rss
    Версия для печати

    «Кассия»: шедевр под спудом

    Загадка Кассии, автора ирмосов канона Великой Субботы, давно волновала меня. В самом деле, кто она: единственная в истории женщина — церковный песнописец, создавшая такие шедевры? Невеста императора, великолепно образованная, с незаурядным поэтическим даром, ставшая монахиней в Константинополе... Личность приоткрылась с выходом романа, или, точнее, саги о Византии под названием «Кассия».

    Три тома по 400 страниц убористого текста читались на одном дыхании. За это время персонажи истории ромеев (а именно так именовали себя жители Империи, которую мы с подачи западных историков привыкли называть Византией) стали как будто близкими друзьями. В этом несомненная заслуга автора — монахини Кассии (в миру Татьяны Сениной), которая со скрупулезной точностью и достоверностью оживила ту эпоху ромейской истории, которая до сих пор мне представлялась довольно туманно, и наделила исторических персонажей столь живыми характерами, что, перелистнув последнюю страницу, испытываешь ощущение разлуки...

    Действие саги разворачивается в Константинополе первой половины IX века, через пару десятилетий после второго Никейского собора, во время второй фазы иконоборчества. Жизнь Кассии (ок. 805 - после 867) показана в широком контексте эпохи. Перед нами проходят истории царствования нескольких ромейских императоров, основные события разворачиваются при молодом и философски образованном Феофиле (829–842). Когда последнему было ок.17 лет, его отец император Михаил, взошедший на трон в результате дворцового переворота (его предшественник Лев V Армянин был убит заговорщиками в храме во время утрени) задумал короновать сына соправителем и женить. Мать Феофила решила устроить для сына выбор невесты и дала ему золотое яблоко, которое он должен был вручить избраннице. Среди невест оказалась и Кассия, которая уже к тому времени решила посвятить себя Богу, но оказалась на смотринах по воле своего дяди, служившего при дворе. Увидев Кассию, Феофил вдруг понял, что именно она и есть та девушка, которую он однажды встретил в Книжном портике. Между Кассией и Феофилом вспыхивает любовь и уверенность, что именно они друг для друга и являются теми «половинами», о которых писал Платон. Феофил, учившийся эллинской премудрости у придворного философа-монаха Иоанна Грамматика, решил испытать ум Кассии, сказав цитату из Златоуста: «Чрез женщину излилось зло на землю!» - на что Кассия парировала продолжением цитаты: «Но и "чрез женщину бьют источники лучшего"!» Поняв смысл ответа, означавший отказ, Феофил отдал золотое яблоко Феодоре — второй из прекраснейших девушек на смотринах. Но еще много лет Феофил и Кассия будут томиться от любви друг ко другу, прежде чем придет понимание, что их любовь и без плотского союза может «рождать прекраснейших детей», а лучшей жены, чем Феодора, императору было на самом деле не сыскать. Но пересказывать все сюжетные линии книги — занятие неблагодарное. Предоставим возможность читателю самому насладиться всеми поворотами и неожиданностями этой истории...

    Порой при чтении книги возникает мысль, что основной герой романа — не Кассия, а главный «ересиарх» эпохи, Иоанн Грамматик, идейный и богословский вдохновитель второго витка иконоборчества. Это загадочная личность, отзывы о которой в истории крайне противоречивы. Несомненно, Иоанн был одним из ученейших людей своего времени. Советник трех ромейских императоров, учитель Феофила прошел путь от простого монаха до патриарха Константинополя и затем, после победы иконопочитания, тихо жил в имении своего брата Арсавира на берегу Босфора и скончался в безвестности. Ересиарх, «колдун», нечестивый «Ианний», «волхв», «великий софист» - иконопочитатели не жалели эпитетов для своего главного противника. Суеверный страх перед Иоанном был основан, в первую очередь, на его блестящих диалектических способностях. В богословской полемике он умел находить такие аргументы и выстраивать такие силлогизмы, перед которыми умолкали доводы иконопочитателей. При этом Иоанн сам был очень талантливым иконописцем, но искусству этому обучился в ранней юности, против собственной воли, что, вероятно, сыграло роль в его выступлении против иконопочитания. Однако те, кто попадает в келию к главному иконоборцу, изумляются, видя на стене прекрасный образ Богородицы, написанный им в молодости.

    Тонкое знание человеческой психологии, духовную и светскую мудрость Иоанн приобрел благодаря непрестанным «опытам». Но однажды он сам оказывается побежденным последствиями одного из своих «опытов», будучи не в силах противостоять любви к женщине — императрице Фекле, матери Феофила. Не было ли и иконоборчество тоже одним из «опытов» Иоанна? Ответа на этот вопрос в романе мы не найдем...

    Будучи «начальником ереси», Грамматик, тем не менее, мог давать очень глубокие духовные советы, которые однажды помогают обрести внутренний мир не только Феофилу, но и иконопочитательнице Кассии. Его простой философский образ жизни убеждает примкнуть к иконоборцам тех, кто больше не в силах терпеть сплетни и невежество, царившие в среде некоторых «иконопоклонников». И в романе «Ианний» представлен так, что просто невозможно не проникнуться уважением и доверием к нему.

    Читая роман, испытываешь несравненное удовольствие от стройности и красоты изложения и глубины мыслей. Текст насыщен цитатами из древнегреческих классиков и святых отцов, герои часто разговаривают, цитируя прочитанные книги. Эрудиция автора, создавшего столь прекрасное произведение, просто поразительна. Несомненен талант создавать литературные персонажи.  Автор избегает упрощенческого взгляда на мир, который некоторым видится в черно-белых красках. Оттенков намного больше...

    После кончины Феофила его супруга Федора решает восстановить иконопочитание. Но как  часто бывает, внешний мир не приносит успокоения Церкви. Очень быстро гонимые сами становятся гонителями, а кроме того, их сотрясают внутренние раздоры. Близится эпоха противостояния патриархов Игнатия и Фотия, о которой, надеюсь, Кассия Сенина напишет следующую книгу...

    Знать историю очень полезно для того, чтобы жить сегодня. Так же и с историей Церкви. Мы живем в эпоху церковных расколов, борьбы за власть и дискуссиях про «первенство» и томимся теми внутрицерковными раздорами, которые порой выплескиваются на страницы СМИ. Но и первое тысячелетие церковной истории было далеко не безоблачным. В церковных дискуссиях очень опасно наделять безусловной правотой и оправдывать позицию лишь одной из сторон. Чтение «Кассии» может стать прекрасным введением к изучению церковной истории и хорошей прививкой от плоского черно-белого взгляда на мир.

    Проиллюстрирую сказанное выше двумя цитатами. «Анафема — вещь очень нужная для практической жизни Церкви в здешнем мире, прежде всего для воспитательных целей, — говорит в романе Грамматик, — но лично я не рискнул бы с уверенностью заявлять, что те, которые в настоящей жизни находятся во враждующих станах, в будущей непременно окажутся в разных местах, а если и окажутся, то именно из-за разной веры. Во-первых, суд будет по делам, и самая вера, по апостолу, показывается из дел. Во-вторых, очень редкие люди, даже содержащие истинную веру, достигают в суждения беспристрастия. В-третьих, даже беспристрастные могут заблуждаться и делать неверные выводы — в силу особенностей воспитания, недостатка образования, частичного неведения и просто из-за ограниченности человеческой природы. А Бог знает эту ограниченность и потому смотрит, прежде всего на намерение человека...» Действительно, никто не вправе выносить категорического суждения о невозможности спастись для того или иного человека.

    Если же еретик искренне верует в исповедуемое им учение, считая его истиной, имеет ли он возможность спастись? Грамматик отвечает: «Точно сказать, имеет или нет он эту возможность, я не могу, конечно, но думаю, что может иметь. А имеет ли — это зависит от разных привходящих обстоятельств, разбираться в которых уж точно не наше дело, а Божие. Когда некто присоединяется к еретической части, мы обычно говорим, что он впал в ересь и отпал от спасения, и чаще всего это бывает верно, потому что в большинстве случаев человек принимает ту или иную сторону, руководствуясь соображениями отнюдь не небесными — страхом, корыстью, ленью, нежеланием думать, желанием быть с большинством, с уважаемыми и любимыми им по-человечески людьми. Но ведь по этим же соображением большинство принимает и православие; сомневаюсь, что перед Богом это многоценно. С другой стороны, человек может принять ересь потому, что счел её за истину, что она показалась ему убедительнее православия, с готовностью стоять за нее, как за истину, не так ли? Разумеется, в глазах Божиих он не равен еретику, отпавшему от веры из соображений, скажем, земных выгод. Великий Григорий говорил: "Как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так многие из не принадлежащих к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самой вещью, не имеют только имени", — и это о язычниках. Тем более так можно сказать и о тех, кто, хотя и неправильно верит во Христа, но живёт благочестиво...»

    Речь не идет о религиозной «всеядности» или дурно понятом экуменизме: сама автор принадлежит РПАЦ — конфессии, не состоящей в общении не только с Московским Патриархатом, но и со всем «мировым православием» по причинам, включающим в себя непринятие экуменического движения. Но речь сейчас не о расколах и их причинах и не о том, кто неправ и почему. В конце концов, и преподобный Исаак Сирин жил и творил за пределами видимых границ кафолической Церкви... Речь о безусловном таланте автора, тезоименитой Кассии Константинопольской, ее широкой научной эрудиции и преданной любви к Ромейской державе, что позволило «родить на свет то, чем давно беременна», перефразируя Платона.

    Роман «Кассия» писался на протяжении 2003-2008 гг. в Санкт-Петербурге и Константинополе, издан в 2010 году ничтожно малым тиражом в московском издательстве «Memories». На моем трехтомнике в выходных данных указан тираж всего 300 экз. И приобрести его можно лишь в нескольких магазинах интеллектуальной книги в центре российской столицы, да по почте, сделав заказ на сайте издательства. Но если роман «дойдет» до читателя через прилавки книжных сетей — он, несомненно, получит популярность среди любителей исторического романа и христианской прозы. Ведь и Кассия, и Феофил, и Грамматик поистине достойны памяти. Перелистнув последнюю страницу трехтомника, я по-доброму завидую читателям, которым еще только предстоит открытие этой захватывающей истории...

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Марина, Ростов-на-Дону4.12.2011 19:56 #
    хорошо бы экранизировать роман, сюжет очень понравился
    Елена, Санкт-Петербург19.10.2011 0:13 #
    интересный роман. задумывалась. хотя для меня все же непонятен еще вопрос с философией - зачем ее нужно знать для христианства (в романе еще говорили стихами, по памяти (беседы только вести с разными людьми и не оказаться в стыде). часто отложив книгу размышляла, эпизоды войны читала с трудом или не читала, волновала внутренняя жизнь героев,выводы кто к чему придет в конце концов.зато в 1 томе понравилось очень про соборы. Грамматик -с одной стороны-загадка-исследователь. а с другой стороны - он же позволял людей бить, и за это мое впечатление о нем умаляется почти совсем, какой бы он монах там не был и сколько бы не подвизался.ведь такой умный человек не должен этого позволять. сколько он всего этого видел и не остановил издевательства. А так конечно-начитанный. Вот про монастырь Кассии- интересная идея, да это наверное некоторым людям подходит. Девушки которые пришли на избрание невесты были мало образованными светскими науками. С ними было скучно. Да, для такого императора такая невеста не подошла бы. нужна была Кассия ) они оба с детства были одаренными.но оказалось что нужна была Феодора. Интересные философские рассуждения и диалоги про православие. роман понравился и рекомендуется к прочтению. автору спасибо. И за ЖЖ-журнал спасибо большое.
    Александр, Москва18.08.2011 13:25 #
    Да, замечательный роман. Действительно, шедевр. Глубокий, пронизанный множеством сложнейших идей, философских нюансов, и, жизненных коллизий, и, переплетений судеб сюжет, выстроенный гениальным автором, ни за что не сможет оставить равнодушным читателя, неравнодушного к истории, к судьбам Византии, и, мирового Православия. И, очень надеюсь, что, действительно, будет продолжение. А, интеллект, начитанность, философская многоплановость, неоднозначность подачи материала, нестандартность мышления автора, и интереснейшая повествовательная канва заслуживают искренней благодарности, и, самой высокой оценки. Хотя, автор, и сама хорошо знает себе цену, и, вряд ли очень-то нуждается в чрезмерных похвалах и благодарностях, тем не менее, это необходимо сказать. Побольше бы выходило таких книг. Побольше бы выходило литературы, хотя бы приблизительно, в общих чертах подобной, произведений, так волнующих душу, и, поднимающих столько важнейших философских вопросов, и, может быть, не таким безнадёжным казался бы этот, стремительно дичающий, и, на глазах деградирующий мир. Большое спасибо автору !
    Александр, Москва18.08.2011 11:24 #
    Да, замечательный роман. Действительно, шедевр. Глубокий, пронизанный множеством сложнейших идей, философских нюансов, и, жизненных коллизий, и, переплетений судеб сюжет, выстроенный гениальным автором, ни за что не сможет оставить равнодушным читателя, неравнодушного к истории, к судьбам Византии, и, мирового Православия. И, очень надеюсь, что, действительно, будет продолжение. А, интеллект, начитанность, философская многоплановость, неоднозначность подачи материала, нестандартность мышления автора, и интереснейшая повествовательная канва заслуживают искренней благодарности, и, самой высокой оценки. Хотя, автор, и сама хорошо знает себе цену, и, вряд ли очень-то нуждается в чрезмерных похвалах и благодарностях, тем не менее, это необходимо сказать. Побольше бы выходило таких книг. Побольше бы выходило литературы, хотя бы приблизительно, в общих чертах подобной, произведений, так волнующих душу, и, поднимающих столько важнейших философских вопросов, и, может быть, не таким безнадёжным казался бы этот, стремительно дичающий, и, на глазах деградирующий мир. Большое спасибо автору !
    священник Андрей Дудченко, Киев18.08.2011 10:23 #
    Константин, хорошо, я поищу по интернету высказывания Кассии Сениной, а Вы, в свою очередь, почитайте книгу, хотя бы для того чтобы составить более полное представление и об авторе, которого Вы так усердно стараетесь обличить.
    Константин, Москва17.08.2011 19:43 #
    Не обольщайтесь, уважаемый отец Андрей, по поводу автора романа, а лучше потрудитесь внимательно почитать ее высказывания и рассуждения о Вселенском православии, об РПЦ в частности, об иерархах и о многом другом в ее ЖЖ. Попробуйте увидеть человека и "исповедание" его веры за пределами романа, вживую в ее комментах. Душа и что с ней происходит ведь сразу видна. Злость, обличительство, ехидство, сарказм, нелюбовь (на грани ненависти) к той стране и тому народу, к которой она принадлежит. Какая-то странно неестественная (за рамками обыкновенной здравости) любовь к Византии и современной Турции... и все на противопастовлении России и РПЦ. Ковыряние в этом. Критично можно ко многому относиться и в Русской Церкви тоже... Но у этой дамы-монахини что-то гораздо большее. Какая-то ненависть. Почитайте ее ЖЖ, сами поймете. Читая, вспомните эпизод из жития Святого преподобного Афанасия Афонского, где Пресвятая Богородица объяснила ему чем монах отличается от других людей. Не хочу судить ее. Но для меня человек и то, что он пишет - неотделимы... Посмотрите на человека цельно. Бумага ведь все стерпит, но душу эрудицией, литературным талантом не прикроешь.

    Извините за резкость, но написал, то что думал.

    С уважением, Константин
    Татьяна, Москва17.08.2011 12:25 #
    А эту книгу о Византии написала монахиня из раскольнической церкви, в Санкт Петербурге из ИПЦ. Т.Сенина. (монахиня Кассия).
    Как то не хочется ей дифирамбы петь.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru