Tweet |
– Какие нравственные вызовы сегодня наиболее актуальны?
–Очень важной для сегодняшнего дня темой является, как и во все времена, искание истины. Это в особенности важно в наше время, когда в западном мире и во многих других странах мы видим отказ от христианских ценностей, которые являются истинными. Этот вопрос, мне кажется, должен стоять в центре.
Одним из самых опасных и отвратительных вызовов, обращенных против христианской нравственности, является отказ от целомудрия. Отношение к семейным ценностям становится различным до противоположности даже среди тех, кто называет себя христианами, и это часто разделяет нас до полного взаимного неприятия. Думается, что эти вопросы также должны обсуждаться: если мы не будем обсуждать эти проблемы, можем как бы невзначай потерять семью. Процесс отказа от семьи мы наблюдаем и на Западе, в церквях латинской традиции, и в православном мире.
Конечно, очень важны отношения Церкви и мира. Отношения мира к Церкви и Церкви к миру постоянно пересматривались в истории, и сейчас эти вопросы как никогда важны и для нашей Церкви, и для других Поместных Церквей.
Есть много животрепещущих вопросов, актуальность которых только возрастает со временем. Например, вопросы биоэтики: сейчас наука вплотную подошла к генной инженерии, пытается своими опытами и теоретическими изысканиями снять тайну создания и рождения человека. Это очень опасный путь, и Церковь должна говорить здесь свое слово. Конечно, стоит вопрос о роли женщины в жизни общества. Феминизация, под знаком которой прошел ХХ век, кажется, принесла больше вреда, чем пользы, при этом не только для всего мира вообще, но для самих женщин в особенности. Многие подобные вопросы ждут церковного рассмотрения, и верующие в Бога люди с нетерпением надеются получить на них ответы.
– Изменился ли аскетический идеал, предлагаемый Православной Церковью людям сегодня, по сравнению с тем, что предлагалось столетия назад?
– Идеал сам по себе не меняется, так как имеет источником Евангелие, Благовестие Христово, которое не может измениться. А отношение к нему, конечно, меняется в истории, и теперь нередко люди новых поколений склонны представлять его как маргинальное, безнадежно устаревшее наследие предков, от которого пора отказаться. Но мы воочию наблюдаем последствия такого решения: когда отказ от христианских нравственных норм становится явным, все начинает рушиться. Поэтому пора опомниться и, громко провозгласив: «Назад к отцам», вернуть евангельский нравственный закон в нашу жизнь, чтобы он снова водрузился на своем святом месте.
Христианский идеал осуществим – святость есть осуществление этого идеала, а мы знаем, что святые люди всегда были, есть и будут. Возможно ли относиться к этому идеалу, так же, как прежде? Уверен, что возможно. Теперь часто приходится слышать, например, что невозможно жить семейной жизнью так, как раньше жили наши отцы и деды. Но по священническому опыту я знаю, что такие христианские счастливые семьи и в наше время возможны – в нашей церковной общине десятки таких многодетных семей, сотни детей постоянно причащаются Святых Христовых Тайн, учатся в православной школе, потом поступают в Православный Свято-Тихоновский университет, живут по церковным нравственным нормам, вступают в христианский брак, берегут свою православную веру. Идеал остается реальным и достижимым. Меняются обстоятельства, искушения принимают новые формы, но по сути подвиг остается тем же.
Tweet |
Вставить в блог
Святость как осуществление христианского идеала17 ноября 2010
|
Поддержите нас!