rss
    Версия для печати

    О важном и несерьезном

    О чем мы чаще всего говорим Богу на исповеди? Не превращается ли таинство «второго крещения» в пресловутое отцеживание комаров и проглатывание верблюдов?
     

    Недавно я был в гостях в одном соседнем приходе, и настоятель попросил помочь с исповедью. Как правило, основной контингент людей, подходящих к исповедальному аналою, один и тот же, грехи (точнее, грешки), которые при этом называют, - тоже практически не меняются из года в год, и священники банально устают. Устают выслушивать каждую неделю от одних и тех же людей одно и то же. А новый «гостевой» священник хорош во всех отношениях: и местным клирикам разгрузка, и прихожанам интересно: рассказать да послушать.

    Хорошо это и священнику - расширить кругозор. Увидеть больше людей, чем вмещается в рамки своего прихода, причем увидеть в очень важном моменте - как и с чем люди приходят к Богу, прося у Него прощения.

    «Рвала на кладбище сирень и приносила домой», «пугала прохожих», «в храме смотрела на часы», - эти и прочие нелепые «грехи» можно встретить в популярных пособиях по подготовке к исповеди. Каждый священник, наверное, может дополнить список. Почему же люди не только обращают внимание на подобные вещи, но находят их настолько серьезными, чтобы рассказать о них Богу?

    Конечно, значительная вина в этом и нас, пастырей, не умеющих проповедовать о главном, а самое важное - жить так, чтобы «заражать» своей верой других. Что греха таить, и нам бывает «удобно» выслушать формальную исповедь, прочитать разрешительную молитву - и дело исполнено. Гораздо сложнее подходить к людям с их проблемами неформально. Но разве кто-то сказал, что пастырь должен искать легких путей?

    Но есть и другая сторона. Приходящий на исповедь тоже ведь зачастую ищет в ней только «билетик на причастие». Не так часто, как хотелось бы, мы встречаем решимость исповедующегося менять что-то в своей жизни. Проще отделаться формальностью: тогда можно и причаститься, и продолжать привычный образ жизни.

    Но христианство не только чуждо формальности: Евангелие буквально вопиет против такого подхода к вере. Самые резкие слова Иисуса Христа в Евангелии удостоились не грешники, ведущие явно неправедный образ жизни, но вполне духовно респектабельные фарисеи, исполняющие все требования «религиозного благочестия». Когда вера превращается в формализм, она перестает быть верой и становится религией, одной в ряду прочих. Когда исповедь становится формальным перечислением банальностей и копанием в мелочах, она вместо «второго крещения» становится средством ложного самоуспокоения, закрывающим верный путь к Богу.

    Станете ли вы на Страшном суде говорить Богу о том, что в постный день ели печенье, в составе которого было указано сухое молоко, или что вышивали в праздник? Есть такие мелочи, о которых лучше сразу забыть, чтобы «отцеживание мелочей» не мешало разборке с «верблюдами».

    Но если исповедь серьезная, не формальная, означающая действительный поворот жизни, то очевидно, что такая исповедь не может происходить каждую неделю. Жизненные повороты мы совершаем довольно редко, и тут справедливо будет утверждение: чем реже - тем лучше. Христианин, по логике, должен изначально задать такой «вектор» своей жизни, чтобы по ходу его приходилось как можно меньше корректировать. Другими словами, как можно раньше воспринять свое христианство всерьез.

    В нашей церковной практике уже давно смешались отпущение грехов и откровение помыслов. Первое в древней Церкви совершалось далеко не всегда, с причащением было непосредственно не связано, и поводом к такого рода исповеди служили грехи, несовместимые с пребыванием в Церкви: отречение от веры, убийство, прелюбодеяние. Практика откровения помыслов пришла из монашеской традиции, где возникла как действенный метод духовного руководства. Старец, принимавший такую исповедь, чаще всего не обладал священным саном и не мог «отпустить» грехи. Помыслы открывали ежедневно, но не ощущали необходимости в дополнении этого действия сакраментальным актом отпущения грехов.

    Итак, что мы имеем в древности: прощение грехов подается тогда, когда человек своими грехами себя исключил из Церкви, и его покаяние - таинство воссоединения с Церковью, дающее возможность приступать к Чаше. Тот, кто ищет покаяния, сотворил нечто, не дающее ему подойти к Чаше без исповеди и соответствующей епитимии. А монашеское откровение помыслов подразумевает «корректировку» в тех случаях (а их большинство), когда образ жизни не мешает пребыванию в Церкви и причащению.

    Но скажут: сегодня невозможно механически вернуться к древней практике - и будут правы. Знакомы нам и негативные стороны греческой практики, когда причащаются часто, а исповедуются по мере потребности: есть люди, дожившие до зрелого возраста, и так ни разу и не приступавшие к исповеди. С другой стороны, очевидно, что проблема есть и с этим нужно что-то делать. Если закрыть глаза, проблема ведь не исчезнет.

    Более разумным представляется разрешение в индивидуальном порядке позволять постоянным прихожанам самостоятельно решать для себя вопрос частоты исповеди. Такая практика уже существует, и хорошо показала себя в некоторых приходах. Священник, знающий свою паству, вполне может позволить постоянным прихожанам, стремящимся к частому причащению, исповедоваться примерно раз в месяц или по мере необходимости, и при этом приступать к Чаше каждое воскресенье. С одной стороны, это избавит многих людей от мучительной необходимости «ну хоть что-то придумать» для исповеди, а с другой - даст возможность священнику уделить больше времени тем, кто действительно в этом нуждается - пришедшим на исповедь впервые или после долгого перерыва.

    Наверное, идеальная модель сочетания исповеди и причащения не будет придумана никогда: жизнь вообще трудно вписывается в любые «модели». При любой практике возможны и злоупотребления, и профанация, но это уже вопрос ответственности - как пастыря, так и каждого христианина. Но поиск модели, которая даст возможность избегать такого множества профанаций, как это происходит сегодня, - дело, несомненно, заслуживающее внимания.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Маргарита, Таганрог19.10.2011 15:10 #
    Постараюсь кратко: никогда не исповедовалась, но хочу. Но как-то наблюдала в нашей Никольской церкви, как исповедовались-стояла очередь, как в гастрономе.Растояние между исповедующимся и очередью шага два, т.е. все друг другу дышат в затылок,снуют вокруг служки. О какой исповеди, душевной драме может идти речь в такой формальной обстановке? Можно сказать:- не с ними ты пришла беседовать, может и так, но и это не исповедание... Как-то видела католическую исповедальню и стало досадно, что у православных такой нет.
    Александра, Гомель5.10.2011 23:21 #
    А я благодарна отцу Андрею за статью. Спаси Вас Господи! Батюшка ведь не говорит о том, чтобы не исповедовать мелкие грехи, а о том, чтобы не зацикливаться на них, о том, чтобы заглянуть внутрь себя, что действительно нас отделяет от Бога. Не то, что "смотрела на часы", а то, что я была невнимательна на службе по своему нерадению или хотела поскорее уйти из храма. Считаю, нужно исповедовать суть греха.
    Ольга Валентиновна, Москва1.09.2011 1:44 #
    В любом занятии есть доля рутины. И чем занятие серьезнее, тем эта доля больше. Боятся рутины, как правило, дилетанты. Мы тоже из года в год твердим одно и то же, и одну и ту же галиматью выслушиваем от студентов. Занятие священника, принимающего исповедь, состоит в том, чтобы стоять и принимать те исповеди, которые ему приносят. Увы, ничего более захватывающего мы не можем предложить. Чем богаты, тем и рады. Но если священник так харизматичен и прозорлив, что насквозь видит лукавство, прозирает скрытые грехи, то кто ж ему препятствует привести человека к покаянию, как делали известные подвижники? либо не допускать такого к Чаше. У него власть вязать и разрешать. А грехов малых и великих нет. Велик ли был грех, что съели яблоко без спросу?
    Елена, Москва18.08.2011 10:22 #
    я нашла для себя такое решение: относиться к исповеди серьезно и говорить только о самом главном, о душе - о том, что мешает любить и быть с Богом. не сообразуясь ни с чьими представлениями, а только со своей совестью в том, что является грехом, а что нет. таким образом я не копаюсь в поступках и не беспокоюсь о том, что что-то забыла. и перед причастием исповедаться для меня важно - как принимать в себя любовь, если не исцелено то, что ей противится.
    Олег, Киев27.09.2010 13:43 #
    Отец Андрей! Скажите, Вам ли определять, грехи или грешки? Вам ли определять, искренен человек или нет? Вам ли определять, какое деяние или недеяние лежит у человека на сердце? Вы лишь посредник. Как сказано: "Вы пришли во врачебницу", и вам ли определять, чем в данный момент, и от чего он не может вылечится, скажем, уже 20 лет? Свидетель, и лишь только, все остальное - от Бога. И прощение, и осуждение.
    АРХМ АВВАКУМ, КРЕМЕНЧУГ24.09.2010 7:13 #
    ЭТО ВСЕ ПРОИСХОДИТ ОТ СЛАБОСТИ УМА. А МНОГО ЛИ УМНЫХ ЛЮДЕЙ У НАС? ПОСЕМУ ЛЮДИ НЕ ВИНОВАТЫ... У отца Афанасия было послушание — исповедовать сестер монастыря. Как-то раз к отцу Афанасию приехал отец Илья, старинный друг отца Афанасия по семинарии и академии. Радость встречи. — О, как я мечтаю, — сказал отец Афанасий другу, когда они уже посидели немного за столом и хорошо закусили, — чтобы хоть одна монахиня нашего монастыря кого-нибудь в конце концов убила!? — Свят, свят, свят!!! Бог с тобой. Перекрестись! Что ты, что такое говоришь-городишь, батюшка! — замахал на него, крестя, в ужасе руками отец Илья. — Ну, ты пойми, вникни. Не могу больше слушать, как все семьдесят пять кур-дур подходят одна за одной и все точно сговорились, провозглашают: «Батюшка, отпустите грех, я в среду съела сардинку! Каюсь!» Пойми - это еще можно нормально, не теряя здравого смысла и ума-рассудка выслушать у подходящих пяти, десяти монахинь, ну двадцати, в крайнем случае. Но, слушать такое на протяжении трех-четырех часов, от семидесяти – это мука несносная. Поверь мне! Истинное искусство духовничества всегда видеть и слышать не то что человек говорит, но то что он тщательно скрывает. МАЙЯ КУЧЕРСКАЯ "ЛЕКАРСТВО ОТ УНЫНИЯ"
    Антон, Москва5.09.2010 22:53 #
    "Смотрел на часы во время службы" - к Вам приходит человек, который исповедует своё невнимание к молитве и своё желание, чтоб эта молитва поскорее закончилась. Он почувствовал, что поступил неправильно, что согрешил, а Вы говорите, комаров отцеживает. А ещё кто-то кается в том, что ел печенье с добавлением сухого молока. Пусть лучше кается и осознаёт себя грешником нуждающимся в покаянии и исцелении своей немощи. Вот расскажу Вам. Есть у меня друг, вместе учились в институте. Однажды в постный день в столовой он свернул пиццу в трубочку и начал её спокойно есть со словами "на хлебобулочное пост не распространяется". Это было начало его отпадения от церковной жизни. Лучше бы он каялся всю жизнь в таких "мелких" грешках, чем так. Покаяние, мне кажется, должно происходить как можно чаще. В этом суть Христианства. Первая проповедь сказанная Спасителем была: покайтеся! Посмотрите, что пишет об этом святитель Игнатий Ставропольский.
    Андрей Десницкий, Москва3.09.2010 13:22 #
    Все верно. Я бы еще добавил несколько вещей: 1. Мирянам: есть психотерапевты, есть специалисты по разным вопросам (например, по воспитанию детей или по борьбе с алкоголизмом). Пастыри ими, как правило, не являются. Не надо их грузить и ждать от них действенной помощи. 2. Священникам: задумайтесь над словами "аз же точию свидетель есмь" и примите их всерьез. Не стоит пытаться играть в духовного отца, если об этом не просят и если самому не по силам. 3. Настоятелям: не всякого священника, особенно молодого, стоит отправлять принимать исповедь.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru