rss
    Версия для печати

    1814. Друзья мои...

    Продолжить известное стихотворение можно было бы словами "опасен наш союз". Но это не делает его менее прекрасным. Опасности молодости на каждом шагу подстерегают героев «1814», снятого по историко-биографическим мотивам жизни первых декабристов, поэтов, дипломатов, реформировавших гуманистическую мысль того времени. Фильм пришелся ко двору новогодних праздников и зимней сессии в наших университетах.

    Как и надо было думать, 1814 - это не просто год, в котором происходит действие картины, но и возраст мальчишек лицеистов, будущих знаменитых выпускников Царскосельского лицея. Самому младшему из них - Ивану Пущину - 14 лет, старшему - Вильгельму Кюхельбекеру - 18. Мальчики из привилегированных семей пожинают плоды завершившейся Отечественной войны в виде дозволенного вольнодумия. Александр I, как известно, в первые годы своего правления отличался либерализмом, да и после войны 1812 года крамольные идеи свободнее стали проникать в Российские земли. Поэтому юноши, обязанные обучением в этом престижнейшем заведении своим родителям, часто так неосторожно шутят с царским цербером - Аракчеевым, поправляя его: «Не надежды юношей питают, а науки юношей питают...» Далее следует чтение Оды Ломоносова по голосам с указанием авторства. Карикатура на его Императорское величество, которую по доброте душевной или просто из страха сжигает первый директор лицея Малиновский. А вот Вольтера и Руссо у детей почему-то изымают, несмотря на дружбу покойной Екатерины II с автором «Кандида». Но особенно за непослушание резвых мальчишек никто не ругает. А среди них Дельвиг, Пущин, Пушкин, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас. Благородным юношам дозволяется даже спать на занятиях, кричать на поваров в столовой и швырять в лицо гречку. Интересно, это домыслы создателей или действительная атмосфера лицея.
    Искушенному зрителю будет интересно смотреть этот фильм, потому что занятно сопоставлять события, происходящие на экране, с историей. Неискушенному - потому что в сюжетную линию картины вплетено не только взросление будущих поэтов, но и детективная история в духе кровавых триллеров. И это не вымыслы ушлых продюсеров и сценаристов, детективная интрига действительно существовала в реальности. Правда, лицеисты не имели к ней отношения. Но разве это важно? Здесь же они напрямую помогают следствию. Начиная с того, что юный Пущин бежит на свидание к девке Настасье и обнаруживает ее привязанной у дерева с перерезанным горлом. Шокирующая натуралистичность. Этот сюжетный ход фильма не очень сочетается с основным. И наличие «кровищи» можно объяснить лишь некой авторской неуверенностью в себе: магнетизм, которым заряжены детективные тайны, внезапные смерти, безусловно гарантирует внимание зрителя. Но неужели данная история в этом действительно нуждалась?

    Характеры и образы некоторых героев были «сверены с текстом». Пухленький Дельвиг (Александр Быковский), сочиняющий первые стихи, которые публикуют в «Вестнике Европы», о котором Пушкин потом скажет: «И ты пришел, сын лени вдохновенный/О Дельвиг мой: твой голос пробудил/Сердечный жар, так долго усыпленный». А будущий дипломат Горчаков (Степан Балакшин): «Ты, Горчаков, счастливец с первых дней/Хвала тебе? фортуны блеск холодный», в котором благородство и холодность подчеркнуты сжатыми губами актера. И страстный Кюхельбекер (Иван Мартынов) в лице молодого астеничного блондина встретился с Пушкиным на дуэли: «Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было/Мой брат родной по музе, по судьбам?»
    Но больше всего зрителю, конечно, будет интересно, как здесь показан юный Пушкин (Стас Белозеров). Да, он страстный, молодой повеса, отличающийся ловкостью в боях на саблях, и даже обладает кудрявой шевелюрой, но уж очень мало он похож на поэта. Ведь по фильму ему 15, а первые свои стихи он начал писать раньше. По фильму Александр Сергеевич воспринимается как юный кутилка и пьяница, довольно остроумный, но очень сложно представить его с пером в руках, сочиняющего проникновенные строки про розу. За этим странным занятием его и застают лицейские друзья. Он так смущен, что буквально давится своими стихами. Но это спорный момент, возможно, истинные поэты не маниакально-депрессивные бледные юноши, а здоровые и резвые остряки.
    О художественной ценности фильма на данном этапе говорить не приходится. Это создание коммерческое. Здесь хороши лицейские мундиры и позолота царского дворца, но уж слишком все как-то просто. Пространство ограниченно, можно сказать, что глаз даже устает от однообразных планов. Но есть отдельные моменты, как фотографии: нога юноши, стоящего на книгах, перо в руке, военные игры на воздухе...
    Интересно, что режиссер фильма эстонец Андрес Пуустусмаа. Помогают ему в воссоздании этой страницы русской истории сценарист Дмитрий Миропольский и продюсер Сергей Мелькумов. Можно порадоваться за отечественный кинематограф. «1814» - возвращение к давно забытой, но актуальной теме взросления человека, плюс ко всему в контексте нашей истории. И актеры все молодые, неизвестные, еще студенты театральных вузов, что не может не радовать. Устали зрители от Бондарчука (который и здесь мелькает) и Хабенского. Как устали от однотипных боевиков и триллеров. А «1814» хоть и детектив, но на исторической основе, может, школьники узнают, чем были знамениты Дельвиг и Горчаков. Может быть, и фильмов таких станет больше. И количество перейдет в качество. Попробуем пофантазировать вместе с юными поэтами и будущими декабристами.

    Фотографии с сайта http://www.ilovecinema.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru