Tweet |
Наш рассказ пойдет о монастыре, расположившемся в трех километрах от Кремля на правом берегу Волхова. Необычно его происхождение. Обитель была основана иностранцем, римлянином по имени Антоний. Легенда рассказывает о чудесном появлении Антония в Новгородев 1106 г. Антоний Римлянин (1067-1147) происходил из богатой и знатной римской семьи, получил от отца хорошее наследство. Однако душа его склонялась не к светской жизни, а к жизни отшельника, и потому он собрал все имевшиеся у него ценности, сложил их в бочку и пустил ее по морю. Кто знал, что вскоре и он повторит этот путь?..
Житие преподобного рисует его поборником правой веры: он оказался в числе тех немногих римлян, которые не приняли нововведений Западной церкви и остались верны святоотеческой традиции. В Риме их преследовали сторонники папы, и они были вынуждены скрываться в пещерах на берегу моря. Легенда рассказывает, что однажды Антоний стоял на камне у пещеры, углубившись в молитву. Внезапно поднялись сильные волны, которые оторвали камень от земли и понесли его по морю с огромной скоростью. Но преподобный, углубившись в молитву, ничего не замечал. Волны примчали камень к Новгороду, и звон колоколов, призывавших горожан к заутрене, вывел Антония из молитвенного состояния. Вначале он подумал, что очутился в Риме, но непонятная речь людей не оправдала его предположения. Далее легенда повествует о том, как сошедший с камня Антоний отправился в город и там от купца-итальянца узнал о месте своего пребывания. Легенда также приписывает Антонию чудодейственное овладение русским языком, после чего он смог общаться с жителями этого края. Владыка Никита (1096-1108) повелел Антонию заложить на том месте, где он пристал на камне, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ибо чудесное прибытие Антония в город случилось накануне этого праздника.
Так был основан этот монастырь. Деревянная церковь уже в 1119 г. была заменена каменной, расписанной в 1125 г. Впоследствии собор подвергался неоднократной переделке и дошел до нас в сильно измененном виде. Внутри собора в XIX в. почти вся внутренняя поверхность стен и сводов была покрыта клеевой росписью. Уже в наше время в алтарной части были раскрыты фрески XIIв. Второй храм монастыря ю трапезная церковь Сретения, построенная в 1533-1536 гг., также примечательна тем, что в отличие от всех новгородски х церквей является бесстолпным сооружением, перекрытым сферическим сводом, который опирается по углам на тромпы (уступчатые арочки).
Еще во времена Антония в монастыре был написан труд, ставший первым русским научным трактатом по математике. Он принадлежит перу монаха Кирика (1110-1156). Кирик был не только математиком, но еще и историком. Ему приписывается участие в новгородском летописании. Возможно, именно Кириком был создан "Софийский временник" — летописный свод середины XII в.
...В царствование Ивана Грозного монастырь, как и сам город, сильно пострадал от опричных войск правителя во время его карательного похода на Новгород в 1570 г. После этого обитель начала быстро приходить в упадок, но вскоре по приказанию опомнившегося царя была восстановлена и даже прославлена обретением мощей преподобного, которые до революции бережно хранились в серебряной раке. В монастырской библиотеке находилось много древних книг и рукописей, а в самом соборе имелось захоронений светских и духовных управителей Новгорода. В 1740 г. в монастыре была основана духовная семинария — одна из старейших в России. Она просуществовала до 1920 г., когда ее закрыли вместе с монастырем "по требованию трудящихся". Вскоре семинарию переоборудовали в учительский институт, который уступил место педагогическому техникуму. Церковная утварь и другие ценности монастыря частично поступили в Новгородский музей, но большая их часть бесследно пропала...
Война не обошла стороной город, и в ее огне погибли бесценные шедевры древнерусской архитектуры и искусства. После 1945 г. монастырь был отреставрирован, а в соборе разместился музей, действующий и поныне. Техникум преобразовали в педагогический институт, который совсем недавно стал Новгородским государственным университетом (НГУ). На территории монастыря построили новые учебные корпуса, столовую, другие хозяйственные помещения. Однако целесообразность такого соседства вызывает недоумение, поскольку говорить о гармоничном сочетании древнего монастыря с новыми сооружениями не приходится.
Монастырь — тот камень, на котором многие и многие переплывали кипящее море нашей бурной жизни, тот камень, который через века приплыл к нам во всем своем великолепии. И этому драгоценному камню пойти ко дну?
...Новгородская земля издревле славилась своими монастырями, которые были раскиданы на ее бескрайних просторах до самых дальних берегов Ледовитого моря. Среди знаменитых монастырей этого края были такие широко известные в России как Валаамский, Соловецкий, Коневский, Свирский, Иверский на Валдае, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский. Среди монастырей, располагавшихся в черте самого города или в непосредственной близости от него, следует упомянуть Юрьев, Хутынский, Спасо-Нередицкий, Волотовский, Колмовский, Клопский, Зверин, Варварин, Духов... От многих из них не осталось и следа, и лишь упоминание в летописях и грамотах сохранило их названия и былую историю. Наверное, ни один край России не дал миру столько монастырей, сколько имел Господин Великий Новгород. В чем тут дело? В том ли, что суровый и грустный, но в то же время изумительно красивый и величественный климат Новгорода как нельзя более располагал к аскетической монастырской жизни или, может быть, в чем-то другом? Бог весть...
Наш рассказ пойдет о монастыре, расположившемся в трех километрах от Кремля на правом берегу Волхова. Необычно его происхождение. Обитель была основана иностранцем, римлянином по имени Антоний. Легенда рассказывает о чудесном появлении Антония в Новгородев 1106 г. Антоний Римлянин (1067-1147) происходил из богатой и знатной римской семьи, получил от отца хорошее наследство. Однако душа его склонялась не к светской жизни, а к жизни отшельника, и потому он собрал все имевшиеся у него ценности, сложил их в бочку и пустил ее по морю. Кто знал, что вскоре и он повторит этот путь?..
Житие преподобного рисует его поборником правой веры: он оказался в числе тех немногих римлян, которые не приняли нововведений Западной церкви и остались верны святоотеческой традиции. В Риме их преследовали сторонники папы, и они были вынуждены скрываться в пещерах на берегу моря. Легенда рассказывает, что однажды Антоний стоял на камне у пещеры, углубившись в молитву. Внезапно поднялись сильные волны, которые оторвали камень от земли и понесли его по морю с огромной скоростью. Но преподобный, углубившись в молитву, ничего не замечал. Волны примчали камень к Новгороду, и звон колоколов, призывавших горожан к заутрене, вывел Антония из молитвенного состояния. Вначале он подумал, что очутился в Риме, но непонятная речь людей не оправдала его предположения. Далее легенда повествует о том, как сошедший с камня Антоний отправился в город и там от купца-итальянца узнал о месте своего пребывания. Легенда также приписывает Антонию чудодейственное овладение русским языком, после чего он смог общаться с жителями этого края. Владыка Никита (1096-1108) повелел Антонию заложить на том месте, где он пристал на камне, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ибо чудесное прибытие Антония в город случилось накануне этого праздника.
Так был основан этот монастырь. Деревянная церковь уже в 1119 г. была заменена каменной, расписанной в 1125 г. Впоследствии собор подвергался неоднократной переделке и дошел до нас в сильно измененном виде. Внутри собора в XIX в. почти вся внутренняя поверхность стен и сводов была покрыта клеевой росписью. Уже в наше время в алтарной части были раскрыты фрески XIIв. Второй храм монастыря ю трапезная церковь Сретения, построенная в 1533-1536 гг., также примечательна тем, что в отличие от всех новгородски х церквей является бесстолпным сооружением, перекрытым сферическим сводом, который опирается по углам на тромпы (уступчатые арочки).
Еще во времена Антония в монастыре был написан труд, ставший первым русским научным трактатом по математике. Он принадлежит перу монаха Кирика (1110-1156). Кирик был не только математиком, но еще и историком. Ему приписывается участие в новгородском летописании. Возможно, именно Кириком был создан "Софийский временник" - летописный свод середины XII в.
...В царствование Ивана Грозного монастырь, как и сам город, сильно пострадал от опричных войск правителя во время его карательного похода на Новгород в 1570 г. После этого обитель начала быстро приходить в упадок, но вскоре по приказанию опомнившегося царя была восстановлена и даже прославлена обретением мощей преподобного, которые до революции бережно хранились в серебряной раке. В монастырской библиотеке находилось много древних книг и рукописей, а в самом соборе имелось захоронений светских и духовных управителей Новгорода. В 1740 г. в монастыре была основана духовная семинария - одна из старейших в России. Она просуществовала до 1920 г., когда ее закрыли вместе с монастырем "по требованию трудящихся". Вскоре семинарию переоборудовали в учительский институт, который уступил место педагогическому техникуму. Церковная утварь и другие ценности монастыря частично поступили в Новгородский музей, но большая их часть бесследно пропала...
Война не обошла стороной город, и в ее огне погибли бесценные шедевры древнерусской архитектуры и искусства. После 1945 г. монастырь был отреставрирован, а в соборе разместился музей, действующий и поныне. Техникум преобразовали в педагогический институт, который совсем недавно стал Новгородским государственным университетом (НГУ). На территории монастыря построили новые учебные корпуса, столовую, другие хозяйственные помещения. Однако целесообразность такого соседства вызывает недоумение, поскольку говорить о гармоничном сочетании древнего монастыря с новыми сооружениями не приходится.
Монастырь - тот камень, на котором многие и многие переплывали кипящее море нашей бурной жизни, тот камень, который через века приплыл к нам во всем своем великолепии. И этому драгоценному камню пойти ко дну?
Tweet |
Вставить в блог
Антониев монастырь25 января 1996
|
Поддержите нас!