Tweet |
Жизнь диакона Иоанна Федорова теснейшим образом была связана со Львовом. Здесь он печатал свои книги в типографиях при Успенском братстве и Онуфриевском монастыре. Здесь окончил свои дни и был погребен все в той же обители преподобного Онуфрия Великого. Увы, сегодня в городе, который великий первопечатник прославил своими трудами, вспоминать о нем не любят. Более того, здесь не только всячески вытравляют память о нем, но и совершили страшное надругательство над могилой человека, подарившего украинскому народу первую печатную книгу. Сначала первопечатника стали называть в посвященных ему публикациях Иваном Федоровичем, дабы великорусское «Федоров» не бросалось в глаза и не задевало националистических настроений галичан, возведенных почти что на религиозный уровень. Но любой человек, заглянувший в биографический справочник, все равно рано или поздно натыкался на сообщение о том, что прибыл Иван Федорович во Львов из все той же ненавистной Москвы. Поэтому был найден более радикальный метод преодоления «московского следа» в украинском первопечатании: в 1994 году Украина выпустила почтовую марку, посвященную 500-летию первых украинских книг. Таковыми признавались отныне издания краковского печатника Швайпольда Фьоля. Правда, почему напечатанные немецким мастером на территории Польши богослужебные книги на церковнославянском языке были названы украинскими «першодруками», осталось загадкой для всех здравомыслящих людей.
Если бы дело ограничивалось только выпуском чудаковатых марок и замалчиванием имени диакона Иоанна — это было бы полбеды. К сожалению, стремление вычеркнуть всякую память о москвиче, который подарил Западной Руси первую книгу, приняло далеко не столь безобидные формы. То, что началось глумлением над именем, закончилось кощунством над прахом великого первопечатника. Основанный еще при галицко-волынских князьях в XIII веке львовский Свято-Онуфриевский монастырь был заново отстроен в камне в XVI столетии знаменитым ревнителем Православия и борцом с Брестской унией князем Константином Константиновичем Острожским. В этой обители, находившейся под опекой знаменитого Успенского Львовского братства, была размещена типография, в которой трудился Иоанн Федоров. Здесь печатались богослужебные и богословские книги, которые были так нужны в это время на западнорусских землях, отторгнутых Польшей и подвергавшихся невероятному натиску католиков. Книги, изданные диаконом Иоанном, оказали огромную поддержку галицким русинам, отстаивавшим свою православную веру от униатских происков. После своей кончины, последовавшей 5 (18) декабря 1583 г., великий первопечатник был погребен благодарными православными львовянами близ монастырского Онуфриевского храма. Над его могилой была положена надгробная плита, отмечавшая заслуги «друкаря книг, пред тым невиданных». Львовяне XVI века не постеснялись указать в надписи на памятнике, что издатель первых на западно-русских землях книг был родом «москвитин».
После Брестской унии 1596 года жизнь православных в Речи Посполитой превратилась в нескончаемое гонение от католических властей. Во Львове православные защищались от навязываемой им унии более столетия. Лишь к началу XVIII века принудили сломленную Галицию признать власть папы Римского. В Онуфриевском монастыре водворились ревностные насадители католицизма — монахи-базилиане. Продолжая пользоваться монастырской типографией, созданной Иваном Федоровым, они, как, увы, часто бывает с католиками, развернули настоящее гонение на память православного русского первопечатника. Сначала его надгробие перенесли внутрь храма, вмуровав его в пол неподалеку от входа. Место захоронения Ивана Федорова было потеряно, хотя среди прихожан храма сохранялось воспоминание о том, что погребли Ивана Федорова к северо-востоку от монастырской башни- звонницы.
В 1903 году, при перестройке Онуфриевского храма, предпринятой базилианами, погибла и надгробная плита — ее попросту замуровали в стену. Сделано это было, по всей вероятности, сознательно, потому что федоровская плита давно стала объектом пристального внимания со стороны исследователей. К счастью, ее успели, обмерить, зарисовать и сфотографировать приезжавшие из России представители Императорской археологической комиссии. Была даже сделана гипсовая копия плиты.
