rss
    Версия для печати

    Вернуть Христа в Рождество

    Современный мир испытывает острую тоску по религии и утоляет ее разнообразными суррогатами. Так, Новый год постепенно становится квазирелигиозным праздником, а Рождество, напротив, утрачивает сакральное измерение. Как заново открыть подлинный религиозный смысл этих праздников? Над этим размышляли участники пресс-конференции, состоявшейся 21 декабря в агентстве «РИА Новости» - генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых)

     Начали священнослужители с парадокса: эра, с которой мы ведем летоисчисление - от Рождества Христова - началась после рождения Спасителя. А у нас из-за несовпадения гражданского и церковного календарей Новый год празднуется до Рождества.

    «Шумное празднование Нового Года, столь обычное для нашего времени, нарушает течение предваряющего Рождество поста», - считает иеромонах Филипп. «Церковь ни в коем случае не собирается лишать людей радости новогоднего торжества, но хочет помочь наполнить праздник смыслом» - добавил он.

    Что такое праздник и радость для современного человека? «Чаще всего - очень простые вещи типа поесть-выпить, отвлечься-оторваться т.е. то, что укладывается в «потребительскую психологию», - констатирует отец Филипп. Церковь сегодня - единственный общественный институт, который предлагает людям другие формы радости - такой, после которой хочется жить, творить, трудиться».

    Кроме того, по мнению отца Филиппа,  в последнее время празднование Нового года приобретает квазирелигиозные смыслы (которых, кстати, не было в советский период): активно внедряются образы восточного календаря, где каждый год ассоциируется с определенным животным и на этой основе изобретаются разнообразные обряды и традиции; Деду Морозу и Снегурочке присваивают языческие корни... «Все это объясняется тем, что люди стремятся к вере, к религиозному осмыслению жизни, но не всегда находят правильный путь», - считает иеромонах.

    Как конкретно христиане предлагают осмыслять и праздновать Новый год?

    «В это время мы просим у Бога благословения на грядущий год, служится особая месса, кроме того, первое января в католической церкви - это праздник Торжества Пресвятой Богородицы», - рассказал католический священник Игорь Ковалевский. А в Православной Церкви в последние годы прижилась традиция новогоднего молебна, а в некоторых храмах в новогоднюю ночь даже служат ночные литургии, после которых бывает особенно радостное, осмысленное и торжественное застолье. Иеромонах Филипп также призвал вспомнить и о незаслуженно забытом гражданском измерении новогоднего праздника: именно 1 января до революции отмечался День победы - годовщина изгнания французов из России в 1812 году.

    Праздник Рождества Христова вернулся в жизнь большинства россиян почти двадцать лет назад, с 2000 года это - государственный праздник. По данным ВЦИОМ рождество в 2009 году собираются отмечать 59 % наших сограждан. Но все ли при этом вспоминают о Рождении Христа? Лишь для 35 % опрошенных неотъемлемой частью Рождества является посещение богослужения. Большинство же сейчас воспринимает этот праздник в либо в духе секулярной западноевропейской традиции, знакомой по фильмам типа «Один дома» или «Реальная любовь», или же просто как еще один повод «расслабиться», «оттянуться» или приобщиться к некоей абстрактной «духовности» в виде разнообразных гаданий. Такой «имидж» Рождества во многом создают светские СМИ. Поэтому священник Игорь Ковалевский полагает, что именно на Русскую Православную церковь в первую очередь возложена «огромная задача просвещения верующих» и «христианизации культуры», что актуально для христиан всех конфессий.

    То, что в России празднование Нового года и Рождества отделено друг от друга недельным промежутком, по мнению иеромонаха Филиппа, промыслительно. «Разделение сакрального и светского устроил Господь», - считает отец Филипп. У тех, кто хочет помолиться, есть такая возможность, не замутненная пьяным угаром и размашистым всенародным празднеством». «Считается, что светская культура - это «для всех», а Православие - это что-то вроде «культуры по интересам». Однако такой подход разобщает людей», - уверен священник. Рождество и Новый год связаны, не нужно стесняться религиозных корней новогоднего праздника».

    «Рождество во многих странах Европы стало светским», - с горечью отметил католический священник. А отец Филипп добавил, что утрата религиозного смысла праздника столь болезненна, что уже есть примеры «обратной волны» попыток «вернуть Христа в Рождество», когда люди, сперва отказавшись от рождественской христианской символики, возвращали ее в свою жизнь.

    «Светская радость - преходящая, - заметил отец Игорь Ковалевский. Главное - чтобы Христос родился в наших сердцах».

     

    Фото агенства "Благовест-Инфо"

     

     

     

    Вставить в блог

    Вернуть Христа в Рождество

    22 декабря 2009
    Современный мир испытывает острую тоску по религии и утоляет ее разнообразными суррогатами. Так, Новый год постепенно становится квазирелигиозным праздником, а Рождество, напротив, утрачивает сакральное измерение. Как заново открыть подлинный религиозный смысл этих праздников? Над этим размышляли участники пресс-конференции, состоявшейся 21 декабря в агентстве «РИА Новости» - генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых)
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru