rss
    Версия для печати

    Просто жизнь. Без миссионерского надрыва

    Простая приходская жизнь, или «православие с человеческим лицом», может сделать больше, чем особые миссионерские усилия.

    Последние годы как никогда много говорят о миссии, открывают миссионерские семинарии, устраивают миссионерские съезды, однако количество прихожан в наших храмах не растет даже в арифметической прогрессии, а сезонный наплыв людей «святить паску» заставляет задуматься о том, почему эти люди не заглядывают в храм в остальное время года.

    Что мы понимаем под миссией? Какой результат ожидаем? Изначально под миссионерством понималась проповедь среди людей иной веры. Но сегодня многие говорят о необходимости так называемой «внутренней миссии», чтобы из массы крещеных хотя бы некоторые стали овцами стада Христова. Об успешном результате такого рода миссии, думается, можно говорить, если определенное количество прежних «захожан» хотя бы несколько раз в год осознанно будут участвовать в исповеди и Причастии, а в повседневной жизни не будут забывать о своем христианстве.

    Но кто может и должен занимается внутренней миссией? Выпускники духовных учебных заведений миссионерской направленности? «Миссионеры всея Руси», облеченные даром слова? Нужно и такое, но еще более важна не заметная на первый взгляд и тихая работа на местах. Не надо создавать особенные «миссионерские приходы» и проводить «миссионерские литургии». Каждый храм должен стать таким, чтобы человек мог туда прийти и ощутить, что он «дома», и каждое богослужение - таким, чтобы его можно было понять и найти в нем свое «место», стать участником, а не зрителем.

    Наверное, нужны и миссионерские «туры», и «концерты», и прочие публичные мероприятия. Все это может быть, но все это не даст практически никакого результата, если не будет главного: создания православно-христианской приходской среды, «дружелюбной» по отношению к внешнему миру. Допустим, в результате проповеди на миссионерском рок-концерте какая-то часть молодежи захочет удостовериться в правильности того, что говорил талантливый проповедник и... зайдет в ближайший по пути храм. Появится ли ощущение того, что тут его не отвергают, готовы принимать с чистым сердцем и открыто обсуждать волнующие темы? Станет ли храм для такого человека местом, куда хочется прийти снова? Прийти не для того чтобы получить очередную «порцию» освященной материи, но чтобы вместе со всей Церковью прикоснуться таинственной радости Царства Божия, когда «хорошо нам здесь быть»?

    Так что наша приходская жизнь, наше практическое приходское христианство — самое важное, что мы можем сделать для миссии. Кто-то скажет: «А зачем вообще здесь нужно что-то менять? Нам тут хорошо, мы спасаемся, пусть спасаются и остальные». Но такая позиция — отказ от христианского призвания, ибо «горе мне, если не благовествую» (1Кор 9:16). Если Церковь превращается в замкнутую и самодовольную горстку людей с мрачными лицами, недружелюбными по отношению к миру, бросающими осуждающие взгляды на тех, кто одеждой или манерой поведения контрастирует с серой массой, то это уже не Церковь Христова, а собрание ревнителей замшелых «преданий старцев».

    Какие же стороны нашей приходской жизни могут «раскрыться» по отношению к людям, интересующимся Церковью? В плане методики приходской работы все очень просто. Здесь не надо изобретать велосипед, достаточно перечитать свежим взглядом Новый Завет и постараться применить его на практике. Священникам - служить нормально, чтоб были понятны слова и действия, без помпезности, да время от времени на проповедях растолковывать смысл богослужения. Проповедовать на службе не формально и не «птичьим языком». Проповедовать Христа, а не разную модную геополитику, «бабьи басни» и благочестивые сказки про сомнительные «святыньки» и «чудеса». Каждое богослужение в идеале должно оканчиваться назидательным словом. Люди на самом деле жаждут услышать живое слово от священника, обращенное к ним и доступное их восприятию. Ко всему этому — самому жить как христианину, то есть так, чтобы повседневная жизнь (священника и христианина вообще), не мешала приходить людям в Церковь.

    «Дела плоти известны, - пишет апостол Павел Галатам (5:19-21), - они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Если от некоторых из перечисленных грехов наша жизнь бывает, к счастью, свободна, то что сказать о бесчинствах, пьянстве, распрях или ссорах? «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют», - предупреждает апостол. Если мы хотим, чтобы наши приходы стали местом, куда потянутся люди, то надо освобождать внутриприходские отношения от распрей и склок, а помочь в этом может новое открытие для себя духа Нового Завета, к чтению и осмыслению которого надо постоянно призывать всех.

    И в вопросе понимания богослужения прежде всего важно, чтобы молящиеся для начала хотя бы понимали те отрывки из Писания, которые читаются на службе. Сколько уже было сказано и написано за последние годы о неудобовразумительности, например, существующего церковнославянского текста Апостола! Даже сам чтец не всегда понимает смысл того, что читает. Уместно было бы читать Писание на современном языке, и слава Богу, что это начинают практиковать во все большем количестве храмов. Кроме того, и сама манера чтения Апостола или Евангелия, когда диакон старается показать весь свой фонетический диапазон, начиная «от нижних» и заканчивая «высочайшим гласом», не способствует восприятию на слух смысла читаемого. И после чтения проповедовать можно не только на тему Евангельского отрывка, но и Апостольского.

    Кроме того, не все знают, что за вечерним богослужением под воскресенье (которое у нас по традиции называют «всенощным», хотя длится оно от силы 2,5 часа) по уставу полагается ряд назидательных чтений, и одно из таких чтений представляет собой последовательное чтение апостольских писаний Нового Завета, начиная с книги Деяний Апостольских, и заканчивая Откровением ап. Иоанна Богослова. Начинается этот цикл чтений с воскресенья Антипасхи, так что в течение года прочитываются все книги Нового Завета. Мне приходилось быть свидетелем успешного возрождения подобной практики в одном из киевских храмов. После вечерни, перед шестопсалмием, священник, обратившись к народу, с амвона прочитывает две главы из апостольских посланий на современном языке — польза от такого чтения несомненна, и службу это удлиняет совсем ненамного.

    В практику приходской жизни легко ввести и систематическое изучение Писания. Ничто не мешает для желающих (никакой обязаловки!) сделать такие при приходе малые группы. Вести может не только священник, но и кто-то из подготовленных прихожан. Пускай первое время на занятия будет ходить совсем немного человек — но цель тут не в количестве. Малая закваска, мы помним из Евангелия, заквашивает все тесто. Потом из этих людей выйдут сознательные прихожане и помощники в делах просвещения. Да и в малой группе легче общаться с людьми, вести диалог, давать возможность всем высказаться. Так что группа в 10 человек — это очень даже хорошо.

    Кроме обычной лени и нежелания делать что-то новое, ломать привычные стереотипы, срабатывает и фактор, который можно назвать системным кризисом. Наши епископы в своем большинстве не знают реального положения вещей. Они ведь тоже заинтересованы в том, чтобы храмы были наполнены людьми не только по праздникам или на архиерейских службах. На месте архиерея я бы не оповещал приходы заранее о своем приезде, а приезжал неожиданно, когда уже почти началась служба, да и посмотрел, как она там ведется и сколько людей. А еще лучше — тихонько подойти к концу службы и послушать проповедь настоятеля.

    Опыт общения с людьми за годы служения показывает, что очень и очень многие живо интересуются вопросами веры и практического исповедания христианства. Как только люди получают возможность поговорить со священником по простому, на обычном повседневном языке, и получить адекватные ответы (а не в духе «смирения» и «послушания»), то в их глазах загорается живой интерес. А общение — основа проповеди: «Общения не забывайте» (Евр 13:16). И если люди порой отвергают церковность, которую мы предлагаем в привычной нам «упаковке», то это не значит, что они отвергают Бога. Порой именно косность практической приходской жизни мешает человеку открыть глубину и красоту настоящей Церкви Божией.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Сергей, Минск17.08.2011 9:46 #
    Это радостно, что Бог поднимает среди православных достойных делателей на ниве Христа Впрочем нападки православных доказывают что о.Андрей говорит истину, обличает фарисеев своих, а загнобили-то думается мне не истинные православные. Будем молиться, чтобы находились братья, как о.Андрей, которые будут нести людям истинный свет евангелия и Христа, тогда у нас с православными будет сотрудничество и диалог
    Irina, podmoskovie1.06.2011 13:52 #
    Отец Александр, прошу Вас, не надо менять язык и чтение Евангелия на Богослужении! Россия уже через это проходила. Неообновленчество какое-то получается! БЛАГОДАТЬ в Церкви присутствует именно благодаря сохраненной Традиции. В этом я абсолютно уверена. Простите.
    Надежда, Сарапул29.05.2011 12:58 #
    Я думаю, если в школе(а может быть даже в детском саду) не начать прививать ребенку веру, то, как правило, он придет в Церковь только тогда, когда жизнь его туда загонит, как заблудшую овцу. А с концертов и т.д. (светских мероприятий) вряд ли кого приведешь к вере. Уж простите меня, но будет лучше, если мозги с детства будут в «колее», ГОРЯ для родителей, для страны, да и для самого человека будет меньше.
    иер.Максим Горожанкин, Уранополис)27.05.2011 19:37 #
    текст комментария ..По поводу мнения о.Александра: Какой то комментарий вообще не о том.Напиши сам твое видение работы,а то как то достали те кто только и делают что подмечают чего у других не так.Предложите свое.Или так и будем вечно злобствовать и паразитировать на чужом?
    Геннадий, Минск26.05.2011 18:52 #
    Все важно: и внятное богослужение, и возможность прочувствовать напряжение во время достаточно продолжительного богослужения, чтобы потом ощутить легкость души и утончение чувств, и простота в общении со священнослужителями, и т.д. Но здесь – всему свое время. Как на мой взгляд, одна из самых главных причин, почему молодежь не идет в Церковь, а воцерковляемая в детском возрасте часто уходит из храмов, так это то, что современный окружающий мир "одаривает" молодежь "сильными ощущениями", которые сравнительно свежими силами молодых переживается как "настоящая активная жизнь". Проводить действительно активный образ жизни, чем занимались в детско-юношеском возрасте еще не так давно в стране, я имею в виду практически поголовное занятие в спортсекциях и разнообразных "кружках", современное дето-юношество, приученное к "свободной" праздности, прикованное к компьютерам и игровым автоматам, тусовкам и модным дискотекам, деградирующее культурно и атрофируясь физически, часто уже просто не в состоянии. Вот и хватаются за суррогат, за фантом настоящей жизни, "берут от жизни все", т.е. все то, на что они способны, и что в изобилии предлагает им окружающий мир. Где уж тут до "гласа хлада тонка", его же просто уже и не чувствуется за "сильными ощущениями" отяжелевших чувств. Остается действительно может быть один путь для прихода в Церковь – путь скорбей и болезней, который современному молодому человеку не так то просто и понести, чтобы не озлобиться и не впасть в невозвратное уныние, и может быть и поэтому Господь еще долготерпит, глядя на нравы современного юношества и молодежи? Все это я к чему? К тому же, о чем стараюсь упоминать здесь постоянно, когда высказываюсь – о роли в формировании мировоззрения и поведения человека не только Церкви, но и государства, и еще неизвестно, что и на каком этапе упорядочения и развития личной и общественной жизни влияет больше на молодежь, в плане становления более-менее адекватной личности. Как на мой взгляд: не будет у нас вменяемого государства – не будет и вменяемой молодежи. И поэтому одной из основных задач Церкви является взаимообмен Церкви с государством, причем взаимообмен тем, что более свойственно каждому из них: государству свойственнее соработать в сфере структурной, Церкви же, как мне кажется, свойственнее соработать в сфере духовной. И Церкви и государству свойственны обе сферы деятельности, но акценты, наверное, нужно расставить все-таки почетче, чтобы напрвлять силы туда, где они наиболее эффективны.
    Наталия, г. Брест26.05.2011 15:48 #
    Cпасибо огромное отец Александр за статью. Радостно, что есть такие приходы и есть такие священники как Вы, а не только как Ваш оппонент
    Наталия, Брест26.05.2011 12:19 #
    "Опыт общения с людьми за годы служения показывает, что очень и очень многие живо интересуются вопросами веры и практического исповедания христианства. Как только люди получают возможность поговорить со священником по простому, на обычном повседневном языке, и получить адекватные ответы (а не в духе «смирения» и «послушания»), то в их глазах загорается живой интерес. А общение — основа проповеди: «Общения не забывайте» (Евр 13:16). И если люди порой отвергают церковность, которую мы предлагаем в привычной нам «упаковке», то это не значит, что они отвергают Бога. Порой именно косность практической приходской жизни мешает человеку открыть глубину и красоту настоящей Церкви Божией." Согласна с автором полностью, очень верно! А вот отец прот. Александр, Санкт-Петербург, считаю не совсем прав. "Молодежь увлечена жизненным процессом", а почему она не должна быть увлеченной жизнью. Вечно унылый вид и безразличие ко всему, вытянутый свитер, юбка до пят, платочек и глаза долу. Вам такая нужна молодежь? По-моему, в приходах просто не хотят работать с молодежью! А молодежь у нас хорошая, замечательная, молодость она всегда во все времена имеет одинаковые свойства. Вам просто нравится, дорогой отец протоиерей Александр, когда к Вам приходит израненный жизнью человек "чаще всего приходят в церковь люди потерпевшие неудачи и скорби в своей жизни: смерть родного человека, супружескую неверность, материальное разорение и т. п. ", который дошел до такого состояния, что в Ваших только советах чает получить утешение и найти выход. Да, таким человеком легко манипулировать, а когда он оправится и, если Бога он не сумеет найти, а будет по-прежнему видеть только Вас, то он и из Церкви уйдет. А молодежь приходит в Церковь и остается, только там, где молодым искренне рады, любят, не считают обузой, где им доверяют и поручают ответственные участки, но, конечно, не там, где их грубо поучают, показывая какие они грешники и всячески унижают.
    священник Николай, Уранополис)25.05.2011 22:47 #
    Замечательная статья! Нам действительно нужно создавать ОБЩИНЫ, придя в которую любой внешний человек почувствует что здесь семья, здесь христианская любовь и дух Христов. Здесь пастырь объяснеяет Слово Божие, здесь любой может поговорить со священником на волнующую его тему. Боюсь, если бы апостол Павел рассуждал так, как прот. Александр, мы бы до сих пор покланялись Перуну... Человек приходит ко Христу не только, когда у него кто то умер или его покинули, не надо сужать до такого минимума потенциальных прихожан. Если у священника горящие глаза, если он живет тем, что говорит и чему учит, если на приходе он - отец и пастырь, а не наемник - всякая живая и ищущая душа откликнется и потянется к такому батюшке. У нас на приходе 2 года действет молодежный клуб, его кол-во около 50 человек. и у этой молодежи никто не умер и никто от них не ушел. просто с ними работают. справедливы слова автора и о "распрях в приходе" наличие которых шокирует внешних людей. свешница точит зуб на просфорницу, батюшка фыркает на регента - люди видят какой внутриприходской климат в храме. и многих пугает, что"потому узнают что вы - Мои ученики, что любовь имеете между собою" - напрочь забытый принцип в наших приходских семьях. Доказательством этого вижу в комм. о. Александра советы свысока почитать евангелие, обличиние что автор "нецерковный" человек и проч.. может о. Алексндр не заметил - но автор вообще то священнослужитель и собрат)) Вот какие мы настоящие, вот как в нас изобразился Христос...и это нужно менять впервую очередь))) помоги нам Господи!
    прот.Александр, Санкт-Петербург25.05.2011 15:45 #
    Дорогой автор, вашими устами да мед пить, основная причина почему молодежь не ходит в церковь прежде всего не в церкви, а в молодежи. Я спрашиваю о причинах: чаще всего ответы такие: "Нам некогда, неинтересно, тогда нельзя будет грешить, и т. д. Причем не интересно не потому, что непонятен церковно-славянский язык, неинтересны нашей молодежи и проповеди которые священник говорит на русском, понятном им языке. Просто молодежь увлечена жизненным процессом: учебой, влюбленностью, семейной жизнью, зарабатыванием денег, спортом и т. д. и т. п. "А о спасении мы потом подумаем, когда на пенсию пойдем" - говорят они. Особенно удаляется от церкви молодежь, воспитанная на основе христианской нравственности, но наученная вере и не воцерковленная. Они рассуждают так: "Все у меня хорошо, в душе я верю, бог меня и так хранит, зачем выстаивать службы и время терять." Та же часть молодежи, которая предается греху: блуду, пьянству, наркомании, игромании и другим страстям в церковь тоже не идет, потому что там надо покаяться и более не грешить. Всякое привлечение и заманивание не поможет, потому что не заменишь церковные службы, на которых совершаются таинства Исповеди и Причащения посиделкамии и говорильней. 20 летний опыт моего служения показывает, что чаще всего приходят в церковь люди потерпевшие неудачи и скорби в своей жизни: смерть родного человека, супружескую неверность, материальное разорение и т. п. И то не все, а некоторые. А Вы дорогой автор, видимо нецерковный человек, и не понимаете, что в церковь и Господь, как Он Сам сказал нужна не здоровым, не безгрешным, Он пришел не праведных спасать, а грешных призвать к покаянию. Большинство церковных людей, те кто пережил жизненную трагедию, дошел до отчаяния, и получи от Господа исцеление своей души, вкусил благодати, которая их привлекла, и без которой они не могут, да и не хотят жить. Чего желаю и Вам, дорогой автор. протоиерей Александр

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru