началась с прибытия иезуитов, которые сразу же активно включились в активную миссионерскую деятельность. Этот орден, образованный испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденный в 1540 г. папой Павлом III, создавался как исключительно преданная папе и Римской церкви ударная сила католической контрреформации и центр миссионерской активности. Уже через полтора десятилетия после возникновения ордена иезуиты проникли почти во все страны Западной Европы и образовали там 10 провинций (еще 3 провинции были вне Европы — Бразильская, Эфиопская, Индийская) во главе с провинциалами, подчиненными генералу ордена. Иезуиты сразу же включились в интриги при европейских дворах. Их влияние внутри католической церкви стало огромным, хотя они старались держаться в тени. Примечательно, что помимо обычных монашеских обетов иезуиты при вступлении в орден давали обещание не становиться епископами — эта мера должна пресечь в иезуитах властолюбие и карьеризм. Правда, со свойственной иезуитам склонностью к двойным стандартам, в уставе ордена было оговорено, что в виде исключения иезуит может занимать епископскую кафедру, но лишь в том случае, если она имеет важность в миссионерском плане (так что не случайно в настоящее время католическую Новосибирскую кафедру занимает иезуит Иосиф Верт).
В 1564 г. иезуиты впервые прибыли в Польшу, куда их пригласил кардинал Станислав Гозий, уроженец Вильны. Именно Гозий дал совет Виленскому латинскому епископу Валериану Протасевичу пригласить иезуитов и в Литву для борьбы с протестантами и православными «схизматиками». Иезуиты появились в Вильне после заключения Люблинской унии, в 1569 г. Первоначально в Вильно пришли пятеро иезуитов. В отведенном им епископом Протасевичем доме они уже в 1570 г. открыли коллегиум с гимназией при нем. Первым ректором коллегиума стал Станислав Варшевицкий — один из наиболее видных иезуитов Речи Посполитой того времени. Иезуиты быстро сообразили, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки иезуиты развили в Литве колоссальную деятельность.
Tweet |
Вставить в блог
Иезуиты в Речи Посполитой (начало)1 сентября 2002
|
Поддержите нас!