rss
    Версия для печати

    Начнём с себя

    Лет двадцать – двадцать пять назад, на излёте советской власти, в молодёжной среде считалось хорошим тоном быть верующим, ходить в церковь. Сегодня становится модным обратное – отрицание Церкви как пути к спасению, критика священнослужителей. То там, то здесь мы слышим стандартные реплики о попáх на мерседесах, время от времени в СМИ вбрасываются пятнадцати-двадцатилетней давности «разоблачительные» статьи о табачном и алкогольном бизнесе церковноначалия, давно уже, кстати, документально опровергнутые.

    Обличительный пафос подавляющего большинства критиков основан, как правило, на отрицательном опыте общения со священниками или мирянами, называющими себя православными. Что ж, это их право. Не будем здесь критиковать такую позицию, не станем говорить о том, что святость Церкви вовсе не подразумевает святости всех её членов. Посмотрим лучше на себя. Но сначала – небольшое отступление.

    Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что детей лучше всего воспитывать на собственном примере. Если родители, скажем, будут учить своих чад честности и тут же, у них на глазах, начнут обманывать, лгать, то дети, скорее всего, не воспримут нотаций отцов и матерей, ибо их реальное поведение всё перечёркивает. Если мы будем учить своих детей жить по христианским законам и сами же эти законы станем нарушать, дети вырастут в лучшем случае лицемерами.

    Примерно так же, как родители со своими детьми, православные люди должны себя вести с окружающими, далёкими от веры и Церкви. Ведь нередко обыватели воспринимают христианство как свод правил для идеальных людей, а самих православных – чуть ли не земными ангелами. Очень часто при живом общении этот стереотип рушится: когда люди видят, что мы ходим в церковь, приступаем к таинствам и не соблюдаем нормы христианской жизни – завидуем, сплетничаем, злословим. И, сами того не осознавая, мы в таких случаях соблазняем «малых сих». А какое наказание за это предусмотрено в Евангелии – все, наверное, помнят: «… кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

    Впрочем, эти нормы и правила поведения для христиан – универсальны: они не должны оставаться только для, так сказать, внешнего пользования. Прежде всего, мы обязаны показывать образцы христианского поведения в общении друг с другом, то есть, начать с самих себя и тем самым следовать завету преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Но, к сожалению, и с этим у нас непросто.

    Вот один пример. Когда неделю назад, сразу по окончании президентских выборов, «Татьянин день» опубликовал мои заметки о Путине, и на меня, и на редакцию обрушилась лавина возмущённых отзывов: первый срочный ночной прогиб, гиперболизированное желание автора быть замеченным, «Татьянин день» подстелился под власть, опубликовав панегирик Путину. Вокруг этих и других подобных комментариев тут же появилось изрядное количество «лайков».

    Оставим подобные характеристики на совести авторов. В конце концов, каждый имеет право высказать своё мнение – как, впрочем, и я. Но не буду оправдываться перед строгими ревнителями демократии, ибо к Путину я всегда относился критично и ни на одних выборах за него не голосовал. И, кажется, вполне определённое выразил в тех заметках своё отношение к нему: отставник, который собирался подрабатывать ночным извозом, через полтора года стал президентом России.

    Меня огорчает и удивляет другое: подавляющее большинство возмущённых комментариев и «лайков» были от внешне православных и воцерковленный людей, в том числе журналистов и даже священников, которые глубокой ночью, в начале второй недели Великого поста (интересно – после или вместо вечерних молитв?), грызлись на бескрайних просторах социальных сетей друг с другом, стремясь побольнее уязвить оппонентов и доказать свою правоту. А ведь наутро все эти люди, довольные собой, наверняка вернулись к исполнению служебных обязанностей: стали учить людей бороться с грехами, писать статьи для православных сайтов, воспитывать детей в вере и благочестии.

    Через пару дней православное интернет-сообщество, к счастью, забыло про мою незатейливую статейку и вернулось к привычному виртуальному трёпу. А меня до сих пор не покидает вопрос: что будут думать о нас, называющих себя православными, далёкие от Церкви люди, прочитай они эту полемику!

    Возможно, во многом из-за того, что мы не показываем окружающим (в том числе и в этом случае) образцы христианского поведения, в молодёжной среде и стало сегодня модным отрицать Церковь и критиковать Её служителей. Сколько мы ни будем призывать окружающих нас людей посещать церковные службы, приступать к таинствам, они вряд ли придут к Богу, пока мы не станем для них безусловными образчиками христианского поведения, пока мы не начнём с себя. 

    Вставить в блог

    Начнём с себя

    Начнём с себя

    12 марта 2012
    Лет двадцать – двадцать пять назад, на излёте советской власти, в молодёжной среде считалось хорошим тоном быть верующим, ходить в церковь. Сегодня становится модным обратное – отрицание Церкви как пути к спасению, критика священнослужителей. То там, то здесь мы слышим стандартные реплики о попáх на мерседесах, время от времени в СМИ вбрасываются пятнадцати-двадцатилетней давности «разоблачительные» статьи о табачном и алкогольном бизнесе церковноначалия, давно уже, кстати, документально опровергнутые.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, Шадринск14.03.2012 23:26 #
    Очень, просто в высшей степени странно читать такое у Григория Владимировича. Я имею в виду отзывы о Путине, в том числе в статье "Мои заметки о Путине". Не худший правитель, говорите? На просторах инета я постоянно сталкиваюсь с вопиющим непониманием москвичей ситуации в стране. Может быть, дело в этом? Я часто бываю в Москве. Да, это не Россия, это другая страна. Но как можно быть такими слепыми? То, что творится в столице, можно назвать только пиром во время чумы. Неужели кто-то на самом деле до сих пор не видит, ЧТО сделали с Россией? Неужели кто-то еще не видит, что страны просто НЕТ, что ее уничтожили? Сельского хозяйства, которое является основой жизни нашей страны, НЕТ. Самая большая страна на земном шаре, с огромными полями, трудолюбивым народом, на 80% питается тем, что произвели в других странах, порой таких, которых и на карте-то не видно. Демографы кричат: страна вымирает такими темпами, каких не было НИКОГДА за всю ее историю. Промышленность в развале. Медицина и образование в развале. Главное, чего не знают или чему не верят москвичи: разница в зарплатах москвичей и провинциалов за один и тот же труд - разы и десятки раз!!! При совершенно одинаковых ценах на все, кроме проезда. Таких чудовищных зарплатных ножниц нет ни в одной цивилизованной стране. Сейчас в провинции нередки зарплаты 5-7 тысяч рублей в месяц - ровно столько, сколько нужно отдать за коммунальные услуги. Все, что десятилетиями, потом и кровью, строили и создавали русские люди, отдано олигархам. Народные богатства - в частной собственности. Кому еще не понятно, что Путин и его команда продали страну? Что вся политика построена на обслуживании интересов олигархов и коррупции? Что за это Путину обеспечивают победу на выборах? Думаете, люди не знают, почему господин Путин в предвыборной гонке ни разу не пришел на дебаты, ссылаясь на страшную премьерскую занятость? А потому что его, не будь дураки, в первую очередь спросили бы: почему через 12 лет твоей власти сельское хозяйство до сих пор в развале? Почему, с одной стороны, зарплата миллионов людей равна квртплате, а с другой - кучка олигархов в рекордные сроки нажила миллиардные состояния, которым завидуют европейские и американсике миллиардеры?
    Егорушкина Ольга, Красноярск14.03.2012 15:20 #
    Я прочитала Вашу статью. С великим уважением и великой любовью, Егорушкина Ольга.
    Федор, Москва13.03.2012 18:52 #
    а меня вот фотография со скамеечкой порадовала - подскажите, где это?)
    Ленок Лосева, Рига12.03.2012 12:24 #
    На мой взгляд, вся статья - попытка самооправдания, причем не самая удачная. Григорий Прутцков просто пытается оградить себя и таких, как он, "правильных" христиан от тех, кто, собственно, православие дискредитирует. Демаркация ясна: "хорошие" начинают изменять себя, "плохие" - окружающих. В этом я с автором согласна. Но что делать, если "плохих" - большинство, если придя в церковь, сталкиваешься именно с православнутыми, но не с православными? И как в повседневной жизни отличить православие головного мозга от православия в сердце и душе? Прутцков ответа не дает, да и, как видно, не знает.
    Александр, Москва12.03.2012 9:00 #
    Уважаемый автор,так зачем Вы своей статьей в искушение вводите? Как то - политическая статья и этот сайт?! Зачем это нужно?
    Александра, Новосибирск12.03.2012 7:32 #
    Очень правильная статья,нет ничего лучше личного примера,но примера то и нет,вот и сомнения в самой вере и страшно ,если честно, детей отдавать на воспитание батюшкам,думаешь лучше дома учить хорошему,т к ведь батюшки настаивают,чтобы им подчинялся во всем,даже,если имеешь свое ,отличное мнение-все несмиренная,тогда лучше пусть изучают светский этикет.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru