rss
    Версия для печати

    Церковь и современное искусство - диалог или сдача позиций?

    Можно ли выставлять современное искусство под крышей православного храма или это кощунство? Возможен ли в принципе диалог Церкви и так называемого актуального искусства? Именно в такой радикальной постановке вопроса развернулась дискуссия вокруг выставки «Двоесловие/Диалог», которая открылась на прошлой неделе в притворе Татьянинского храма Московского университета. Обзор самых характерных мнений сделали обозреватели РИА Новости.

     

    Художник Гор Чахал и его инсталляция Полемика, начавшаяся на прошлой неделе на нескольких  радикальных Интернет-сайтах, перешла к понедельнику в церковный мэйнстрим и вылилась в обмен статьями между двумя известными московскими священниками, а руководители трех синодальных отделов Русской православной церкви поддержали идею выставки и высказались за продолжение ответственного, цивилизованного диалога.

    «Это сдача всего достигнутого, всего завоеванного», - сетует в своей статье на популярном православном сайте «Православие.ру» протоиерей Александр Шаргунов - известный священник фундаменталистского направления, который поддерживал Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года, потому что считал коммунизм меньшим злом, чем либерализм. Именно алтарники его храма св. Николая в Пыжах разгромили в 2006 году выставку «Осторожно, религия!» в Музее им. Андрея Сахарова, а возглавляемый им «Комитет за нравственное возрождение Отечества» затем выиграл судебный процесс, осудивший организаторов выставки по статье «разжигание религиозной розни».  Для протоиерея Шаргунова и его последователей, которые строят свою критику на том, что кто-то из участников нынешней выставки участвовал в прошлых, антирелигиозных по направленности художественных акциях, не может быть никакого диалога между Церковью и «богохульным» по определению современным искусством, носителей которого священник сравнивает с «нацистом-людоедом Эйхманом».  Для него выставка в Татьянинском храме равносильна капитуляции в трудной борьбе.

    Любопытно, что наиболее радикально настроенные по отношению к Церкви современные художники также обвинили своих коллег, принявших участие в выставке, в капитуляции - только уже в «сдаче попам».

    Настоятель Татьянинского храма протоиерей Максим Козлов, который открыл притвор своего храма для художественного эксперимента, отвечает своим критикам, что он рад возникшей дискуссии, потому что «одна из целей, которая ставилась этой выставкой, - проговаривание слов и смыслов между людьми, которые являются носителями традиционного церковного сознания, и теми, кто относится к миру светской художественной интеллигенции». В статье, также опубликованной на «Православии.ру», протоиерей Козлов призывает: «Давайте различим наших очевидных оппонентов, иные из которых прямо стоят на антицерковных и антихристианских позициях, от людей, находившихся в творческом поиске - отчасти заблуждавшихся, отчасти обманутых, которые своим последующим творческим развитием и своей решимостью (напомним, что их осуждает значительная часть коллег) принять участие в выставке под сводами храма, свидетельствуют о своем не только личном, но и творческом движении в сторону христианской культуры».

    Руководители церковных ведомств сказали в понедельник, что диалог Церкви и художественного мира необходим.

    «Диалог между художниками и представителями Церкви может быть сложным, иногда даже неприятным, но отсутствие диалога всегда хуже, - сказал в интервью РИА Новости председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, --  Так бывает, когда  оскорбляются чувства верующих или когда нет готовности к диалогу. В случает с выставкой в храме мц. Татианы, к счастью, диалог состоялся. Искренний человеческий поиск всегда вызывает уважение, и это уважение организаторами выставки было продемонстрировано, в том числе и настоятелем храма, протоиереем Максимом Козловым».

    По словам Легойды, такой диалог очень важен для Церкви. «Я вижу в нем реализацию принципа открытости Церкви и готовности слушать и слышать то, что волнует людей. А диалог по природе своей предполагает несогласие, предполагает прояснение позиций. А обмен мнениями интересен тогда, когда эти мнения разные», - убежден собеседник агентства.

    Протоиерей Всеволод ЧаплинРуководитель синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин во время пресс-конференции на тему: "Русская церковь в современном мире: стратегия и задачи".

    Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что дискуссия между Церковью и современными художниками должна быть продолжена.

    «Важно, чтобы она была ответственной и серьезной, чтобы в ней все православные христиане одновременно проявляли верность истине Божией и христианскому долгу любви, даже если эта любовь к кающемуся грешнику", - сказал протоиерей в интервью РИА Новости.

    Он добавил, что существуют разные мнения относительно того, уместны ли эти работы в притворе храма, и некоторые работы на выставке могут кого-то "покоробить".

    "Не без моего участия ряд работ не вошел в эту экспозицию. Но некоторые из представленных на выставке художников, такие, как Гор Чахал, известны мне как люди с уважением относящиеся к Богу и Церкви. Зная того же Чахала, я могу утверждать, что его работы, даже выглядя необычно, с точки зрения людей с традиционным сознанием, не задумывались как кощунственные", - сообщил он.

    Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что необходимо разделять искусство богохульное и просто искусство на религиозную тему, по замыслу своему не вписывающееся в православные каноны.

    «Вот была выставка «Осторожно, религия!», которая была откровенно богохульной, откровенно антицерковной, и она получила должный отпор в нашем обществе, -- сказал митрополит в своей телепередаче на телеканале «Вести-24», - а если художники просто работают и пишут, в том числе, на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто им этого не запретит».

    Сами кураторы заявляют, что хотят "обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня".

    "Но поскольку пока такую тенденцию проследить отчетливо довольно сложно (вероятно, мы, в какой-то степени, и подталкиваем художественное сообщество к этому), для первой выставки мы решили привлечь несколько известных современных художников, в работах которых богословская тематика, отсылы к христианской культуре прослеживаются ясно и, вместе с тем, бережно и неспекулятивно, сочетаясь в то же время с актуальным живым художественным языком их произведений", - подчеркивается в пресс-релизе выставки.

    Настоятель храма Покрова в Филях, искусствовед по образованию протоиерей Борис Михайлов не согласен, что представленные на выставке работы являются кощунственными.

    По его мнению, сейчас художники начинают «духовно обновляться и трезветь».

    «Это первый шаг, первая творческая встреча художников актуального искусства и Церкви на фоне того, что некоторые выступления представителей этого искусства на протяжении, скажем, десяти минувших лет, привели к острой конфронтации и даже судебным искам», - отметил протоиерей Михайлов. По его мнению, в работах, представленных на выставке в Татьянинском храме, нет «икакого эпатажа, никакой агрессии, никакого стремления сделать что-то в высшей степени не позволительное и тем привлечь внимание к себе. А церковь миссионерски и с любовью открывает себя на встречу этой перемене и приглашает к диалогу».

    Последний нашумевший конфликт между Церковью и современным искусством был связан с именами бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и бывшего завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которые организовали выставку "Запретное искусство-2006". В итоге общественная организация "Народный собор" подала на Самодурова и Ерофеева в суд: они обвиняются в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения (пункт "б" части 2 статьи 282 УК РФ). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Процесс продолжается до сих пор.

    В выставке "Двоесловие/Диалог" приняли участие Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Владислав Ефимов, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Андрей Филиппов, Гор Чахал. Диакон Феодор Котрелев, художники Гор Чахал и Андрей Филиппов выступили в роли кураторов.

    Экспозиция будет открыта до 14 июня.

    Фото Ольги Большаковой, Владимира Вяткина, РИА Новости

    Вставить в блог

    Церковь и современное искусство - диалог или сдача позиций?

    8 июня 2010
    Можно ли выставлять современное искусство под крышей православного храма или это кощунство? Возможен ли в принципе диалог Церкви и так называемого актуального искусства? Именно в такой радикальной постановке вопроса развернулась дискуссия вокруг выставки «Двоесловие/Диалог», которая открылась на прошлой неделе в притворе Татьянинского храма Московского университета. Обзор самых характерных мнений сделали обозреватели РИА Новости.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    home loans, london5.09.2011 14:10 #
    Buildings are quite expensive and not every person can buy it. However, credit loans was created to help different people in such kind of cases.
    гость15.06.2010 23:01 #
    Уважаемый Ъ, Вы передергиваете. Вы (и другие критики) огульно приравниваете, может, не особенно выдающиеся, но безобидные работы художников к абортам, содомитсву, глумлению над святыней и т. п. Негодование «православной общественности» по такому жалкому поводу у внешних людей ничего, кроме недоумения, смеха или неприязни, не вызовет. По моему мнению, заслуженно. Язвы общества агрессией не врачуются.

