Tweet |
- Майя Владимировна, есть ли в России национальные выборные традиции, быть может связанные с нашим менталитетом?
- Надо сказать, что выборы - это традиционный институт демократии в России. Вспомним вечевые республики, да и появление династий - Рюриковичей, овеянное в какой-то степени легендами, Романовых - все это говорит об элементах проявления воли народа при наделении властью правителей уже в далекие исторические времена.
Мне думается, что выборы в России никогда не воспринимались, как некая национальная забава, как, например, в США. Есть даже цитата американского классика о том, что любимый спорт американцев - это выборы.
Выборы для нас - это выражение доверия народа к власти. Наши избиратели предпочитают тех, кого они хорошо знают, выбирают, не повинуясь спонтанным эмоциям. Они должны кандидату доверять. Поэтому у нас настороженно относятся к кандидатам-самовыдвиженцам. Должно быть что-что или кто-то, подтверждающее: «Этому человеку доверять можно».
Относительно выборов Патриарха - это традиция, которая должна привести в первую очередь к согласию в православном сообществе. Поэтому люди жаждут фигуры, которая бы устроила большинство. Это и есть, на мой взгляд, другая наша национальная особенность - поиск согласия.
А относиться к выборам как к спорту мы, видимо, пока не научились, а возможно и не научимся.
- А вам не кажется, что доверие и согласие - категории больше человеческие, чем гражданские? На Западе может и не ищут согласия, а на власть и государство смотрят более практично, нежели душевно. Мы делаем свой выбор нерационально, интуитивно. Нам важно, чтоб человек был симпатичный... а взвешенно, по-граждански, рассуждать о конкретных делах и результатах у нас как раз не очень умеют.
Мы затронули сложную тему. В любом выборе есть моменты, когда что-то перевешивает больше - интуитивное или рациональное. В той же западной культуре в избирательной компании очень многое может влиять - приемы рекламы, например, накал борьбы, сложная политическая ситуация. Трудно порой точно назвать все причинно-следственные связи.
На том же Западе сейчас выборы стали вызывать большой интерес, но долгое время все было иначе. На последних президентских выборах во Франции, США была рекордная явка избирателей. Чем это можно объяснить? Сменой поколений политиков, нарастающим кризисом в экономике.
Многие факторы влияют, но я могла бы согласиться, что у нас эмоциональное, человеческое отношение к кандидату чуть-чуть перевешивает.
- Каковы преимущества и слабые места в современной системе выборов в России? Ее хвалят, она дешевая, эффективная, а каковы ее недостатки?
Организация выборов - это слаженные действия большого количества людей в достаточно ограниченный промежуток времени. В федеральной избирательной кампании задействованы порядка миллиона граждан либо в качестве членов избирательных комиссий, участковых, прежде всего, либо в качестве кандидатов, доверенных лиц и так далее. Такую массу людей поднять достаточно сложно, особенно с учетом протяженности нашей территории.
Это все учитывалось при создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»), которая связывает нас всех, позволяет оперативно доводить решения сверху и, соответственно, получать информацию снизу. Мы гордимся этой уникальной системой. Аналогов ей в странах, сопоставимых по территории с нашей, нет. Хотя японцы нас в техническом оснащении несколько перегнали, все же это страна небольшая.
- А есть ли у этой системы уникальные недостатки?
Не могу назвать недостатков, потому что если они и были на первом этапе, мы с ними успешно боролись. Были проблемы с вводом протоколов, были ошибочные протоколы. Но была проведена большая методическая работа и внесены изменения в законодательство.
Есть одна особенность: часто по окончании избирательной кампании появляется обиженная сторона, которая собирается идти в суд. Но, мне не кажется, что эти претензии не касаются организации выборов.
Хотя, мы должны стремиться к тому, чтобы результаты выборов признавались в том числе и проигравшей стороной.
- Получается, что нынешняя система подсчета голосов иногда не вызывает доверия у населения?
Не соглашусь с Вами. Как показывают социологические опросы, доверие избирателей к избирательной системе присутствует, хотя и не стопроцентное. Но, полагаю, это доверие зависит от уровня доверия избирателей к представительной власти, от того, каковы результаты работы власти. А это уже вне компетенции избирательных комиссий.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!