Но в начале XX века реформированное греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким униатство сильно активизировало свою прозелитическую деятельность. С подачи австрийских властей греко-католическая церковь Галиции становится вдохновительницей движения украинских националистов. Так что неудивительно, что в это время ревнители антимосковской идеи уничтожили надгробие Ивана Федорова — памятник не только великому первопечатнику, но и единству православного народа Руси Западной и Руси Московской. Кстати, уничтожили на всякий случай и надгробную плиту сына первопечатника — Ивана Ивановича Федорова, — также погребенного в Онуфриевском монастыре. При советской власти Онуфриевская церковь была закрыта вместе с базилианским монастырем. Однако ее объявили памятником архитектуры и даже отреставрировали. В храме был открыт музей первопечатника Ивана Федорова, где экспонировались уникальные старопечатные книги: знаменитые федоровские «Апостолы» — московской и львовской печати, Острожская Библия и другие раритеты. Тогда же примерно на том месте, где некогда был погребен первопечатник, была вновь положена надгробная плита, воссозданная по фотографии. Рядом с ней была воздвигнута многофигурная скульптурная композиция, изображавшая диакона Иоанна и его учеников — Петра Мстиславца и Андроника Невежу. Неброская, удачно стилизованная под старину, она хорошо вписалась в древний монастырский ансамбль и стала украшением древнего Львова. А вблизи от Успенской церкви, рядом с которой стояло несохранившееся здание первой львовской типографии Иоанна Федорова, великому первопечатнику также поставили памятник
Но вот пришла «перестройка», ушли в прошлое десятилетия казенного атеизма. Повсюду вновь стали открываться храмы. Пришел черед Онуфриевского монастыря. Правда, как ни просили православные верующие возвратить им знаменитую в истории Галицкого Православия обитель, власти почему-то решили передать храм греко-католикам. Музею было предписано покинуть церковные стены. Его сотрудники не возражали против такого решения. Можно было ожидать, что униаты будут признательны федоровскому музею, ведь по сути только благодаря ему был полностью сохранен Онуфриевский храм со всем его богатым убранством. Но вместо этого, не дожидаясь истечения срока, назначенного властями для переезда музея, отцы-базилиане, взломав двери, выбросили из церкви на улицу все экспонаты музея — в том числе издания Швайпольда Фьоля, Ивана Федорова, Франциска Скорины и другие уникальные книги. Был январь, шел обычный для Львова мокрый снег. Музейным коллекциям был нанесен серьезный урон. Помещения для них, кстати, так и не нашлось. Музей Ивана Федорова Львову, где опять возродились идеи национализма и унии, оказался не нужен. Этим безобразием, к несчастью, дело отнюдь не ограничилось. Не зря базилиане всегда считались «младшими братьями» иезуитов, по образцу которых и был организован базилианский орден. В соответствии с иезуитским подходом «цель оправдывает средства» униатские монахи совершили еще более кощунственную выходку: восстановленная в советское время могила первопечатника была уничтожена уже во второй раз. Пропала надгробная плита, исчез из Онуфриевского монастыря и памятник Иоанну Федорову и его ученикам. И вообще вся территория старинного православного кладбища, существовавшего вблизи Онуфриевского храма с XIII в., была буквально перепахана и раскопана. Таким варварским способом в 1990-х гг. производилось благоустройство базилианского монастыря, в ходе которого погибли почти все древние захоронения. Душа об этом ни у кого из отцов-базилиан, разумеется, не болит — кладбище-то православное, еще с доуниатской поры. В течение нескольких недель с поруганного погоста Онуфриевской обители самосвалами вывозили землю, перемешанную с костями. Были среди этих поруганных погребений и останки галичан — мужественных борцов с принесшей столько горя унией, были и кости диакона Ивана и его сына… Бог весть, где теперь разбросаны они по обезумевшей Галицкой земле среди впавшего в беспамятство народа, которому сегодня больше удовольствия доставляет рассуждать об «Украине-прародине ариев», украинском происхождении гиксосов и Колумба и прочем бреде, переполняющем националистические издания Украины.
На месте православного кладбища Онуфриевского монастыря теперь разбиты живописные цветники. Там, где была могила диакона Ивана Федорова, — ларек, где торгуют дешевыми униатскими брошюрками и лубочными образками. Но и этого показалось мало ревнителям антимосковской брани. На исходе 1997 года городские власти Львова приняли решение демонтировать другой, еще оставшийся памятник Ивану Федорову, возведенный в 1977 г. близ Успенской Братской церкви. К счастью, благодаря протестам русской общественности этот акт вандализма так не удалось совершить.
Хочется надеяться, что угар националистического безумия в Галичине рано или поздно пройдет, мифотворчество закончится, память о подлинных героях украинской истории будет возрождена, и имя великого первопечатника диакона Иоанна Федорова вновь займет в ней достойное место.
Tweet |
Вставить в блог
Печальная судьба могилы первопечатника25 января 2003
|
Поддержите нас!