rss
    Версия для печати

    К новому счастью

    Празднование Нового года выражает глубинное стремление человека к обновлению жизни, к чему призывает и христианство. Не пора ли Церкви «подобрать» этот праздник и сделать его своим, как в свое время она поступила с «днем рождения непобедимого солнца»?

     


    Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год,

    и поднимем бокалы, желая друг другу в новом году счастья и радости

    Что бы ни говорили самые строгие православные, а Новый год у нас встречают почти все. В том числе и большинство прихожан. В новогоднюю ночь сложно найти дом, где не накрывали бы стол, не откупоривали шампанское и не желали бы друг другу «нового счастья». И как дети с нетерпением ждут наступления той ночи, когда Дед Мороз кладет подарки под ёлку, так и взрослые встречают Новый год с таинственным замиранием сердца, надеясь, что следующий этап жизни будет хоть чуточку лучше уходящего.

    Однако для многих из нас, православных христиан, встреча Нового года - это определенное искушение или компромисс. Особенно в тех семьях, где не все верующие. В самом деле: Новый год приходится на время Рождественского поста. И хоть это еще не сама строгая его часть (более строгий пост начинается со 2 января - за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с мирским празднованием, особенно если это празднование с безудержным весельем, вечеринками и просто бесцельной тратой времени у «голубого экрана».

    С другой стороны, мы знаем, что определенное празднование допускается и в постное время. Так, на время Рождественского поста приходится один из самых больших православных праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. В эти же дни отмечается и память святителя Николая Чудотворца - праздник, очень любимый в христианских семьях и гораздо более широко отмечаемый на внелитургическом уровне, чем Введение.

    Конечно, церковный праздник и светский - разные вещи, но настолько ли разные? И что мешает христианам совершенно светский Новый год праздновать по-христиански?

    У всех нас праздник Нового года родом из детства. У большинства - еще и из советского прошлого, из той богоборческой эпохи, когда церковные традиции были запрещены, а за посещение храма можно было лишиться престижной должности. Советская система представляла собой квазирелигию. Исповедуя доктрину «воинствующего атеизма», она вместе с тем пыталась ответить на потребность человека в религиозном опыте. Эта система имела свои «догматы» (вера в победу коммунизма), «пророков» (Маркс, Энгельс), «мессию» (Ленина), «храмы» (дворцы культуры), «соборы» (партсъезды), «писание» (собр. соч. Ленина), «патриарха» (генсека), «иконы» (портреты вождей), «крестные ходы» (демонстрации), своих «еретиков» (Троцкий) и, конечно же, праздники. Советские обряды жестко противопоставлялись церковным, а значит, вместе с тем и зависели от них.

    Именно Новому году - далеко не главному советскому празднику - суждено было стать действительно всенародным и пережить саму советскую систему. Люди ходили на демонстрации 7 ноября и 1 мая, просто отдыхали в день Конституции, но любили только Новый год. Не потому ли, что Новый год в Советском Союзе был единственным праздником, лишенным какой бы то ни было идеологической нагрузки?

    Празднование Нового года в советское время отвечало глубинной потребности людей в празднике как утверждении жизни. Забывший о Христе народ тем не менее понимал, что жизнь без праздника превращается в простое существование без смысла и радости. И эта потребность присуща человечеству во всех культурах. Люди празднуют, чтобы вновь осознать себя, ближних, мир в контексте ситуации или причины. Празднуя, человек вырывается за пределы будничной рутины.

    Любой праздник, который действительно переживается таковым, всегда имеет религиозное измерение. Он пробуждает в человеке стремление к вечности, вопреки повседневному опыту тленности и конечности жизни. Конечно, это справедливо преимущественно для праздников церковных. Но именно по этой причине и из светских праздников приживаются только те, которые отвечают потребности утверждения бытия.

    Встречая Новый год и придавая празднованию характер некоего «таинства», люди хотят на самом деле того, что созвучно с христианскими идеями покаяния и обновления. Оставить все прошлое в прошлом - не об этом ли молится Церковь при совершении таинства Крещения и не к этому ли призывает священник кающихся грешников? Обрести новое счастье - не об этом ли всё христианство, начинающегося с «молодого вина» Нового Завета и зовущее к «обновлению ума вашего», словами апостола Павла? Христианская вера устремлена в будущее, там - то, что дает смысл нашему существованию сегодня и делает возможным празднование вечности в этом преходящем мире. «Се, творю всё новое», - говорит Сидящий на престоле. «Новое небо и новая земля» - явление Царства Божия, которое случится в конце времен, но приоткрывается уже сейчас и может быть принято и пережито каждым христианином в эсхатологическом праздновании Евхаристии.

    Сегодня православный христианин, встречающий Новый год во время поста, находится в шизофренической ситуации. Вроде бы, он знает, что отмечать этот праздник «не положено». Но в то же время отмечает, находя для себя какой-то компромисс. Есть ли выход?

    С тем, что само по себе празднование Нового года не противоречит христианской традиции, согласятся, думаю, все. Отмечают же до сих пор «Старый Новый год» - странный праздник, возникший только у нас после введения григорианского календаря. Да и в богослужебных книгах до сих пор 1 сентября по старому стилю обозначается как «начало индикта» или церковное новолетие. Значит, отмечать Новый год в принципе можно, вопрос только в дате 1 января, приходящейся на период поста.

    Видится два способа решения этой проблемы: переход на новый стиль либо «христианизация» существующего праздника.

    Способ первый кажется практически нереальным в связи с особой склонностью русского народа к расколам из-за обрядовых вопросов. Об это «споткнулась» и попытка патриарха Тихона ввести новый стиль в Российской Церкви в 1923 году, продолжавшаяся всего 24 дня. Однако если общецерковный переход на новоюлианский календарь, которого придерживаются сегодня 11 из 15-ти Поместных Православных Церквей, видится нереальным, то частичное введение нового стиля в приходском употреблении может быть гораздо менее болезненным.

    В практике ряда Поместных Церквей допускается параллельное сосуществование общин с разным календарем богослужения, порой даже в рамках одного прихода. Так, например, восточные епархии Польской Православной Церкви придерживаются старого календаря, а в Никольском кафедральном соборе г. Вашингтона Православной Церкви в Америке мирно сосуществуют две общины: старо- и новостильная. Существуют новостильные приходы и в Московском Патриархате, причем не только на Западе. Значительное количество приходов, придерживающихся нового календаря, есть в Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви.

    Поэтому, если вопрос о введении нового календаря в богослужебный обиход Русской Православной Церкви будет подниматься в будущем, то наиболее приемлемый способ его решения - переход отдельных общин, но не Церкви в целом.

    Второй же способ решения «новогодней» проблемы - христианизация светского празднования - действительно традиционен. Церковь имеет успешный опыт христианизации наиболее популярных языческих праздников. Так, в конце IV века Церковь задумалась над тем, что делать с чрезвычайно популярным в народе римским языческим праздником «сатурналий» и «днем рождения непобедимого солнца» 25 декабря, учредив в этот день праздник Рождества Христова, который ранее отмечался под названием Богоявления 6 января вместе с Крещением Господним.

    Ситуация сегодня отличается от IV века в лучшую сторону. Праздник, на смену которому пришло христианское Рождество, был откровенно языческим. Нынешний же «новый год» не нагружен никакой идеологией. А значит, Церкви самое время «подобрать» этот любимый всеми праздник и сделать его «своим».

    Так что христианам, которые в новогоднюю ночь соберутся за праздничным столом, не надо идти на компромисс с совестью. Кто желает праздновать - будем праздновать, но так, как подобает христианам. Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год, и поднимем бокалы, желая друг другу в новом году счастья и радости. Пусть все невзгоды и ошибки окажутся позади, а в году наступающем мы постараемся быть верными друзьями Христовыми.

    Читайте также:

    Рождество: календарный вопрос

    Иллюстрация со страницы http://fotki.yandex.ru/users/lovelysweet

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, д.Агарково10.01.2010 10:15 #
    C Рождеством Христовым!
    Присоединяю свое согласие к слову Илии из Москвы и Романа из Ульяновской области. Православная Церковь к вопросу о праздновании Нового Года сегодня более чем лояльна. Есть Церкви с одним календарем , есть с другим и все это идет от приходов,общин с учетом многообразия народной и национальной жизни. И самой Русской Православной Церкви не обносят забвением народный праздник Новый Год, призывая лишь к воздержанности в страстях и трезвости , что впрочем относится ко всем дням жизни человека на Земле. Слава Богу, меру позволительного православный в сей народный праздник устанавливает себе сам, руководствуясь совестью и советами по благочестию. Кто то позволит лишний кусочек рыбки, кто то и бокал шампанского, а кто то возрадуется за ближних своих духовно, без отступления от установленных правил поста. Польза от изменения сложившегося порядка весьма сомнительна,а вред очевиден, так как проведение воцерковления мирского праздника может искусственно ( на голом месте)породить споры и внести дух разделения между верующими .
    В истории Церкви уже был период бурных реформ и экспериментов касательно установления внешних обрядов и традиций и в результате сегодня мы имеем то , что имеем. Возможно именно по этому сегодня так необходим мир и тишина во внешнем, для серьезного молитвенного духовного внутреннего служения.
    С Праздниками! Спаси Господь Иисус Христос!
    Виктор, Полтава3.01.2010 22:31 #
    Спаси Христос!
    Благословите отче.
    Батюшка, а вот много горит всяких так званных "Вечных огней",и туда люди носят цветы и поклоняються, скажите
    что это не идолопоклоничество?
    А новый год можно встречать как все нормальные люди, вот только нужно вернуть календарь на своё место, какое было до 1917 года и всего-то.
    Нужно всё делать в своё время и в своём месте, погибших поминать в храмах, а новый год встречать ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
    Простите,что не так.
    Роман, Ульяновск. обл.31.12.2009 16:52 #
    С Новым годом! Солидарен с мнением Ильи из Москвы. Действительно, воцерковить языческие традиции празднования Нового года(как то пьянство и обжорство) невозможно. А то, что другие Церкви празднуют по новому стилю церковные праздники, это не есть хорошо, имхо. Если наша Церковь перешла на новоюлианский стиль, не думаю, что новый год стали бы отмечать по-другому. Воцерковлять надо людей, а не праздники.
    свящ. Федор Людоговский, Москва31.12.2009 15:04 #
    Очень здравая статья. Вообще, радостно, что появился (или это я недавно заметил?) новый талантливый публицист, который умеет ясно и честно говорить о разных сторонах нашей церковной жизни.

    Воцерковление праздника - весьма желательно. Не в том смысле, конечно, чтобы придумывать под это дело новые обряды. Просто, как и указывает автор, должны быть, во-первых, определенные внешние рамки празднования(это отрицательная, ограничительная сторона воцерковления), а во-вторых (и это не менее важно), пусть Новый год осмысляется и воспринимается христианами по-христиански.

    То же, как мне представляется, относится и еще к одном празднику, но не хочу здесь начинать несвоевременные дискуссии :)

    С Новым годом! С новым счастьем!
    Наталия, Мукачево31.12.2009 14:01 #
    Я живу на Западе, где католики отмечают Рождество 25 декабря. И знаете, после этого дня никакого поста держать не хочется, да ведь и ни к чему по смыслу: зачем пост, когда радость - Бог на Земле Родился! И в природе поворот к свету! Давно пора отменить старый стиль и перейти на всеобщий, принятый большинством людей на Земле. Все ведь относительно, но во всем должен быть Высший смысл, а не авторитет, пусть даже Церкви.
    протоиерей Богдан, Львов31.12.2009 10:03 #
    Возможно нам на Западной Украине легче решить этот вопрос, так как традиционно новый год у нас не отмечался. Вспоминали о новом годе 14 января, но это не было ночное гуляние. И сегодня во многих традиционных галицких семьях, особенно в деревне, 1 января ничего не празднуют. Поэтому для нас нет необходимости решать этот вопрос, а просто придерживаться хорошей старой традиции.
    Греко-католики отменили пост 1 января. У нас тоже ведутся разговоры вокруг поста в новогоднюю ночь. Но не только и не столько в посте дело. Важно не иметь других богов, а праздновать только то, что связано с Богом Истинным. Вот когда христианизуют новый год, тогда о чем то можем говорить. А пока что это язычество и православному не стоит его отмечать. И здесь не большая разница - учитываешь ты или не учитываешь пост.
    Елена, Рига,30.12.2009 20:54 #
    Согласна с Верой, надо встречать НГ "без лишнего, не всегда здорового веселья" по-возможности соблюдая Пост. Не стоит Церкви делать своим светский праздник, думаю нам вполне достаточно Новолетия. А вот смысл празднования Рождества Христова надо стараться донести тем, кто ещё не знает, всеми доступными способами.
    Вера30.12.2009 13:46 #
    Хорошая, добрая статья. Спасибо.
    Но вот переходить церкви на новый стиль из-за коллизии праздника Нового года, думается, неправильно. Можно, действительно и сейчас встретить Новый год, но без лишнего, не всегда здорового веселья, а тихо, по-семейному. И даже стол вполне можно сделать постным, но вкусным.
    Илья, Москва30.12.2009 13:15 #
    Не очень понятно, как Церковь должна принять Новый год и сделать его своим. Молебны в храмах служатся, Патриарх всех поздравляет, шампанское пьют даже в духовных учебных заведениях. Гражданский Новый год давно уже воцерковленв должной мере, о чес свидетельствуют великолепные проповеди на новый год у Феофана Затворника, Филарета Московского, Макария Невского. ТАм же, кстати, желающий благочестиво встретить Новый год может получить и советы, как это сделать. И что самое интересное, если этим советам следовать, благочиние поста никак нарушено не будет. ДА и нынешняя ситуация, когда праздник приходится на пост, может только способстовать немощному христианину удержаться в подобающих рамках и не объесться оливье, как это могло бы случиться в непостное время и часто бывает на Рождество.
    А вот вводить в устав еще один новый год в дополнение к Новолетию - это уже точно шизофрения. И по меньшей мере, странно, когда нам в образец предлагают Церкви в других странах. И не потому, что мы лучше, а просто Россия это все-таки не Польша, не Греция и не Америка.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru