Tweet |
В среду, 26 ноября, прошел мастер-класс известного журналиста Марии Городовой "Интервью: техника ведения и написание", организованный порталом "Православие и мир" http://pravmir.ru и прошедший при участии протоиерея Александра Ильяшенко, председателя редакционного совета портала. Неслучайно он собрал множество слушателей: это была очень «практическая» встреча, где профессионал делился своим опытом. Надо заметить, что речь шла, прежде всего, о «портретном» интервью, героями которого чаще всего оказываются люди очень известные, звезды, в которых интересно все - но прежде всего их личность. И вот раскрыть эту личность глубоко, по-новому - задача такого материала. И хотя вряд ли многим из православных журналистов придется брать интервью у медийных звезд, многие положения, озвученные Марией могут быть полезными в журналистской практике.
Работу над интервью Мария разделяет на три блока:
I Подготовка
II Договоренность
III Встреча.
«Интервью, к которому Вы готовились меньше суток - это полный провал», - жестко начала Мария.
Подготовка к встрече, к интервью со звездой - это прежде всего подбор материала о человеке и области его деятельности: биография, фрагменты предыдущих интервью с ним, какие-то статьи и проч.
Важно задавать вопросы, которые действительно волнуют тебя и относиться к интервьюируемому с любовью и уважением (что для христиан, кстати, должно быть естественно, в том числе и в отношении неоднозначных медийных персон вроде Киркорова или Пугачевой).
Договариваться об интервью тоже надо продуманно, чтобы избежать провала уже на этом этапе. Например, желательно избегать формулировок, на которые можно ответить «нет» и заинтересовать собой и своим изданием человека. Есть какие-то аксиоматические вещи (если договариваться приходится по телефону, что чаще всего и бывает): представиться по имени, фамилии и изданию, говорить приятным голосом и т.д. .
На этом этапе может возникнуть повод для упражнения в таком ценном качестве как терпение. Нужно быть готовым к тому, что Вам могут отказать, что ждать встречи придется несколько месяцев (например, встречи с Аллой Борисовной Пугачевой Марии Городовой пришлось ждать около 5 месяцев). И также иногда приходится - ради того, чтобы «оставить дверь открытой» - воспринимать «нет» как «нет сейчас», искать новые пути к сотрудничеству, спрашивать «а когда Вам можно перезвонить?» и т.д. Нервы тут "выжигаются" - это просто работа.
Также журналистика, по выражению Марии Городовой, «профессия служебная» (но не «обслуживающая»!). Светским журналистам, кроме прочего, приходится постоянно «отмываться от чужой грязи» и бороться со стереотипами. Чтобы вызвать доверие полезно говорить о том, с кем и когда ты брал интервью, сразу договариваться о визировании текста и фотографий. И быть готовыми к тому, что журналистов - "не любят". Встречу надо стремиться проводить там, где удобно интервьюируемому.
Журналиста, как и простого смертного, встречают по одежке. И, поскольку приходится встречаться с разными людьми и в разных местах, необходимо иметь какой-то костюм для этих случаев, необязательно дорогой. Что, по мнению Марии, должно быть дорогим и качественным - так это блокнот и ручка, как знак уважения своей профессии, которую Вы любите даже больше, чем себя.
Первый вопрос призван установить контакт. В этот момент лучше сломать представление, которое есть у интервьюируемого относительно того, как должно идти интервью. Интервью - в отличие от Вашего поведения - может и даже должно быть провокативным. Человека надо сбить с колеи, по которой он собирался идти. Вашему герою - также как и Вам - интересно исследовать самого себя, и надо дать ему такую возможность. Для этого надо постараться понять суть его жизни, его характера. Неслучайно на западе есть практика, когда перед тем, как с человеком начнет работать журналист, с ним работает психолог, чья задача - составить для журналиста психологический портрет героя интервью.
Во время интервью ведущим должен быть журналист, но ни в коем случае не интервьюируемый. Важно держать внимание и темп. Мария категорически против того, чтобы иметь список вопросов, но считает, что продумывать беседу заранее - необходимо.
Когда наступает усталость - примерно на сороковой минуте беседы - необходимо дать разговору глоток свежего воздуха - задать какие-то неожиданные вопросы, если уже установились доверительные отношения - можно и «болевые»: о предательстве, разочарованиях и т.д.
Когда заканчивать интервью? Есть неприятный, но эффективный принцип - «сиди, пока не выгонят». Так что даже если Ваш герой поглядывает на часы - можно делать вид, что Вы этого не замечаете. Чем заканчивать интервью? Последний вопрос должен быть ударным. И нужно постараться выдержать «коду» - связь начала и конца текста.
Напоследок говорили о том, как можно спасти провальное интервью: это можно во-первых сделать за письменным столом (при расшифровке, компановке и обработке) и во-вторых - попытаться встретиться еще раз и «дозадать» необходимые вопросы.
Мастер-класс действительно был одной из самых интересных встреч дня, неслучайно Марии долго не давали выйти из зала, задавая все новые и новые вопросы.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!