    P.S. А в отношении оккультизма и язычества можно не бояться идти на поводу у падшего мира. Они пышным цветом цвели и цветут в церковной среде.
    Татьяна И., Москва14.06.2010 13:26 #
    Я не искусствовед и довольно приблизительно знаю тот инсталляционно-изобразительный контекст, в котором представленные на выставке картины следует в любом случае рассматривать. Поэтому говорить о их художественных достоинствах или недостатках мне не с руки. Но будучи причастной к миру кинематографа и в частности к фестивалям православного кино, много сталкивалась с такого же рода огульной, скорой на расправу и малокомпетентной критикой в основном тех, кто не видел, не слышал, но всегда готов не сказать даже, а прокричать. На одной кино-православной конференции было сказано в пылу то ли праведного гнева, то ли агрессивного запала, что сейчас такие времена, когда детям в школах вредно преподавать Пушкина, тем более Гоголя. И тут же начал составляться список рекомендуемой литературы. Ведь так просто испугаться самому и перепугать всех остальных. Не знаю, как в средние века, но у нынешних охотников на ведьм всегда очень визгливые голоса: и чуть что, сразу у них все сатанисты, богохульники и кощунники, которых надо анафематствовать или по крайней мере лишать сана.
    Хотя многие из них не понаслышке знакомы с Евангелием. Но почему- то, как правило, опускают из памяти, что фарисеи, которые буквально через несколько дней подговаривали народ распять Спасителя, именовали кощунством перед законом то, что Его ученики не вымыли руки перед едой. А Он сам – что уж совсем ни в какие ворота! – не брезгует входить в дома мытарей и грешников.
    Обсуждаемые работы могут кому-то нравится, кому-то нет, кому-то казаться очередной пиар-акцией, а кому-то пока еще корявым и во многом убогим в прямом смысле слова приближением к церковной ограде, но, по-моему, нельзя не согласиться с архимандритом Тихоном Шевкуновым, что «главное событие выставки – отчаянная смелость отца Максима», который не сказал «нет» тем, кто не против нас. И значит, как мы все знаем, – тем, кто за нас. Он не закрыл двери храма перед тем, кто сам постучался: «пустите, мол, хоть с самого краюшку посидеть, кто знает, быть может, хоть капельку обогреться…» А ведь, судя по тому, в чем и как их обвиняют не менее воинствующие, чем православные, радикалы от искусства, каждому из них такого рода решимость было очень непросто обнажить перед миром и особенно перед своим профессиональным сообществом. И разве не должны мы не откликнуться на нее, не порадоваться самому этому желанию, пусть и всего нескольких людей разрушить возведенную ими и до недавнего времени, казалось, абсолютно незыблемую перегородку между мирской жизнью и церковной? Разве не должны понять, что, именно как христиане, своим псевдоохранительным самовластием мы просто не имеем права усложнять для тех, кому еще очень страшно, и кого еще так тянет назад, и без того сложный путь к храму, превращая его в бег с препятствиями.
    К сожалению, еще больше людей – тех, кто смогли только прочесть о скандальной выставке, услышать по «Радонежу» отзывы других, но не увидеть ее своими глазами - оказалось уловленным в те смысловые, фактические и эмоциональные ловушки, которыми всегда чреваты такого рода воспаленные полемики. Но явно неутешительный результат, вплоть до серьезных духовных искушений и душевной смятенности, - в преобладающей степени на совести или разумении тех, кто и каким образом ее развязал.
    Отца Максима упрекают еще и в том, что выставка проходит в притворе, то есть в Святом месте. Но это не так. В нашем храме, у которого особый статус, - отличная от других архитектура. Ведь церковь Святой мученицы Татианы – это Домовая церковь при университете. И так сложилось, что действительно для многих – она стала Домом. Безусловно, главное, что всех нас объединяет – это служба, но кроме этого главного, объединяет еще и разносторонняя приходская жизнь, которая предельно насыщена. Поэтому тот огромный актовый зал, в котором cейчас проходит эта пресловутая выставка и который никак нельзя назвать притвором, практически с самого начала возрождения татьянинской церкви используется то как конференцзал, то как кинозал, то как концертный зал, то как место, где проводятся рождественские елки и весенние балы. Здесь ученики певческой и воскресной школы репетируют и сдают экзамены по хоровому пению, здесь же в одном из углов – вешалка, где перед службой раздеваются все наши прихожане, а в другом - специально оборудованная и отгороженная от всего остального площадка с игрушками, лошадками, домиками для совсем маленьких детей, которые не могут выстаивать всю службу. Правда, в актовом зале, уже непосредственно около церковных дверей, и свечная лавка. Но она именно потому находится здесь, чтобы ни коем образом не мешать богослужению, во время которого у нас никто не ходит по храму, не разговаривает друг с другом. И вот тут уже точно не место никакому двоемыслию, только один Символ Веры.
    Ъ9.06.2010 9:36 #
    Да, уважаемый Гость, если бы Церковь шла на поводу у мира сего, нас бы с удовольствием пускали и в школы, и куда угодно. Например, совершенно обычные вещи - оккультизм, язычество, аборты... Для миллионов людей в России это норма. А православные, по вашему выражению, кидаются на них, как бык на красную тряпку! Проще нам надо быть, смиреннее, толерантнее... Тогда мир сей признает в нас своих, и полюбит свое в нас. Сжечь несколько зернышек ладана перед статуей императора, чтобы наши ближние не видели в нас врагов - разве это не подлинное христианство?
    гость8.06.2010 19:26 #
    Уважаемый отец Максим, искренне сожалею, что такой шквал гнева обрушился на Вас непонятно за что. Дай Вам Бог сил. Но Ваша ситуация хорошо показывает, почему многие противятся преподаванию ОПК в школах и сближению Церкви и государства. Церковная среда уж очень агрессивна. На малейший раздражитель ревнители кидаются как бык на красную тряпку. Во всякой ерунде им видится угроза православию, без врагов жить спокойно не могут, каждый себя Николаем Мирликийским или Максимом Исповедником воображает. Упаси Господи, кто-то с ними в чем-то не согласен - готовы им физиономию набить, а лучше сразу в геенну огненную отправить. Что же это за Церковь такая, когда вроде бы и врата ада ее не одолеют, а от птичек неизвестной породы в притворе храма люди бьются в истерике, а игумены и епископы распинаются, пытаясь их успокоить? Из-за чего такой базар? Из-за лубочного храма и плакатика, написанного церковно-славянским шрифтом, Вас растерзать готовы? Вы не думаете, что у людей неправославных, а также (извините за выражение) неправославнутых, есть причины опасаться роста влияния такой Церкви? Не дай Бог, такие люди дорвутся до власти и всех начнут насильно спасать. Мы этому уже научены горьким опытом.
    Ярослав, Киев8.06.2010 16:13 #
    А ларчик просто открывался:

    http://antimodern.wordpress.com/2010/06/01/achtung/

    Ярослав:
    Роман, разгорается «шкандаль», если можно, прокомментируйте: http://dmitrivrubel.livejournal.com/1795800.html
    А то это совпадение уже пихают куда надо и куда не надо.
    Спасибо
    -----
    Роман Вершилло:
    Начало статьи взято с сайта Общественного комтета «За нравственное возрождение Отечества» http://moral.ru/2010/0206.html О. Александр этот комитет и возглавляет. Вы видите в этом что-то скандальное?
    Ярослав, Киев8.06.2010 10:44 #
    Согласен с о Максимом по поводу того, то картины были выставлены нормальные, да очень злободневные и шокирующие, но более менее терпимые.

    Смущают три вещи:
    1. Выставка внутри храма.
    2. "Покаяние" участников "Осторожно, религия" было весьсма оригинеальным, они, видите ли "не успели прореагировать"(это при том, что начало было 14 января, а "погром" 18) за это время картины можно было вынести вручную, но нам хотят внушить, что "никто ничего не знал, да не успели".
    3. Авторы, что такие наивные что не знали о чем будет выставка "Осторожно, религия" - да из названия понятно, что вытсавка антирелигиозная. Например если я напишу "Осторожно, о. Максим" всем будет понятно - предостерегаю об о. Максиме (простите за такое сравнение, но это для внятности).

    Но вместо покаяния нам показывают перевешивание с больной головы на здоровую, было даже недоумение "Как так порвали инсталяцию, где были евангельские цитаты в форме "лапши"" - то есть сведение Евангелия до фонарного рекламного буклета это нормально?
    прот. Максим Козлов, Москва8.06.2010 10:08 #
    Два совпадения.
    Первое - в оценке выставки:
    Художник Авдей Тер-Оганьян из Праги:

    "Я понимаю, гордиться нечем, художественных достижений никаких, скорее наоборот. Если рассматривать выставку, как художественное явление, то на мой взгляд, выставка не получилась, совсем. Тупик Чахала нагляден, его «Имена бога» не более чем наглядная агитация, этакий дизайн. Как и орлики Андрюши Филиппова - убожество. Врубель и Тимофеева со своими соединением фото и цитат - посредственно. Куприянов, как обычно, что от него ждать. Никита Алексеев со своей загадочностью просто пролетает. Выставка посредственна, она является жалкой халтурой."


    Протоирей Александр Шаргунов из Москвы:

    "В художественном плане работы, выставленные при храме МГУ, по мнению абсолютного большинства искусствоведов, ничего из себя не представляют. Это вопиющая бездарность."

    Второе - в тексте:
    некто Роман Вершилло.
    01.06.2010 на сайте "Антимодернизм.ру" Протоиерей Александр Шаргунов. 06.06.20010


    В притворе Святого храма помещены кощунственные «произведения», например: «Черная Троица» и пародия на хоругвь с надписью «Спасайся, кто может».

    На выставке представлены «работы» ряда участников кощунственной выставки «Осторожно, религия»: Константина Звездочетова, представившего издевательскую инсталляцию – лубочный храм, возвышающийся на горе из свежих яблок, Андрея Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Александра Сигутина, журналиста Никиты Алексеева, активно защищавшего богохульство от православных христиан. На вернисаж был приглашен также скандально известный «художник» Герман Виноградов.

    В храме выставлена одна из работ с выставки «Осторожно, религия» – огромный колпак в виде красного пасхального яйца, надетый на купол разрушающегося планетария. Она проходила в качестве вещественного доказательства по делу о разжигании религиозной розни.

    Работа Гора Чахала «Имена Бога» ранее фигурировала на богохульной выставке «Россия-2″ в галерее Марата Гельмана.

    Один из участников кощунственной выставки «Осторожно, религия» псевдохудожник Андрей Филиппов с удовлетворением отметил, что диалог между Церковью и современным искусством, который давно назревал, только сейчас имеет возможность реализоваться. По его словам, основой для взаимопонимания является христианский фундамент европейской культуры, который воспринимается художником, независимо от того, считает он себя верующим или неверующим.

    Скандально известный своей борьбой с Православием галерейщик Марат Гельман утверждает, что эта выставка – очень важный прецедент, так как современному искусству и церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог. По словам Гельмана, мракобесы нападают на художников, прикрываясь церковью.



    В притворе святого храма помещены кощунственные «произведения», например:«Черная Троица» и пародия на хоругвь с надписью «Спасайся, кто может».

    На выставке представлены «работы» ряда участников кощунственной выставки «Осторожно, религия»: Константина Звездочетова, представившего издевательскую инсталляцию, — лубочный храм, возвышающийся на горе из свежих яблок, Андрея Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Александра Сигутина, журналиста Никиты Алексеева, активно защищавшего богохульство от православных христиан. На вернисаж был приглашен также скандально известный «художник» Герман Виноградов.

    В храме выставлена одна из работ с выставки «Осторожно, религия» – огромный колпак в виде красного пасхального яйца, надетый на купол разрушающегося планетария. Она проходила в качестве вещественного доказательства по делу о разжигании религиозной розни.

    Работа Гора Чахала «Имена Бога» ранее фигурировала на богохульной выставке «Россия-2» в галерее Марата Гельмана.

    Один из участников кощунственной выставки «Осторожно, религия» псевдохудожник Андрей Филиппов с удовлетворением отметил, что диалог между Церковью и современным искусством, который давно назревал, только сейчас имеет возможность реализоваться. По его словам, основой для взаимопонимания является христианский фундамент европейской культуры, который воспринимается художником, независимо от того, считает он себя верующим или неверующим. А теперь текст протоиерея Александра Шаргунова: "Скандально известный своей борьбой с Православием галерейщик Марат Гельман утверждает, что эта выставка — очень важный прецедент, так как современному искусству и церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог. По словам Гельмана, мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью.

    http://antimodern.wordpress.com/2010/06/01/achtung/
    http://www.pravoslavie.ru/polemika/35585.htm

    И вопрос: это некто Вершилло позаимствовал текст у прот. Александра Шаргунова? Это отец Александр позаимствовал текст у Вершилло? Вершилло - это псевдоним прот. Александра Шаргунова? Вершилло - автор текстов, которые подписывает отец Александр? Совпадают ли взгляды отца Александра с другимии текстами Вершилло?"

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru