Дмитрий Зелов
15 октября 2002
Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе сокола, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.
25 января 1996
...Новгородская земля издревле славилась своими монастырями, которые были раскиданы на ее бескрайних просторах до самых дальних берегов Ледовитого моря. Среди знаменитых монастырей этого края были такие широко известные в России как Валаамский, Соловецкий, Коневский, Свирский, Иверский на Валдае, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский. Среди монастырей, располагавшихся в черте самого города или в непосредственной близости от него, следует упомянуть Юрьев, Хутынский, Спасо-Нередицкий, Волотовский, Колмовский, Клопский, Зверин, Варварин, Духов... От многих из них не осталось и следа, и лишь упоминание в летописях и грамотах сохранило их названия и былую историю. Наверное, ни один край России не дал миру столько монастырей, сколько имел Господин Великий Новгород. В чем тут дело? В том ли, что суровый и грустный, но в то же время изумительно красивый и величественный климат Новгорода как нельзя более располагал к аскетической монастырской жизни или, может быть, в чем-то другом? Бог весть...