Tweet |
— Илья, в чем сущность проекта? Насколько эта идея уникальна?
— Лично я и мои коллеги такого раньше нигде не встречали. Я не могу сказать, что это супер ноу-хау, но в Москве это явный эксперимент. Но если этого нет в Москве, то не факт, что этого нет где-то еще, то есть мы можем просто об этом не знать. Наш проект «Поющие клоуны», в первую очередь, добровольческий. Мы создали музыкальное театрализованное представление, специально адаптированное для умственно-отсталых детей. В принципе, это своего года спецзаказ, и в этом его индивидуальность и уникальность. Проект подразумевает организацию концертных выступлений в каждом из семи московских специализированных детских домов-интернатов. Мы собрали творческий коллектив, состоящий из докторов-клоунов и музыкантов-волонтеров, и провели консультации с администрацией детских домов, врачами-психологами, педагогами-воспитателями. Нам рассказали о том, какие фотографии можно делать, какие нельзя, насколько громкой может быть музыка, какие песни стоит исполнять. Все это мы вместе обсуждали, это было коллегиальное решение.
— В чем заключается поддержка Департамента социальной защиты населения города Москвы?
— У меня есть договоренность с Департаментом о том, что мы посетим все семь московских домов-интернатов такого типа. Мы уже выступали в домах-интернатах № 8 и № 15, и нас ждут еще пять интернатов. Мы также получили приглашение посетить хоспис. Там мы еще не были.
— Как родился проект?
— В Центре национальной славы есть Управление молодежных программ, которое реализует добровольческую программу «Ансамбль доброй воли». В рамках этой программы возникла идея сделать проект, который называется «Поющие клоуны». Это объединенный проект «Ансамбля доброй воли» и общероссийского (и даже общемирового) движения под названием «Доктор-клоун», о котором знают многие. Это когда в детские дома, больницы и госпитали приходят доктора, одетые как клоуны, и устраивают клоунаду, помогая поднять дух и настроение детям, которые прикованы к постели. Одним словом так их развлекают и отвлекают от грустных мыслей и болевых ощущений. «Поющих клоуны» — это та же самая клоунада, но уже с исполнением песен. В данном случае проект «Поющие клоуны» ориентирован на умственно-отсталых детей (детей с заболеваниями синдрома Дауна, гидроцефалии, ДЦП).
Идея эта возникла после того, как весной 2012 года я пришел в один из детских домов, чтобы обсудить с администрацией вопрос о том, как бы приехать с «Ансамблем доброй воли» и что-то сделать для детей. На определенном этапе возникло желание создать новую художественную форму и собрать музыкантов, которые смогут работать с такими детьми, потому что не каждый согласится выходить и петь перед ними. Надо иметь немного другое психологическое состояние, иную мотивацию — не просто подарить свое творчество, а постараться его адаптировать, чтобы для детей была польза. Также стало понятно, что не каждый музыкант сможет пойти в группу, которая называется группой милосердия.
— А Вам легко было пойти к таким детям?
— Мне было легко, когда я осознал, что это нужно делать. Мы сейчас только два раза сходили, и это опустошает энергетически. Это не физическая, не моральная усталость, а именно энергетический спад. Говорят, что это абсолютно нормальная реакция организма, что это правильно. Нам нужны те люди, у которых есть мотивация, и которые готовы делать это не один раз. Есть такое понятие как «выгорание добровольца». В данном случае этого нельзя допустить.
— А большой репертуар у вас?
— Около 15 песен. В основе концертного представления — классика детских песен. Мы поем те песни советского периода, которые известны детям, потому что с их помощью происходит социализация. Мы подумали: «А почему бы эти песни не преподнести детям в театральной манере?» Очень важный момент — мы исключаем те песни, в которых присутствует нечто, что может ранить ребенка либо недоступно ему, например, «Крылатые качели», «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», «Пусть мама приедет, пусть мама придет», «Кабы не было зимы», «Первоклашка», «Дважды два — четыре». Получасовое выступление включает клоунаду, песни, театральное выступление, фокусы, пускание мыльных пузырей.
— А есть планы посетить с концертами другие регионы?
— Планы есть. Понятно, что этот проект захотят транслировать в других регионах. Сейчас мне хочется набраться опыта, чтобы сделать правильные выводы. Не все так просто. Нужно понимать тех людей, к которым мы будем ходить. Одно дело — выступать на сцене и другое — выступать перед ребенком, который лежит. Это не просто концерты, это арт-терапия. Нужно прорабатывать каждый номер.
— На каких музыкальных инструментах вы играете?
— Мне как музыканту было ясно, что должно быть что-то спокойное, камерное, поэтому я подумал, что должна быть акустическая гитара и женский вокал. Это основа. Я, например, боялся использовать в группе милосердия такой музыкальный инструмент, как пианика, потому что он издает немного грубоватый звук. Но мы попробовали, оказывается, все нормально.
— Что такое пианика?
— Это гибрид двух инструментов (фортепиано и губной гармошки), имеющий две или две с половиной октавы (25-32 клавиши). У этого инструмента несколько названий — мелодическая гармоника, мелодион, мелодика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта, пианика. Это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник. Своей клавиатурой фортепианного типа он немного напоминает и аккордеон. Звук извлекается путем выдувания воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш на клавиатуре. Детям нравится этот инструмент.
— Сколько «поющих клоунов» и кто они?
— Сейчас нас пять человек, и мы все поем. Сначала я думал, что в группу милосердия будут входить лишь музыканты, а петь будут только двое. Среди нас две участницы «Доктора-клоуна» — две профессиональные актрисы, выпускницы ГИТИСа Настя и Женя. Они сразу поняли, что нужно делать именно спектакль, а не просто набор песен. Сценарий делаем совместно. Считаю, что со временем наш состав надо будет расширить, так как одного состава мало и в творческом плане, и в энергетическом. Хорошо бы каждого из нас удвоить.
— Как Вы решились выступить в роли клоуна?
— До этого у меня уже был опыт работы на сцене, несколько раз снимался в кино. Я понимал, что могу реализовать себя на сцене, но мне не хватало школы. Я был просто поставлен перед фактом. Надо было создавать проект, который связан с клоунадой. Мне было несложно примерить на себя этот сценический образ, и я считаю, что это плюс, потому что происходит сценическое развитие, а не только развитие как музыканта.
— Как дети принимали ваши выступления?
— Очень хорошо! По словам одного заместителя директора по воспитательной работе, он давно не видел настолько удовлетворенных детей, видел возбужденных, видел радостных, а вот удовлетворенных давно не видел. «Приезжайте к нам почаще, это здорово!», — сказал он. Реакция у всего персонала только положительная.
— Сколько длится представление?
— Полчаса идет выступление на сцене в актовом зале. Для детей из разных групп здесь разворачивается основное действие — музыкальное театрализованное представление, адаптированное для таких детишек, с клоунадой, пусканием мыльных пузырей и т.д. А затем мы ходим по группам милосердия, где в течение десяти минут исполняем три-четыре песни, чтобы дети не уставали. Мы ориентируемся на то, сколько нужно детям. И понятно, что это могут подсказать исключительно педагоги. Поэтому может быть две песни, а может и семь песен. Но семь уже многовато для нас.
— Как появилось название «Поющие клоуны»?
— Я понял, что музыкантам нужны аниматоры для того, чтобы у обычного музыканта, не готового к такой практике, не было испуга. Появилось желание найти профессиональных аниматоров, которые станут не просто ведущими концерта, но и теми, кто умеет общаться с детьми. Хотелось, чтобы это было не просто исполнение песен, а какое-то сценическое действие. Все эти элементы использует «доктор-клоун», который умеет растормошить ребенка, показать ему фокус, надуть шарик, выглядеть более смешно, чем обычный музыкант. И тут стало понятно, что надо становиться клоунами, потому что дети понимают клоунов, потому что так можно больше заинтересовать их не только музыкальными, но и сценическими и игровыми элементами. Появилась задача сделать интерактивное шоу, чтобы дети вовлекались в игру. У нас пока нет большого опыта в этом, но мы придумали, что к концу спектакля один из клоунов должен заснуть на сцене под музыку, и его надо разбудить. В этот момент мы раздаем всем «шумелки» (ударные инструменты, трещотки), начинаем шуметь и просим весь зал помочь нам разбудить его. Детям это нравится.
— Илья, а кто Вы по образованию?
— Я окончил Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства по классу тромбон в Москве. Сейчас училище стало колледжем. По образованию я артист эстрадно-джазового оркестра и педагог-тромбонист. Кроме того, уже давно пишу музыку, факультативно занимаюсь композицией в Московской консерватории. Был музыкальным продюсером фильмов «Живой» и «Бумер-2», проекта «6 кадров» и еще ряда других проектов, которые готовятся.
— Как родилось желание заниматься делами милосердия?
— Это пошло из семьи. Когда я учился в школе, мама мне как-то сказала: «Сходи, поиграй дедушкам и бабушкам. Подари радость. С тебя не убудет». Я и пошел. С другой стороны, работая в Фонде Андрея Первозванного, так или иначе осознаешь свое предназначение быть общественным деятелем.
Tweet |
Вставить в блог
Поющие клоуны11 декабря 2012
|
Поддержите нас!