Tweet |
- Одним из направлений деятельности ЦИК является воспитание культуры выборов. Воспитательные программы для молодежи: выборы в детский парламент, конкурсы среди студентов и аспирантов и прочее. На сколько они регулярны?
Это направление называется работой с молодыми избирателями. В преддверие декабрьских выборов 2007 мы официально решили проводить День молодого избирателя, и теперь он проходит в феврале ежегодно. В регионах не ограничиваются одним днем, весь месяц проводится целая масса мероприятий: конференции в вузах и других учебных заведениях. Работаем и в школах. Например, с самыми младшими школьниками из Омска проводили конкурс рисунка «Я знаю, что такое выборы». Потом календари с этими рисунками издали.
Много мероприятий связано с правовым просвещением - конкурсы, деловые игры, моделирующие выборы.
- А в чем основная цель этих мероприятий? Воспитать человека, который будет прилежно ходить на выборы? Или в том, чтобы он принимал инициативное, ответственное участие в жизни страны?
Поначалу нам казалось, что важно, чтобы молодой человек, который вот-вот станет избирателем, просто знал, что ему предстоит голосовать. Ведь какое-то время внимание этому не уделялось абсолютно.
Но конечно, активная гражданская позиция не сводится к тому, чтобы только прийти на выборы. Важно понимать, что это лишь один из элементов участия в управлении делами государства, и если тебя это интересует, ты сам можешь баллотироваться и представлять интересы своих сограждан, если тебе окажут доверие.
- С молодёжью понятно - инвестиции в будущее. А что касается взрослого населения: как образовывать тех, которые уже сейчас составляют большую часть голосующих?
- А вы студентов к взрослому населению относите?
- Скорее людей старше 25 лет, уже получивших образование, которые вышли во «взрослое» пространство и способны брать на себя ответственность за решения.
Традиция участия в выборах есть у людей пожилого возраста, которые привыкли, что участие в выборах обязательно, а за «неявку» последуют санкции. И вместе с тем эти люди воспринимают выборы не как повинность, а как праздник. Им бы хотелось (как мы судим из отзывов) чтобы избирательные участки были красиво оформлены, звучала музыка, выступали какие-то коллективы.
- Да, но это вопросы внешней, как раз таки эмоциональной составляющей.
Да, но и более молодым приятно видеть, что выборы организуются достойно. Когда выборы проводятся в школах - это значит, что их отремонтируют. И для детей, получается, они тоже полезны.
- Да, но вопрос заключался в том, воспитать во взрослых ответственность: участвовать в жизни страны ...
Думаю, людям, которые уже ушли со студенческой скамьи, не требуется никакого особого просвещения, так как они уже вполне сформировавшиеся личности и самостоятельно оценивают политическую жизнь, свое положение в обществе, степень удовлетворенности своих запросов, они понимают, что даёт им власть - могут делать свой выбор осознанно.
Если людей устраивает то, что дают зарабатывать, реализовывать творческие возможности, они будут поддерживать власть. Если нет - отношение к власти и выборам будет отрицательное.
Наша задача в данной ситуации - донести до них как можно больше информации. Во-первых, законодательство требует, чтобы мы сообщили дату, место проведения выборов, права избирателей, информацию о политических партиях.
- В СМИ оцениваются поправки Конституции об изменении сроков правления Президента и выборов Президента и Госдумы. Полагается, это приведет к более редким выборам и снизит и так невысокую избирательную активность людей.
- Нет, я не думаю так. Если избиратели осознают, что они выдают мандат на больший срок, они будут более ответственно подходить к своему выбору.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что кроме федеральных выборов у нас есть ещё и региональные. В этом смысле Москва и Санкт-Петербург в особом положении, здесь одноуровневое местное самоуправление и выборов проводится меньше. В октябре 2008 года в российских регионах было проведено 6000 избирательных компаний, в марте 2009- около 3500. Там люди, в каком-то смысле, лучше знают свою власть и проявляют достаточно высокую активность на выборах.
Один из элементов грамотности избирателя, на мой взгляд, - это понимание, на что влияет тот или иной уровень власти: какие вопросы решает муниципальная власть, какие - региональная, какие - федеральная. Тогда и выбор будет осознанным.
- А повышением такой грамотности ЦИК занимается?
- Это должно быть в рамках общего правового просвещения, не только в рамках работы ЦИК. Хотя, конечно, мы стараемся доносить до граждан, какие вопросы какая власть решает. Но в целом только ЦИК с этим не справится.
В конце концов не надо быть семи пядей во лбу, чтоб понимать, что за мусорные урны и зеленые газоны отвечает местная власть. Мне кажется, сейчас это многие понимают.
- А если бы студенты задали Вам вопрос, почему нужно быть гражданином, как бы Вы ответили?
У каждого возраста свои жизненные интересы и приоритеты. То, что студенты не интересуются политикой, говорит о том, что в стране создана такая ситуация, когда они могут реализовывать свои личные интересы. Власть замечают и начинают о ней говорить, когда она скорее чем-то не устраивает.
Надо быть гражданином прежде всего в том, чтобы понимать и чувствовать свою связь с Родиной, не с государством, а именно с Родиной. Вот, что самое важное...
Какое-то время назад в молодежной среде чувствовались сомнения - остаться здесь или уехать. Откуда возьмется чувство патриотизма? Из знания истории страны, истории своей семьи - того, что даст понимание - если ты родился здесь, - именно здесь ты в большей степени сможешь реализоваться.
Аполитичность молодежи - это пройдет со временем, как и молодость. Взрослея, ты увидишь, какая власть что решает, тогда ты поймешь, чем твой голос ценен. Но и вместе с тем именно сейчас было бы не плохо студентам изучать основы государственного управления. Поэтому здесь только хочется пожелать быстрее созреть, быстрее узнать свое место на Родине.
- А как у вас это происходило?
У нас было такое время, когда нам волей-неволей приходилось все это осознавать, поскольку фактически на наших глазах происходил слом политической системы.
- Вы были недовольны властью...
Мы не столько были недовольны, сколько видели это недовольство. Мы не успели тогда еще это осознать. Мое окончание школы попало как раз на появление в должности секретаря ЦК КПСС Горбачева. Фигура до сих пор известная. Ему удалось сломать большое количество стереотипов. Это был всеобщий порыв, как в песне: «Перемен требуют наши сердца».
Так что вся окружающая обстановка повлияла на то, что нам все это было очень интересно, несмотря на юный возраст. Когда передавались по радио съезды, на которых проводились открытые дискуссии - впервые! - мы ходили с радиоприемниками у уха по улицам. Мы были во все это вовлечены.
Информации было много, ориентироваться было трудно, но во мне это пробудило интерес к вопросам конституционализма, развития демократии, определившими потом мою профессию.
Эти процессы прошли не зря. Они выявили политически активную молодежь, которая в настоящее время, повзрослев, отвечает за жизнь страны.
- Что для вас в молодости было идеалом государства?
Я всегда довольно критично относилась к себе и не думала, что могу выдумать что-то свое, идеальное.
- А западный демократический мир разве не представлялся в романтическом флере?
Конечно, доминирующей в общественном мнении, в СМИ была та идея, что надо брать пример демократического Запада. Причем, главным достоинством всегда ставилось изобилие в противовес нашей бедности. Главным критерием всегда была сытость. Может быть, мало внимания уделялось духовному поиску, поиску национальной идеи, которая, как обнаружилось в какой-то момент, у нас вообще пропала.
- Сейчас такая идея есть?
Сейчас идея возрождения государственности и российской самобытности все-таки появилась.
- Что Вы понимаете под российской самобытностью?
Россия, как уникальное государство, которое требует сохранения. Надо сохранить сам этнос. И сейчас государственная политика на это и направлена. Для меня лично это очень важно. Надо дать людям возможность рождаться и развиваться. Каждый человек уникален в своих способностях. В сумме эти уникальности могут дать и развитие страны, и прогресс. Если нет воспроизводства здорового поколения, очень грустно становится.
- Человек пока взрослеет, ориентируется на какие-то культурные образцы. Мое поколение, например, формировалось под влиянием информационного потока с Запада. Мы смотрели американские сериалы и теперь в поведении, отношении к жизни, целях - очень похожи на тех, кто были нашими героями.
Сейчас, кажется, нет образа успешного русского человека, на кого хотелось бы быть похожим. К чему мы стремимся? Быть красивыми, успешными и обеспеченными, но разве это когда-нибудь было главным для русской самобытности?
- Сложный вопрос. Я воздержусь называть конкретные имена тех, кто мог бы стать современным русским героем, образцом для подражания. Но это прежде всего человек образованный, который делает хорошо своё дело и этим не кичится. На таких людях держится наша страна.
Я под впечатлением прошлогодних рабочих поездок в Томскую и Кемеровскую области. Там мне удалось познакомиться со многими людьми, знающими своё дело. Плюс грамотные действия власти, которая с одной стороны не мешает развитию, а с другой - определяет его приоритеты. Там, кажется, удалось сумму усилий власти и населения направить на развитие земледелия, промышленности, социальной сферы. И получились неплохие результаты.
Поэтому современный герой- это человек, делающий своё дело.
Фото Майи Гришиной - Александр Болмасов
Tweet |
Вставить в блог
Выборы по-русски... Ч.230 января 2009
|
Поддержите нас!