rss
    Версия для печати

    Свидетельствовать об Истине сообща

    18 ноября, в последний день работы VI Международной богословской конференции «Жизнь во Христе» прошел круглый стол по актуальным вопросам всеправославного свидетельства миру. Представители Православных Церквей и инославные гости поделились своими мыслями на эту тему.

                    Митрополит Волокаламский Илларион

     В начале заседания его ведущий, митрополит Волоколамский Илларион прочел доклад о значении монашества для современного Православия. Он подчеркнул непреходящую ценность монашеского свидетельства как «наиболее радикальной формы следования призыву Христову». Также владыка обратил внимание собравшихся на некоторые проблемы современного монашества: так, ему видится неправильным скорый, без прохождения многолетнего испытания постриг: «постриг должен стать не началом монашеского пути, а итогом многолетнего искуса». Неправильно и то, что часто монаха или монахиню ставят во главу монастыря, потому что «монастырь есть, а возглавить некому».  Лучше было бы, напротив, создавать монастырь, когда появился духовный руководитель, вокруг которого собралась община. Следует задуматься и о практике быстрого и почти повсеместного рукоположения монахов в священный сан. «Более целесообразна афонская практика, - утверждает митрополит Илларион, - когда число иеромонахов ограничивается числом алтарей, в которых ежедневно совершается богослужение».

     

    После доклада владыка поприветствовал и поблагодарил участников конференции, которая «засвидетельствовала духовное единство» христиан. Он отметил, что в последнее время это единство сопровождается межправославным взаимодействием. В этом русле возобновлен процесс подготовки Всеправславного Собора, начатый полвека назад. Также важно взаимодействие в области богословия и науки. «Способность богословия давать ответы на вызовы современности - предмет заботы всех Православных Церквей», - подчеркнул митрополит. Он отметил и другие достижения, такие как радикальные изменения в системе духовного образвания, выпуск Православной энциклопедии, подготовка нового катехизиса и другие.

    «Православное богословие как кафолическое делание требует и кафолического масштаба», - уверен председатель Отдела внешних церковных связей, поэтому христиане должны задуматься о том, как объединить усилия. «Единство следует искать, прежде всего, в сфере общей озабоченности утверждения и сохранения фундаментальных христианских ценностей», - полагает митрополит Иларион. «Эпоха всеобъемлющего секуляризма оканчивается», - утверждает он. «Мы, безусловно, находимся на новом этапе исторического развития - некоторые называют его постсекулярным обществом. Наше богословское свидетельство должно соответствовать этому моменту».

    Епископ Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат) считает, что главная проблема христианства - сами христиане. Нам очень легко оказаться фарисеями. «У нас есть традиция, но мы не знаем ее хорошо и глубоко, у нас нет опыта. Более того, мы, православные, живем - боюсь ошибиться - живем разобщенно, недостаточно обсуждаем наши проблемы. Мы все знаем, что Христос сказал, что мы должны объединиться, чтобы мир уверовал. Во многих странах социальные институты, партии и т.д. пытаются вытеснить Церковь из повседневной жизни. Но мы должны быть последовательны. Сила Церкви - истина о том, что Христос воскрес».

    Епископ Мареотидский Гавриил (Александрйиский Патриархат) рассказал о проповеди Александрйиской Церкви в Африке, среди народов, которые ничего не знали ни о христианстве, ни о


     

    европейской культуре: «В Африке мы должны были сконцентрироваться больше на активности Церкви, а не на философсии  и богословии. Мы должны были научить людей Христу, распятому и воскресшему».

    Профессор Константин Ниахрос (Иерусалимский патриархат) согласился с епископом Авидским в том, что главное для христианина - личная жизнь по вере:  «Мы должны прийти к себе, если мы сможем прийти к согласию с самими собой, то мы сможем выйти к другим и передать им свои мысли ценности. Если мы не будем жить по вере, другие люди не поверят нам».

    Епископ Афанасий (Евтич) (Сербская Православная Церковь) уверен, что несмотря на сложные обстоятельства современного мира, кризис европейской цивилизации, мы видим возрождение веры, литургической жизни, и, хотя проблемы существуют,  «мы имеем ответ на все проблемы - евангельский крест и Воскресение, живая вера». Владыка признался, что ему не нравится противопоставление «монахи-миряне», он больше любит слово «лаики» - народ Божий. И сегодня он знает примеры святых подвижников в миру. «Православие - это не конфессия, а истина жизни, - утверждает он, - Молитесь, чтобы Бог дал нам всем больше духа, больше веры, больше покаяния, больше любви к Христу, а их нее рождается любовь к человеку, ко всему творению, к врагам».

    Профессор Николай Моссоиу (Румынский патриархат) согласился, что «мы, православные, сами являемся проблемой для Православия». Он также считает что нужно продолжать в любви диалог с католиками и протестантами - «тогда мы добьемся больших успехов в свидетельстве миру».

    Профессор Дмитр Попмаринов Киров (Болгарский патриархат) считает, что сегодня «Грех легализируется, воспринимается как норма общества. Этому трудно противостоять, поэтому важно, чтобы было общее православное свидетельство».

    Михаил Спиру, представитель Кипрской православной церкви добавил, что «совершенно необходимо более часто проводить такие конференции и обсуждать практические проблемы.

    Архим Иоанн (Элладская Церковь) к этому добавил, что если православное богословие хочет быть более кафолическим, оно должно найти способы реагировать на все проблемы человеческой


                                   Протоиерей Владимир Шмалий

    жизни, включая вопросы окружающей среды, а не только связанные непосредственно с духовной жизнью.

    Дьякон Анастасий Бендо (Албанская Православная Церковь) сказал, что для албанских верующих Русская Церковь всегда была поддержкой. Но «сейчас в мире очень слабое православное присутствие», - опасается он.


     Владыка Афанасий (Евтич)

    Архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь) считает, что главное - понять, как воплотить богатство православной веры в жизнь, как сделать его доступным и понятным современной жизни? Мы живем в сложное время. «Казалось, что коммунистические режимы во многих странах закончились, и Церковь будет благоденствовать. Но с духовной точки зрения это не так, потому что враг рода человеческого постоянно борется с Церковью. Большой вызов сейчас - секуляризация общества. Светское общество пытается постоянно дискредитировать Церковь. Это самое сильное оружие против Церкви. Мы должны очень внимательно бороться за сохранения авторитета Церкви. Мы должны использовать все средства, чтобы проповедовать Евангелие сейчас, в том числе СМИ, Интернет, (рад, что доклады, которые мы слышим на этой конференции доступны всему миру, так как выкладываются в Интернет). Но наиболее сильное влияние - когда мы учим примером».

    Протоиерей Иоанн Бэр, ректор Свято-Владмирской семинарии, (Православная Церковь  в Америке): «Наше послание должно быть одинаковым всегда: мы проповедуем Христа, но мы должны находить правильные, эффективные слова. Для современного мира характерны консьюмеризм и научное мышление. Мы можем показать людям, как найти выход из пустоты, что есть аскетический ответ на вызовы консьюмеризма, и так можно решить в том числе и проблемы экономики и экологии».

    Протодиакон Георгий Харконен (Финская Церковь) указал на необходимость трансформации системы СМИ: «Когда Церковь в СМИ выражает свое официальное мнение, должно быть место и для выражения частного мнения о церковной жизни».

    .

     

    Мнениями поделились не только представители церквей, но и инославные гости и другие участники конференции.

    Пофессор Пол Вальер (США) отметил, что «ренессанс православного богослужения и богословия в ХХ веке имеет влияние и на западный мир». Протоиерей Владимир Башкиров рассказал, что для него в ходе конференции «стал актуальным вопрос о взаимоотношениях фундаментальной науки и попытках ее популяризации. Фундаментальное богословие должно разрабатывать тематические блоки, но должны быть популяризаторы, которые переводили бы все это на язык простых людей». Дьякон Августин Соколовски предложил создать учебник по догматике совместно нескольким Православным Церквям, например, Сербской, Румынской, Болгарской, Русской. Философ Аркадий Малер предположил, что надо уточнить, что разделяет Церковь с секулярной идеологией, а что, напротив, может стать «мостом» для взаимодействия.

    Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин привлек внимание к проблеме, непосредственно связанной с темой конференции - жизнью во Христе. Он говорил об опыте новомучеников, который в воспринимается как опыт смерти, умирания во Христе. «Если мы перенесем акцент на опыт жизни во Христе в атеистическом обществе, то новомученики, может быть, будут понятнее и ближе современным людям», - предполагает он. Протоиерей Владимир Шмалий отметил, что «чтобы наше свидетельство миру было достоверным, мы должны быть едины интеллектуально, богословски. Надо избегать серьезного искушения: достигая единства, избегать единообразия».

     

    Работа конференции завершилась пленарным заседанием и итоговой дискуссией.

     

    Фото: Богослов.Ру.

     

     

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru