Tweet |
Скажу честно: в этом году, в отличие от прошлых лет, я не ожидала никаких чудес — ни новогодних, ни рождественских, ни святочных — пессимизм подавил всякое желание надеяться на несбыточное чудо…
«В эти сказки я больше не верю», — подумала я и не стала в праздничные дни ни пить шампанское, ни загадывать желания. Я даже толком не молилась ни о чем, хотя проблем — выше крыши…
А чудо все же произошло — вот оно — льется за стеной, журчит неимоверно приятной музыкой — у меня снова течет в кране вода! А ведь ее не было целых 16 дней! И это настоящее святочное чудо… Но о нем вы узнаете в самом конце моего рассказа. А теперь все по порядку…
В храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках я провела почти сутки — с 23 часов 6 января до 22 часов 7 января 2013 года. Пока я искала дорогу к этому храму, пыталась понять, что меня вело именно сюда. Живу в Подмосковье. Рождество каждый раз встречаю в разных храмах — то в Дедовске, то в Красногорске, но чаще всего в московских храмах, так как одного «своего» храма у меня нет.
В 2010 году, правда, ночную Рождественскую службу отстояла в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, хотя здесь у меня не было ни одного знакомого. Так уж сложились обстоятельства в тот трагический для меня год. Просто этот храм был ближе всего к дому, где меня приютила в ту зиму подруга.
И вдруг в этом году мне по электронной почте приходит приглашение встретить Рождество от моей давней знакомой Людмилы Окороковой — мамы троих сыновей и руководителя пресс-центра и социальной службы благотворительного фонда «Благое дело в Старых Черемушках». Кроме фонда, организаторами выступили Андреевское благочиние и храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках (Москва, ул. Шверника, 17, м. Академическая).
«Такого Рождества у вас еще не было!» — написано в приглашении и на афише. Вот я и поехала проверить, так ли это. И вправду такого в моей жизни еще не было. Это были и необыкновенная ночь, и необыкновенный день.
Необыкновенная ночь
До полуночи (то есть до начала Божественной литургии) оставался ровно час, и я гадала, удастся ли мне исповедоваться и причаститься в этом храме, ведь я не попала на всенощное бдение. Дочитывая правило ко причастию, заняла очередь к отцу Игорю, который исповедовал всех довольно долго. Одна женщина после исповеди поставила на подсвечник самую большую свечу, видимо, в знак благодарности.
Отец Игорь поразил тем, что, видя меня впервые в жизни, сразу предложил написать имена моих родных, чтобы он мог молиться о них вместе со мной. Я написала и отдала записку, дождавшись, когда он исповедует последнего человека. Постепенно мое уныние, отчаяние и тоска, с которыми я пришла в храм (буквально заставив себя выйти из дома, как Барон Мюнхгаузен, вытащив себя за косичку из болота), куда-то улетучились. А после причастия душа воспарила и не могла вместить благодать и беспредельную благодарность Богу за то, что допустил к Чаше, что простил на данный момент мои грехи...
Служба шла три с половиной часа, но усталости я не чувствовала... Не хотелось уходить от вертепа, расположенного напротив алтаря.
Людмила Окорокова любезно дала ключ от комнаты с диванчиком, расположенной в соседнем с храмом здании... Да, ночь была действительно необыкновенная... Не менее необыкновенными были утро, день и вечер следующего дня...
Может, не нужно было видеть, как фотограф храма Александр Тихонов путем переодевания превратился в Иосифа, двое ребят из молодежной общины храма — студенты Сергей Кузьмин и Савелий Окороков в пастухов, а директор воскресной школы Светлана Ивановна Гришакова — в Вифлеемскую Звезду? Я даже рассмотрела, из чего сделана эта звезда (с фонариком внутри)!
Присутствуя на репетиции, я с любопытством наблюдала, как студент МГУ Максим Овчаренко и двое отцов многодетных семей прихода Виктор Пугачев и Вениамин Затейкин на моих глазах стали настоящими волхвами, а дети прихожанка Наталья Ермилова — ангелами.
— Этого верблюда шила я сама, а каркас делали наши прихожане, — с гордостью сказала Людмила, поглаживая мохнатого героя театрализованного действа, отдыхающего на полу. Конечно же, я не могла упустить шанс, чтобы не сфотографироваться с этим «кораблем пустыни». Пройдет час-другой, и верблюд оживет и будет пробираться сквозь толпу зрителей на сцену вместе с Иосифом.
— Он не настоящий, — упрямо твердил стоящий рядом со мной мальчуган.
— Нет, настоящий, — убеждала его я. — Видишь, он ходит!
— А это что? — недоверчивый мальчик показывает на ноги ребят-студентов. — Это не настоящий верблюд!
Я-то знаю, что одна пара ног принадлежит одному из старших сыновей-близнецов Людмилы Окороковой. Никто из зрителей так и не увидел его лица. Зато другому близнецу досталась роль пастуха. А младший сын Люды Сергей прекрасно сыграл одного из трех ангелов. Когда они пробирались на сцену сквозь плотное кольцо зрителей, все дружно расступились, чтобы случайно не сломать нежные ангельские крылышки.
Более двухсот детей и подростков обступили сцену-терем и с изумлением смотрели, как два пастуха, греясь у костра, не боятся обжечься. Красные языки пламени облизывали поленца так натурально, что казались не бумажными, а настоящими. Не дай Бог, пламя перекинется на кусок старой овчины, лежащей рядом!
В центре на заднем фоне — темное небо со звездами, сбоку — настоящий вертеп. Именно сюда принесут свои дары волхвы-мудрецы. На экране появляются картины евангельского сюжета, который на наших глазах обретает плоть и кровь.
Вот из глубины «зрительного зала», расположенного под открытым небом, появляется Иосиф с ожившим верблюдом. Дети, конечно, не знают, кто скрывается под костюмами. Забываю об этом и я. Иосиф, проходя среди зрителей, несколько раз с мольбой и отчаянием обращается к нам: «Помогите мне, добрые люди! Мария родила ребеночка... Надо развести огонь и согреть ее и Младенца». В одном доме ему говорят: «Кто это ходит тут по ночам? Иди прочь, все уже спят!». В другом: «У нас полон дом. Люди отовсюду пришли на перепись... Ступай дальше!» Вдруг Иосиф замечает огонек костра и просит: «Добрые пастухи! Дайте мне огня... В городе не было места, и Мария родила ребеночка прямо в пещере. Там холодно, и он лежит на соломке в яслях. Согревает его только дыхание вола и осла».
Пастухам не жалко огня, но как Иосиф его унесет? Изумленные маленькие зрители, открыв рот, видят, как Иосиф берет красный уголек и уносит его прямо в руках. Один пастух говорит: «Что за чудо! Неужели горячий огонь не жжет ему ладони?» Второй отвечает: «Сегодня вообще необыкновенная ночь. Наши сторожевые собаки ни разу ни на кого не залаяли. И на этого человека не стали лаять... И овцы не испугались его... Какая тишина! Какая благодать! Как сверкают звезды!»
Вдруг на пастухов падает яркий луч света, и белый Ан¬гел начинает читать стихи Фета: «Встаньте и пойдите в город Вифлеем, // Души усладите и скажите всем: // Спас пришел к народу, Спас явился в мир! // Слава в Вышних Богу и на Земле мир! // Там, где отдыхает бессловесна тварь, // В яслях почивает всего мира Царь!»
Как интересно следить за эмоциями ребят! Они переживают евангельскую историю, как современную. Словно их, а не пастухов Ангел зовет за собой к вертепу. Дети видят и трех волхвов в вос¬точных нарядах, и Звезду, которая светит на Востоке и просит их следовать за собой. Она движется к городу Вифлеему. «Может быть, явился великий царь?» — спрашивает один из мудрецов. «Это не просто великий царь. Это Свет миру, Солнце Правды!», — отвечает Звезда.
И вдруг в древний сюжет вплетается наша современность — на сцене появляются две девушки в обычной одежде и поют под гитару песню «В пещере ослик кушает овес…» И вновь оживает евангельская история: Вифлеемская Звезда движется вперед, волхвы и пастухи следуют за ней и — наконец — останавливаются у входа в вертеп. Из пещеры выходит Иосиф. Волхвы передают свои дары, предназначенные Богомладенцу, выражая свое благоговение и восхищение. Все вместе поют заключительную рождественскую песню и уходят, махая зрителям руками.
Юлия Зиберт: Я такого не видела ни в одном храме
Никогда еще семья Юлии Зиберт, директора Центра культурно-этнографического развития этнических немцев «Наследие», не отмечала Рождество так необычно и интересно. Вечером 7 января она вместе с мужем Владимиром и пятилетним сыном Даниилом впервые в жизни приехала в храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. Благодаря интернету накануне узнала об этом Рождественском празднике — с представлением, колядками, угощениями и даже фейерверком. Можно было приехать к началу праздника — к 18.00, когда по окончанию вечерней службы должен был состояться крестный ход с Вифлеемской звездой. Несмотря на то, что сын еще довольно мал, решили отстоять службу и приехали в поразивший красотой храм ровно к 16.00. Но еще на подходе к храму, на территории, прилегающей к нему, они увидели новенький — «с иголочки» — терем-сцену, который строили, по рассказам прихожан, два месяца — специально к празднику. В правом углу сцены — вертеп с мигающими разноцветными фонариками, рядом с теремом — роскошная елка, у которой уже собралось довольно много народу с детьми.
— Обычно мы ходили в Рождество не на всю службу, а на какой-то кусочек службы. Писали записочки, ставили свечи и шли праздновать домой. Здесь мы впервые приняли участие в крестном ходе, — говорит Юлия. — Муж покрестился в 33 года, а я всегда была глубоко верующим человеком, посещаю святые места. Несмотря на принадлежность к немецкому этносу, я и на празднике была не из праздного любопытства. Отдавая дань нашим предкам, мы отмечаем в семейном кругу не только православное, но и католическое рождество, хотя мы не католики, а православные. Но в 2012 году я подумывала о смене вере — хотела стать лютеранкой, но потом покаялась в своем заблуждении, поняла, что не смогу это сделать. На католическое рождество хожу с познавательной целью. Считаю, что и дети должны знать о разных конфессиях, это важно.
Юлии запомнились и поздравление священника храма Живоначальной Троицы Игоря Семина, который отвечает в Андреевском благочинии за работу с молодежью, и лучащиеся добротой глаза Анастасии Карасевой, которая вела праздник. Оказалось, что она — матушка настоятеля храма Живоначальной Троицы священника Николая Карасева.
— И дети, и взрослые были в восторге и от Рождественской постановки, и от фейерверка из двухсот залпов, и от угощения, которого хватило не только детям, но и нам, их родителям, — продолжает Юлия Зиберт. — Я такого ни разу не видела ни в одном храме. Может, это и есть в Москве, но в храме Знамения Божьей Матери, куда мы ходим, этого точно нет. (Храм находится в районе Фили-Давыдково, который свое название получил по двум старинным селениям — селу Фили и деревне Давыдково. В состав района вошла небольшая часть старинного села Кунцево с сохранившимся храмом. — И.А.) Чувствуешь свою сопричастность празднику, понимаешь, что это действительно праздник Рождества. Обычно ты просто получаешь какие-то формальные смс-ки, отвечаешь на них, а здесь и взрослые, и дети понимают, что такое Рождество, видят, как Господь родился в хлеву, как поздравить его пришли волхвы со своими дарами… Меня поразили лица мамочек, которые вышли на сцену выступать вместе с детьми, которых они водят на занятия в воскресную школу. Одна мамочка держала грудного младенца. Пришла, не поленилась! И все они улыбались, у всех в глазах была искренняя радость. И ты хочешь быть причастной к этой радости, хочешь вместе с ними водить своего ребенка в эту воскресную школу, где изучают Закон Божий и другие интересные предметы. Поразило, что все мамочки без косметики, без каких-то особых нарядов, но у них не лица, а словно лики — такие, что у тебя самой улыбка с лица не сходит. Их глаза говорят о богатом внутреннем мире.
По словам Юлии, и ей, и ее ребенку, и мужу все очень понравилось, было приятно и радостно, все было хорошо организовано. Особенно запомнилось выступление девушки Ефросиньи Карасевой, которую за ее красивый голос называют «звездочкой прихода». Всем очень понравились и авторские песни диакона Алексея Ладченкова, который пел под гитару, и небольшой концерт участников хора Троице-Сергиевой лавры.
В заключении выступила детдомовская девочка Ксения (инвалид по зрению), воспитанница одной из прихожанок храма. А как замечательно выступили дети из воскресной школы! Они пели колядки, ходили за звездой, читали прекрасные стихи.
Детей во время праздника катали на ослике, пони и лошадке. Рядом со сценой работала кухня — всем желающим раздавали бесплатные угощения — горячий плов, чай и даже вино. Многодетные семьи продавали свои рукоделия и сувениры. Например, Сергей, старший сын Лилианы Кузьминой, мамы шестерых детей, продавал красивое мыло собственного изготовления — душистые и красивые, как пирожные, кусочки всевозможных цветов и форм…
Лилиана Кузьмина — многодетная мама и старший менеджер
С Сергеем Кузьминым я познакомилась утром 7 января, когда он пришел помогать своей маме. Парень что-то искал в интернете, распечатывал на цветном принтере, успевая между делом, играть со своей младшей сестренкой. Этот сгусток энергии так и лип к любимому брату. А Сергею еще нужно было примерить костюм пастуха, отрепетировать свою роль. Добрейшая улыбка не сходила с его лица в течение всего дня. «Вот настоящий мамин помощник, — думала я.
В комнату, заваленную сладкими подарками и мягкими игрушками для детей из детского дома села Большое Колычево Коломенского района Москвоской области, постоянно заходили люди. Мужчина принес на конкурс «Пойдем за Вифлеемской звездой» рисунок своего ребенка. Молодая девушка и мужчина средних лет унесли с собой выданные им сахар, муку, сладкие подарки и другие вещи, предназначенные малоимущим прихожанам.
И Людмила Окорокова (и режиссер, и костюмер, и швец, и жнец в одном лице), и Лилиана, как это обычно бывает в день важных мероприятий, сбивались с ног — надо все принести, помыть, порезать, накрыть, налить, а еще написать благодарственные грамоты спонсорам, благодаря которым праздник состоялся.
Как было не выразить слова благодарности компании «Фейерверки.Ru» за устроенный шикарный салют, компании «Андреевские торты» — за подаренные огромные торты, украшенные фигурками снеговиков, синими снежинками и надписью «С Рождеством!» (горжусь тем, что резать их поручили именно мне)?!
Но «гвоздем» сладкого стола стали два шоколадных фонтана, которые привезла красивая, стройная девушка Яна — представитель компании ООО «Шоколад Шоу». Темный и молочный шоколад струился, а дети и взрослые обмакивали в него кусочки апельсинов, мандаринов, яблок и бананов. Все это мы смогли вкусить благодаря неустанным трудам Лилианы, которая все праздничные дни без устали трудилась ради организации Рождественского праздника и ради того, чтобы было чем поздравить 9 января воспитанников подшефного детского дома…
Навести марафет и надеть праздничное платье Лилиана смогла буквально за два часа до начала праздника. Пока мы бегали с ней за забытой дома флешкой и искали в магазинах батарейки, Лиля поделилась тем, как непросто уговорить потенциальных спонсоров сделать детям подарки. Иногда приходилось проявлять сверхнастойчивость. Но зато какой праздник получился?!!
От Рождества до Пасхи
В 2009 году мне удалось побывать на Пасхальном фестивале воскресных школ Андреевского благочиния города Москвы. Ежегодно он проходит в Детском Музыкальном Театре им. Н.И. Сац. Меняются лишь темы — «Пасха в воскресной школе», «Пасха и детство», «Пасха и Победа», «Пасха и Москва» и т.д.
Помню организованную в фойе театра потрясающую выставку детского художественного и прикладного творчества, работы учащихся воскресных школ. Помню традиционные духовные песнопения, евангельские притчи, колокольные звоны, народные детские игровые песни и русские протяжные песни, музыкально-литературные театральные и хореографические композиции. Среди 1200 зрителей (именно столько человек вмещает зал в театре им. Сац) были воспитанники воскресных школ, их родители и наставники, почетные гости — представители Московской епархии, других благочиний Москвы, префектуры Юго-Западного административного округа, руководители окружных управлений и учреждений культуры.
В начале 2012 года Юго-Западный административный округ разделили на два благочиния. Благочинным Андреевского церковного округа стал протоиерей Николай Карасев– настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, а протоиерей Анатолий Кожа теперь является благочинным Параскево-Пятнического благочиния. Куратором воскресных школ ЮЗАО, как и прежде, остается иерей Андрей Алексеев. Однажды мне довелось пообщаться с ним по поводу приближающегося 150-летия со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, которое будет отмечаться 1 ноября 2014 года. Надеюсь, что священники поддержат идею посвятить фестивали 2013 и 2014 годов 400-летию Дома Романовых и 150-летию Великой Матушки – Белого Ангела Москвы, как называли при жизни Елисавету Феодоровну. А, возможно, к ее юбилею именно в Андреевском благочинии будет поставлен спектакль по пьесе драматурга, члена Союза писателей России Риммы Кошурниковой «Белый Ангел Москвы», написанной для детей и молодежи.
«От звезды и до воды»
Именно об этом мечтала я, глядя на фейерверк, устроенный организаторами праздника. Может быть, кто-то даже пытался считать, точно ли было 200 залпов, как обещала сделавшая нам этот подарок компания «Фейерверки.Ru», директор которой является многодетным отцом.
Радуясь сказочной красоте — этому рукотворному чуду, я еще не знала, что дома меня ждет нерукотворное чудо — настоящее рождественское (или святочное?) чудо. Я узнаю о нем лишь 8 января, вернувшись домой из гостей, где была у моих самых лучших друзей — Марины Никольской с радио «Орфей» и пенсионерки Ларисы Кудяновой.
Проведя НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СУТКИ в храме Живоначальной Троицы, я не только впервые в жизни наблюдала жизнь прихода изнутри, не только смотрела спектакль «НЕОБЫКНОВЕННАЯ НОЧЬ», но и о многом горячо молилась — о даровании веры дочери Марии и брату-диабетику Олегу, о его исцелении и помощи в решении бытовых и жилищных проблем, о счастье для всех родных, о том, чтобы у меня появилось, наконец, свое собственное жилье или… хотя бы пошла вода из крана…
Дело в том, что 22 декабря 2012 года на юбилее у друзей я не удержалась и нарушила пост — съела курицу. А 23 декабря, в день памяти почитаемого мною святителя Иоасафа Белгородского, «трудоустроившего» меня много лет назад в отдел гуманитарных проблем газеты «Московская правда», не пошла в храм.
Приехав из гостей домой, в 14.20 я обнаружила, что в кранах нет воды — замерзли трубы. «Это наказание Божие», — подумала я, так как совершенно точно оставляла струю воды, ведь в позапрошлую зиму вынуждена была до весны таскать воду в канистрах от соседей. Прорыдав до ночи и вызвав утром мастера, я заплатила ему за труды 500 рублей и еще долго надеясь на чудо… Но чудо не произошло — воды не было. Постепенно я смирилась.
В праздничные новогодние дни запасалась водой у соседки Татьяны (дай Бог ей здоровья!) – возила на тачке канистры, бидоны, бутылки и другие сосуды с водой. Я научилась ценить и беречь каждую каплю. И вот 8 января, вернувшись домой, я стала свидетелем настоящего рождественского чуда — спустя 16 дней из кранов вдруг потекла вода — и поверьте, нет ничего прекраснее (на данный момент, по крайней мере), чем звук журчащей воды!.
Святки — это двенадцать дней с Рождества (Коляды) до Крещения. Нередко к ним примыкает и рождественский Сочельник: святки — это время «от звезды и до воды» (т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды). Лично для меня выражение «от звезды до воды» теперь имеет самый конкретный смысл — пока мы смотрели спектакль о Вифлеемской звезде, в моих замерзших трубах потекла вода!!! Хотя никакой оттепели и плюсовой температуры в эти дни не было!
Теперь никто не разубедит меня, что чудес не бывает. Значит, надо просто набраться терпения и ждать, когда уверует и исцелится мой любимый брат (начнет ощущать свои больные ноги, и его перестанут мучить головные боли), когда Господь подаст ему не только улучшение физического зрения, но и дарует духовное. Людмила Окорокова, подводя итоги праздника, сказала: «Господь был с нами!!!» Но Он с нами не только в Рождественскую ночь, Он с нами всегда. Он слышит наши молитвы и, испытав нашу веру, обязательно поможет. Поэтому ждите чуда каждый день и каждую ночь — мы не знаем, какие из них станут для нас НЕОБЫКНОВЕННЫМИ.
Слава Богу за все — за скорби и радости! С праздником Рождества Христова!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!