Tweet |
- Какие вызовы современности наиболее значимы для Православной Церкви в Америке сегодня?
|
Протоиерей Иоанн Бэр |
- Я думаю, вызовы для христиан всего мира более-менее одинаковы. Это фундаментальные вопросы, главный из которых - что такое человек. Иногда говорят, что Церковь первых веков больше была занята вопросом, что такое Бог. Но откровение о воплощении Бога во Христе - это одновременно и ответ на вопрос, что есть человек, потому что Христос есть истинный Бог и истинный человек. И мы должны глубоко понять, что это значит, а сегодня это становится невероятно сложно на фоне открытий науки и медицины. Например, вопросы половой сферы становятся сложнее, чем когда бы то ни было. Что такое «быть женщиной» и «быть мужчиной», какое место сексуальность занимает в человеческой природе и так далее. Так же острыми становятся вопросы начала жизни и конца жизни, их этическое измерение. Есть разные концепции относительно того, когда эмбрион становится личностью - некоторые считают, что в возрасте девяти недель, некоторые - что с момента зачатия. И с этими вопросами сталкивается каждый человек, каждый священник (по крайней мере, в Америке, но я думаю, что и в России тоже сталкивается с проблемой абортов, эвтаназии, старения.
- А откликается ли Православная Церковь в Америке на социальные проблемы - миграцию, проблему брошенных детей, мультикультурность мира?
- Да, конечно. Мир радикально изменился, особенно драматические изменения произошли в последние десять лет, когда увеличилось население, усилилась миграция.
- Насколько актуальна в США проблема исламизации, очень острая в России и Европе.
- США это коснулось в меньшей степени. Несмотря на то, что США большая страна с огромным населением, большинство американцев по-прежнему остается христианами.
- Есть ли, на Ваш взгляд, разница между аскетическим идеалом христианства первых веков и сегодняшним?
- Идеал остается тем же, а вот путь следования идеалу всегда связан с историческим контекстом. Идеал, как я уже говорил, - Откровение Бога во Христе, иными словами, что значит быть человеком. Мы становимся людьми, сообразовывая свою жизнь со Христом. Но следование этому пути различно в каждом конкретном обществе, в конкретной исторической ситуации, в конкретном возрасте.
В средневековье люди входили в храм совсем с другим чувством. Это был контраст с их тусклой, полной тяжелого физического труда жизнью - свечи, иконы, праздничные одежды, яркие облачения. Как театр. Но в сегодня нас буквально атакуют визуальные образы. Выходя на улицу, мы сразу же сталкиваемся с ними; телевидение продуцирует яркие визуальные ряды... Мы пресыщены образами так, как никогда не было в истории человечества. Поэтому один из аспектов аскезы сегодня - как справиться с этим потоком образов, как не дать им повредить нашу душу и разум.
Другой аспект - свобода и деньги, которыми мы сегодня располагаем. Несколько веков назад люди путешествовали максимум из одной деревни в другую: ты рождался в деревне и умирал в деревне. А сейчас очень многие могут путешествовать по всему миру. Искушений гораздо больше.
- А как преодолеть разрыв между нашей повседневной жизнью и
христианским идеалом (По-английски вопрос звучал как "How to bridge the gap between christian
ideal end everyday life?" - прим. ред.) См. аудиоприложение "Mind the gap"
- Вы были в Лондонском метро? Там на каждой станции говорят "mind the gap" (дословно - «помни о щели/разрыве» между поездом и платформой - прим. ред.). Мне кажется, это блестящий духовный совет. Надо помнить о разнице между тем, что мы говорим и думаем о себе и тем, что мы есть на самом деле. Всегда надо помнить об этом «разрыве». Люди сегодня - говорю прежде всего об американцах и европейцах - имеют гораздо больше, чем когда бы то ни было: больше машин, книг, обуви - всего. А что, все это им действительно необходимо? Mind the gap. Поэтому помните разницу между тем, что вы знаете и говорите о том, что такое быть христианином, и тем, как вы живете. Я думаю, каждый должен работать индивидуально и самостоятельно над тем, как ему жить и решать этот вопрос. И помимо этого мы должны думать об общественных, глобальных проблемах. Но это проблему не будут решены, если каждый лично не будет думать о своей духовной жизни.
- Одна из проблем современных христиан - в том, что духовной жизни они учатся в основном по святоотеческим творениям, то есть наставлениям монахов и для монахов. См. аудиоприложение "Witnesses of Christianity"
- Я бы не стал отвергать монашеские наставления двухтысячелетней давности. Большинство из них очень хорошо и тонко анализируют внутреннюю природу человека, нашу гордость. Но все-таки начинать я советую с Евангелия. Творения монахов - это пример того, как отличные от нас люди в отличное от нашего время пытались строить жизнь по Евангелию. И мы должны эти творения постоянно переводить на язык своего времени, что непросто. Можно пробовать самим читать и осмыслять Евангелие. Мне кажется, разница между современными людьми и древними христианами в том, что сейчас от нас требуется бОльшая решимость. Требуется огромное усилие, чтобы соотнести Евангелие, Предание, традиции Церкви и все эти каждодневные вызовы. Раньше говорили что подлинные свидетели христианства - монахи. Я же считаю, что современные женатые миряне, которые действительно живут по вере, - подвижники не в меньшей степени, чем древние монахи. И они тоже настоящие свидетели. Их жизнь даже сложнее, чем жизнь древних пустынников, у них более сильная борьба и искушения.
- Вы знаете таких современных христиан?
-Да, но я не буду называть их имена. Они люди скромные.
Tweet |
Вставить в блог
Mind the gap: Быть христианином или казаться им?23 ноября 2010
|
Поддержите нас!