Tweet |
Татьяна Николаевна Полякова, бухгалтер
Татьяна Николаевна Полякова |
Вопрос о том, почему я стала ходить в этот храм, не требует ответа: меня зовут Татьяна. Пришла сюда в ноябре 1995 года и поняла, что от добра добра не ищут. Года три походила, познакомилась с отцом настоятелем... Было желание помочь храму. А поскольку моя профессия связана с бухгалтерией, 9 февраля 1998 года я стала казначеем-бухгалтером в нашем восстанавливающемся храме.
Проработала 10 лет, а потом в храме стало очень много всяких структурных подразделений (типа Школы духовного пения), да и на основной работе увеличился штат сотрудников, и совмещать их стало очень тяжело: ведь отчетность и в светской, и в церковной организации сдается одновременно. Так что я попросила у отца Максима разрешения уйти в отставку. Но до сих пор считаюсь его помощником по общим вопросам.
Безусловно, за долгое время в общине сложились определенные отношения. Я проводила в храме много времени. А вообще, жизнь здесь не заканчивается службами: помолились, подошли ко кресту и разошлись. И это - большая заслуга отца Максима, который, наряду со всеми своими церковными послушаниями, преподаванием в Духовной академии и в Сретенской семинарии, научной работой, живет жизнью прихода.
У нас тут и паломнические поездки, и вечера, и кружки. Это все нас очень объединяет. Люди узнают друг друга, становятся крестными родителями, кумовьями.
Во время поездок узнаешь, какие трудности испытывают другие люди, что за рамками твоей квартиры и твоего рабочего кабинета есть другая жизнь. Как ни высокопарно это звучит, мое кредо: ты общаешься с людьми - ты живешь для людей. И это помогает приблизиться к пониманию смысла жизни.
Конечно, на работе тоже могут возникать какие-то отношения. Но, как правило, это вредит. Здесь общаться проще, проще найти общий язык, если человек не прав, призвать его к основам Православия. Проблема, которая возникает, так или иначе будет связана с тем, что нарушена одна из заповедей, и в рамках общины будет легче найти ее причину. Тут можно будет использовать церковную терминологию.
Мы же не просто так ходим в храм: прочли на службе «Символ веры» - и забыли. Когда ты сделал выбор, веришь в Бога, ты расписываешься за каждый член Символа веры. С таким отношением выйти из сложной ситуации намного проще.
За 14 лет, что я хожу в храм, многие люди в моем окружении сильно поменялись. Некоторые крестились, несколько пар повенчались. Среди них и мой непосредственный начальник. А в конце прошлого года у него в кабинете появилась икона.
Нельзя, конечно, сказать, что это именно я на них так повлияла. Конечно, нет. Но рассказы о храме святой Татианы, о приходской жизни сыграли свою роль.
У меня в кабинете всегда был уголок с иконами. Сначала со стороны коллег были какие-то смешки, шутки. А теперь все привыкли. И если заходят и видят, что я стою спиной к двери, читаю молитву, например, перед обедом, то спокойно закрывают дверь и не беспокоят. Это все мелочи, но ведь мы себя проявляем именно в мелочах.
Тимур Ведерников, музыкант, продюсер фестиваля. «Мамакабо»
Тимур Ведерников
Дочь поступила в Школу духовного пения, и это послужило первым толчком к тому, чтобы ходить в этот храм. А потом так получилось, что я стал не только ходить на воскресные богослужения, но и участвовать в жизни прихода, в каких-то проектах. Например, в течение года записывал богослужения на двунадесятые праздники, чтобы те, кто болеет, могли хотя бы дома слушать эти записи.
Получилось так, что мой духовник, протоиерей Максим Первозванский, служит в другом храме, а на службы я хожу именно сюда. Первое время существенным было то, что служба здесь начинается позже: в субботу у меня бывают концерты, ложусь поздно, и прийти к началу ранней литургии бывает очень непросто!
А потом как-то так получилось, что многие люди здесь стали родными и близкими. В храме святой Татианы удивительно сочетаются ортодоксальность Православия и живое, подвижное, современное восприятие мира настоятелем и прихожанами. Священники - очень яркие личности, именно они «делают» храм, в том числе и вне богослужения.
Храм для меня - не то место, куда приходишь познакомиться с людьми, потусоваться. Возможно, поэтому многих прихожан я знаю в лицо уже 6-7 лет, но не знаю, как их зовут и чем они занимаются. Но здесь другая задача, храм - это место, куда ты ходишь не отдыхать.
Олег Леонидович Васильев, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, председатель профкома юридического факультета.
Олег Леонидович Васильев |
Мысль пойти на Татьянин день на службу в университетский храм возникла у меня в 2000-м году за несколько дней до престольного праздника. К тому времени я несколько лет был прихожанином другого московского храма. После праздничной службы я почувствовал себя в татьянинском храме как дома - было уютно, просто, красиво, тепло, и внешне и внутренне. Какой-то господин, как я догадался, профессор, обнял меня и поздравил с праздником - то ли обознался, то ли мы где-то в университете пересекались, то ли от душевного тепла....
На всегда торжественных богослужениях хотелось быть, быть и быть.
Пастырское путеводительство в нашем храме более чем совпало с воображаемым мною идеалом подобного рода служения. После служб бежать домой не хотелось: молодость, не обремененная семейным положением, тянула на подвиги, а работы находилось довольно: убирали храм, чистили от снега крышу, вместе праздновали...
Помню первый мой опыт приходской подготовки к Пасхе - пытались для крестного хода открыть воротину университетской ограды (ворота, которые ближе к храму). Было нас человек 10 мужеского пола. А воротина не открывалась. Один наш прихожанин-инженер усиленно заливал какую-то специальную жидкость, пахнувшую керосином, в петли, и настойчиво пытался раскачать эту самую воротину. Мы стояли вокруг и слушали его диалог с храмовым охранником, который уверял, что у нас ничего не получится. В конце концов, решились накинуть на воротину цепь - и веселой компанией отчаянно потянули. Петля не поддалась, а вот воротину мы согнули на 90 градусов. После этого наш дорогой охранник вдруг вспомнил, что он видел, как эту петлю приваривали сварщики, поэтому наши более чем часовые усилия и были тщетны. И мы с благодарностью к нему за разъяснения и с ожиданием крупного нагоняя от всех начальств сразу за искореженные культурно-архитектурные университетские ворота пошли в трапезную пить чай.
Я с радостью участвовал в паломнических, а потом и миссионерских поездках. Именно они «сцементировали» сложившиеся к тому времени храмовые знакомства в дружбу, кумовство и брак. Слава Богу, жизнь прихода стала неотъемлемой частью моей жизни, и без первого вторая просто ущербна!
Александра Никифорова, Институт мировой литературы РАН, Московская государственная консерватория, радиопрограмма «Благовещение»
Александра Никифорова |
«Родным» мог оказаться и какой-то другой московский приход. Во время духовных исканий я часто посещала церковь Преображения в селе Остров, где алтарничал мой однокурсник. Там отец Леонид Грилихес любовью и терпением одолел мое упрямство, и я решила креститься. Но посещать все праздничные службы в удаленном от Москвы приходе не могла. И решила, что надо искать церковь в Москве. Как-то на филфаке МГУ, где я училась на кафедре классической филологии, ко мне подошел Саша Егорцев и пригласил в университетскую церковь мученицы Татианы.
В храме сразу привлекли открытость прихода и «союз веры и разума». Отец Максим Козлов крестил меня в октябре 1995 года. Это было замечательное время, бескорыстное, свободное и вдохновенное!
Тогда студенты, мы знали две дороги - в университет и в храм, где просто «жили», делали разные работы, разбирали остававшийся мусор, пели, готовили. Великим даром от Бога нам было прикоснуться своими руками к истории возрождения православия на нашей Родине. Конечно, «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». Но это полное посвящение своего сердца, труда, любви храму мученицы Татианы в начале его возрождения дает по сей день ощущение того, что это не некое место в центре Москвы, а часть тебя самого.
В Москве много чудных приходов, но тут, как в семье. Лучше жить в одной семье, чем в нескольких сразу. Лучше ходить в один приход, чем в разные. Это родной дом, и в нем очень важны и твои доверие и преданность, хотя устрояет и сохраняет жизнь прихода, конечно же, Святой Дух. Со временем это доверие растет, потому что уже на опыте знаешь, что нигде тебя не встретят и не поддержат так, как здесь, в твоей «богослужебно-покаяльной» семье, в которой все собраны под епитрахилью «главы семьи», священника, и у одной Чаши. Это дает редчайшую полноту единства: «я жил вами, вы - мной, все вместе через Божию Матерь, святых угодников + во Христе. Разве можно нас поделить? Скажите, где мои уста, где ваши? Где мое сердце, где ваше? Где моя душа, где ваша?» (письмо из ссылки сщмч. Сергия Мечева, 1930 год). И где бы ты ни был, как бы долго ты ни отсутствовал, всегда ощущаешь свое духовное родство только этому храму и образ родного прихода, как сокровище, хранишь в своем сердце.
Фотографии Аллы Мировской
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!