rss
    Версия для печати

    «Другие» белые клобуки

    Если раньше знание того факта, что в древности свой епископ был в каждом городе, где существовала пусть даже совсем небольшая христианская община, было уделом лишь тех, кто специально интересовался церковной историей или где-то этот предмет изучал, то теперь, пожалуй, всякому читателю орто-рунета стало известно об этой реалии древнецерковной жизни. С каждым новым заседанием Священного Синода количество носителей омофоров и саккосов в пределах нашей Церкви увеличивается, архиерейские хиротонии происходят чуть не еженедельно, блогосфера кипит, обсуждая кандидатуры «избранных и нареченных», открытие новых епархий, митрополий, округов.

    Один из известных церковных деятелей начала XX века рассказывал, что, в бытность свою законоучителем в школе, на вопрос к детям «Что такое архиерей?» получил весьма неожиданный ответ: «Ну, архиереи – это Анна, Каиафа».

    Действительно, в этот период (да и во все время существования Российской Церкви) можно было прожить жизнь и так ни разу и не увидеть живого «князя Церкви». Епископ за все время своего управления епархией физически не мог посетить все приходы по причине их многочисленности. Самый безобидный пример: в 1914 году в Волынской епархии было около 1200 приходов. Епископ никак не мог даже знать в лицо всех своих подчиненных клириков, не говоря уж о прихожанах. В Древней же Церкви знание епископом всей своей городской паствы было обычным делом. Также как теперь священники в городских храмах знают постоянных прихожан, по крайней мере, в лицо, так и тогда епископ, предстоятель общины, знал обычно всех христиан своего города. В Российской Церкви такая ситуация немыслима. Для нас во все времена епископ был кем-то далёким и малодоступным, не столько пастырем каждой конкретной «словесной овцы», сколько администратором и символом, хранителем церковного единства.

    В первые века истории христианства реалии были совершенно иные. В посланиях Игнатия Богоносца, ученика апостола Иоанна Богослова, мы читаем предостережение, заповедь: «Ничего не делайте без епископа». Для нашего времени это бы означало «ничего не делайте без благословения епископа», а тогда эти слова можно было понимать совершенно буквально. В каждом городе, где жили христиане, была одна-единственная община, которой руководил преемник апостолов ­­— епископ. Именно он возглавлял служение Евхаристии в общине. Случаи, когда предстоятелем на Литургии был пресвитер (как это почти всегда бывает у нас теперь) бывали нечасто. Правда, и сама Литургия в тот период совершалась далеко не ежедневно. Кроме предстояния за богослужениями, епископ также руководил оглашением, крестил, заключал браки (венчаний тогда еще не было), мирил и судил своих пасомых. В общем, занимался тем, чем в наши дни обычно занимается настоятель прихода или просто приходской священник. В подчинении у городского епископа могли находиться хорепископы – предстоятели сельских христианских общин, предшественники нынешних викариев.

    Но откуда же появились различия в статусах, именованиях архиереев? Как возникли архиепископы, митрополиты, патриархи?

    Безусловно, были епископские кафедры более и менее важные, более и менее уважаемые. Не для жителей города, конечно, а «на международной арене». Издревле особым уважением пользовались кафедры, некогда занимаемые апостолами: Рим, Эфес, Антиохия, Иерусалим. Архиереи этих и других крупных городов - центров провинций ( παρχία)Римской Империи впоследствии стали именоваться митрополитами (от греческого Μητρόπολις - «город-мать»). В обязанности митрополитов входила координация отношений между епископиями провинции, суд над клириками и епископами, созыв и проведение провинциальных соборов, которые, по пятому правилу Первого Вселенского собора, должны были собираться дважды в год. Впоследствии митрополиты наиболее важных христианских центров: Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима - стали именоваться патриархами. Так постепенно стали возникать первые отдельные автокефальные Церкви. Однако еще долгое время патриарх был для епископов области лишь primusinterpares («первым среди равных»), основными обязанностями которого были созыв и председательство на соборах. Жесткая административная система, которую мы видим в Православных Церквах сейчас, – явление достаточно позднее.

    На Руси же изначально административное устройство Церкви было принципиально иным. Здесь никогда не было епископа в каждом городе, ни даже в каждом крупном городе, а митрополитом именовался лишь предстоятель всей Русской Церкви (входившей тогда в состав Константинопольского патриархата): митрополит Киевский и всея Руси. С 1461 года этот титул стал носить и архиерей нынешней нашей столицы. После учреждения в 1589 году патриаршества 4 епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования митрополичьих округов (по примеру Восточных Церквей) тогда не случилось: все российские правящие архиереи оставались по своим административным функциям равными, и носители белых клобуков и голубых мантий - митрополиты отличались от епископов и архиепископов только по воздаваемой им чести.

    Во все время существования Московского Патриархата вопрос об учреждении митрополичьих округов ставился неоднократно на самых разных уровнях. Впервые этот вопрос был поднят, скорее всего, на Соборе 1682 года, созванном при царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме. Затем он вновь обсуждался в конце XIX – начале XX века в связи с вопросом о восстановлении патриаршества. Тогда предлагалось объединить в митрополичьи округа и без того огромные российские епархии, сделав их чем-то вроде федеральных округов («полпредств») в нынешнем гражданском административном делении. Разные авторы предлагали создать от шести до девяти таких округов, объединив близлежащие епархии вокруг крупных городов: Москвы, Петербурга, Вильно, Казани и некоторых других. Закончились эти обсуждения (проходившие в рамках Предсоборного присутствия, различных профильных комиссий и отделов) определением Священного Собора 1917-18 года «О церковных округах», которое, по понятным причинам, в жизнь воплощено не было.

    Но применительно к сегодняшней ситуации даже бóльший интерес, чем материалы дискуссий начала прошлого века, для нас представляет статья профессора МДА Евгения Евсигнеевича Голубинского «К вопросу о церковной реформе», написанная им в далёком 1906 году.

    В ней известный церковный историк высказывает мысль о том, что гораздо более удачным решением, чем учреждение митрополичьих округов, было бы повсеместное разделение епархий «для того, чтобы доставить архиереям нашим возможность стать действительными архипастырями своих паств, которыми они должны быть и которыми теперь они вовсе не имеют возможности стать по причине обширности епархий» (1). Он предлагает разделить каждую церковную область на пять уездных епископий, дав губернскому архиерею титул архиепископа или митрополита и вменив ему в обязанность созывать губернские соборы и «вблизи» руководить жизнью своей паствы.

    Теперь в нашей Русской Церкви мы видим реализацию тех идей, что высказывались ещё сто лет назад нашими архипастырями, пастырями и учеными относительно церковного управления. Есть у нас теперь и митрополичьи округа (Казахстанский, Среднеазиатский, Молдавская Православная Церковь) и образованные путем дробления одного региона на несколько епархий и принципиально иначе управляемые митрополии (Рязанская, Донская, Приморская, Приамурская, Орловская, Саратовская, Иркутская, Красноярская).

    Остается только надеяться, что основная декларируемая цель этой реформы – оживить церковную жизнь за счет приближения архиереев к народу - не останется лишь в публикациях и интервью церковных деятелей, а будет реальностью нашей российской жизни. Хочется надеяться, что, по выражению того же Е.Е. Голубинского, «епископы наши из сверхчеловеков превратятся в человеков» (2), надеяться, что не иссякли еще на нашей земле талантливые пастыри, молитвенники и администраторы, жизнью своей являющие образ Доброго Пастыря верным.


    1 Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской Церкви, М., 1913. с.107

    2 Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской Церкви, М., 1913. с.111

    Вставить в блог

    'Другие' белые клобуки

    «Другие» белые клобуки

    17 октября 2011
    Если раньше знание того факта, что в древности свой епископ был в каждом городе, где существовала пусть даже совсем небольшая христианская община, было уделом лишь тех, кто специально интересовался церковной историей или где-то этот предмет изучал, то теперь, пожалуй, всякому читателю орто-рунета стало известно об этой реалии древнецерковной жизни. С каждым новым заседанием Священного Синода количество носителей омофоров и саккосов в пределах нашей Церкви увеличивается, архиерейские хиротонии происходят чуть не еженедельно, блогосфера кипит, обсуждая кандидатуры «избранных и нареченных», открытие новых епархий, митрополий, округов.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Елена, Москва30.01.2012 20:29 #
    Дорогие братья и сестры! Я не против Церкви, ни в коем случае. Конечно, у меня не хватает терпения, смирения, грешна. Что ж скрывать. Однако как на учителе лежит большая ответственность, чем на ученике, так и на пастыре большая, чем на овцах. Они для нас должны быть, а многие из них являются примером. Я-то все хорошо понимаю. Только как Вы ответите человеку, который хотел бы приблизиться к Православию, но коммерциализация Церкви его пугает. Ведь сколько раз было сказано о том, что «как бы» нет цен на церковные услуги, а есть правила о добровольном пожертвовании. Только вот храмов, где сумма пожертвования не указана в прайс-листе, - единицы. Что далеко ходить. На этом сайте масса примеров, когда журналисты исследовали, если говорить обыденным языком, рынок того или иного Таинства (Крещения, Венчания). Мне известен случай, когда священник в одном московском храме был недоволен суммой пожертвования, которое ему оставили после Венчания, хотя это было существенно выше, чем в установленном списке примерных сумм пожертвований. Так открыто и сказал, мало, мол, дайте еще. Я-то, да и все воцерковленные люди это переживем, и поймем, и займемся самоанализом и покаянием, слава Богу за все. Только как новоначальному или тому, кто только рассматривает для себя варианты обращения в православного, католика, баптиста, адвентиста, объяснить, что этот недостаточек - сущий пустяк, что с тебя требуют одного, а сами так не поступают. Вообще-то это называется фарисейство. И что ответить, например, на разговоры о приобретении для коммерческих целей бизнесменов и для их личного проживания на льготных условиях участков лесного фонда, роскошных автомобилей как бы для Церкви и «как бы» несправедливых или, может , справедливых гонителей некоторых представителей нашей Церкви?
    Илья, Москва30.01.2012 11:32 #
    До тех пор, пока мы в Церковь будем приходить не к Богу, а к людям, которые нам якобы что-то должны и обязаны соответствовать нашим требованиям - у нас всегда найдутся поводы к неудовольствию. Недостаток смирения - причина страданий: ай, смотрите, архиерей не на той машине едет, не тем у него изо рта пахнет, ужас-ужас-ужас, больше в церковь не пойду! Так расплатой за гордость может стать отлучение себя от Бога.
    беспалов алексей, с-петербург29.01.2012 15:07 #
    Уважаемая Елена!А так ли обязательно и полезно всё это обсуждать это? Ведь все средства массовой нашей об этом постоянно долдонят. Лучше самим поучавствовать в какой -нибудь благотворительной кампании, чем вся эта бесплодная демогогия. Простите.
    Елена, Москва20.10.2011 16:36 #
    Согласно, что запонки сами по себе не хороши и не плохи, я тоже запонки ношу, и супруг мой носит, и еще много разных и прекрасных людей, которых это, убеждена, не портит. И на иномарке езжу. И считаю, что и духовенство должно достойно жить. Горзадо более ужасающе и отталкивающе вглядят грязные волосы и дурно пахнущая одежда, чем опрятный вид. Никто не хочет быть похожим на БОМЖа. Но грань должна быть, мера, золотая середина как у мирян, так и у священства. И священники при этом не должны превращаться в бизнесменов. Этот процесс необходиvо остановить.
    чтец Кирилл Алексин, Москва19.10.2011 16:59 #
    А никто и не говорит, что у нас все хорошо с нестяжанием. Но примеры, когда новые архиереи выбирают не престиж, а пользу паствы - случаются, знаю примеры таких архиереев. И это обнадеживает. Не все запонки носят (а вот в Греции это, кстати, повсеместно и среди священников встречается) , да и запонки - не беда.
    Елена, Москва19.10.2011 13:35 #
    Уважаемый Кирилл, Вы, конечно же, правы в оценке того, как должно быть. Но сейчас на деле все совершенно иначе, и Вы это должны очень хорошо знать. Хорошо, если реформа поможет изменить ситуацию. К слову, вопрос - как Вы думаете, в ходит ли в уровень необходимого престижа ношение владыками (монахами, дававшими обет нестяжания) дорогих рубашек под запонки, которые сложно не заметить из-под руковов рясы? Ничуть не выдумка, посмотрите как-нибудь любимую мною передачу "Церковь и мир" на канале Вести 24.
    чтец Кирилл Алексин, Москва18.10.2011 22:28 #
    Елена, ответ на Ваш вопрос так и напрашивается: никак священство не должно обеспечивать дорогие средства передвижения своему "уездному владыке". Такой архиерей, фактически, входит в положение нынешнего благочинного, т.е. человека со вполне скромным уровнем "необходимого престижа". То, что этот человек облечен архиерейским саном вовсе не значит, что он обязан ездить на личном land cruiser'е. Поверьте, епархиальный микроавтобус гораздо функциональнее. Некоторые нынешние архиереи так и делают, кстати.
    Никола, Москва17.10.2011 18:22 #
    Елена, а я с Вами согласен и не согласен с автором, который уж слишком однозначно приветствует перспективу "лично познакомиться с архиереем". И хочу посмотреть на эту проблему с другой стороны. По-моему, чем дальше развивается и "становится на ноги" вот эта, простите, церковная бюрократия (боюсь думать - "вертикаль" - ?!) - с округами, управлениями, канцеляриями, визитами и заявлениями (особенно недавними от отца Всеволода Чаплина) - тем дальше хочется от весего этого находиться - как бы они к тебе не пытались приблизиться. Конечно, Церковь - это и административный аппарат и структура тоже, которая должна эффективно управляться и работать, чтобы сохранять себя и нас - с другой стороны, весь этот официоз и кампанейщина - к чему? Считая себя человеком воцерковленным, я понимаю, что многие и многие не пришли в Церковь, потому что вместо Корабля Спасения они видят общественную организацию со своеобразной идеологией. а теперь еще и с округами по типу президентских. может хватит Перестроек, не пора ли уж начинать молиться?
    Елена, Москва17.10.2011 14:09 #
    Мне очень жаль рядовое священство, особенно его жаль в тех городах и весях, где уровень жизни, включая материальное балгосостояние, не высок. За счет каких доходов рядовые священники (а ведь именно они в конечном счете содержат свое руководство) должны будут обеспечить каждому из вновь создаваемой армии архипастырей машину летнюю, машину зимнюю? И не запорожец или оку, а ауди и лэнд крузеры, как известно. Была бы крайне признательна, если бы автор статьи ответил, как он видит эту сторону проблемы...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru