rss
    Версия для печати

    Москва, Киев и иже с ними

    Колонка священника Андрея Дудченко «Ижевск и иже с ними» активно обсуждалась, в том числе в блогах. Сегодня мы предлагаем вам статью публициста Андрея Рогозянского, написанную как отклик на эту публикацию, и приглашаем наших читателей и авторов к дальнейшей дискуссии.

    Малышу исполнилось три месяца, когда впереди замаячил страшный диагноз: ДЦП - месяцы и годы постоянной борьбы с болезнью. В воскресный день в храме ко мне обратилась женщина с вопросом, не согласимся ли мы принять в дар святыню, которая помогла многим. Я согласился. Названной святыней оказалась маленькая репродукция иконы Божией Матери «Избавительница от бед» с ксерокопией акафиста и стандартным пластиковым пузырьком, наполненным маслом. Икона явилась в 1917 г. в окрестностях села Ташла, близ Самары. Она находится в местной церкви и, по-видимому, широко почитается, хотя менее известна в прочих концах России. N. исцелилась от весьма серьёзной болезни, окунувшись в источник на месте явления. Приехав обратно в свой город, она раздала иконочки и масло знакомым, таким же нуждающимся. Помощь от чудотворного образа Божией Матери и здесь не замедлила. Из Ташлы передали ещё, исцеления не прекращались. Ни много, ни мало, несколько десятков случаев. N. говорит обо всём совершенно спокойно. Для неё это – жизнь и вполне себе привычное событие: «Пока только один случай, когда исцеления не было». В числе счастливцев прихожане нашей церкви. Немного погодя припоминаю: да, вот тот юноша передвигался прежде с костылями, теперь он ходит свободно.

    А дальше дела и хлопоты закружили, молитва не шла… Собрать внимание и мысли, прорваться через холодность, помолиться акафистом никак не удавалось. Подаренный образок занял место в домашнем красном углу, изредка вспоминали про маслице. Словом, наш случай в статистике N. оказался вторым... Но всё равно удивительно и радостно. Наше время с такой силой располагает к разного рода отвлечённостям! Можно век прожить и ничего не узнать о провиденциальной стороне жизни Церкви. И даже быть уверенным, что чудеса – это выдумки и плод экзальтации невежественных людей. А для кого-то, кто прост и усерден в своей вере, чудо рядом и приходит почти по расписанию.

    М. несколько десятков лет работала акушеркой. Она вне политики и движений, подробно пересказывает мне свою жизнь и, между прочим неожиданно говорит о почитании Григория Распутина. В акушерской практике всегда велика опасность кровотечений, и молитвы к «угоднику Божию, мученику Григорию», по её словам, множество раз останавливали кровь в тяжёлых ситуациях. Сижу рядом, молчу, перевариваю… Мне по моей книжности и ведению мнений о «старце Григории» трудно одобрить или, по меньшей мере, не возразить ничего против подобного почитания. Но М. - вот она, рядом… В её рассказе и облике русской женщины нет ничего, что заставило бы меня сопротивляться и не доверять. Пожалуй, я воздержусь и не стану выносить строгих суждений. Свидетельство М. останется для меня пока странным, невмещаемым фактом, одним из большого числа явлений и фактов в Церкви, которые плохо укладываются в линию или схему. Церковь большая, я – маленький. Разве можно надеяться в Богочеловеческом организме всё исследовать и пощупать руками? Не стану спешить с лекциями о суевериях и опасности ереси царебожничества. И профессора Кураева в доказательство М. приводить не буду. В отличие от «мученика Григория», ей не понять, кто это.

    С К. мы познакомились, когда я гостил у одного сельского священника в Новгородской области. Привычная до работы, она помогала многодетной батюшкиной семье и вела кое-какие приходские дела. Прежде К. жила служкой у одной новгородской блаженной, умершей не так давно, в 1990-е годы. Время, проведённое рядом со святостью, – парадоксальным, не всегда внятным, временами эксцентричным и детским юродством Христа ради – в корне изменило расположение души и взгляды. Мир и его правила словно бы развоплотились. Присутствие Божие и проявления благодати стали, напротив, необходимой и постоянной частью бытия. Заметно, как М. волнуется, словно бы не находя себе места. Очутившись среди нас, людей куда более приземлённых по складу и умствующих, М. алчет и жаждет, не будучи в силах напитать своего «мистического реализма».

    Мне становится интересно, и я хочу присмотреться к К. подробней. Вокруг блаженной, рассказывает она, существовало как бы искривление пространства, и все ощущали это. Иконографичная, знакомая по житийному канону картинка… Наверняка кто-нибудь скажет, что «Жития святых» Дмитрия Ростовского перенасыщены сверхъестественным и отражают видение средневекового, непросвещённого человека. Тогда вот вам картинка в духе Тарковского, Кустурицы и Занусси, с элементами, в некоторой степени, даже постмодернового перформанса. Когда самые незначительные события и знаки неожиданно получают значительность. А сюрреализма добавляют различные странности быта и животные, проявляющие признаки большего разума. За общей трапезой куры разгуливают по столу и бодро клюют из тарелок. С козами и кошками паломники спят на полу, вповалку. «Я у курицы в гостях», -  говорит матушка. Не стоит объяснять, чем отличается это от наших беспомощных нотаций и «богословий», любых, включая самые модные новые. Денёк-другой в подобном «перформансе», неожиданное прозрение из уст блаженной, и человек начинает видеть, сколь узки его представления о действительности, ограничена и скучна пресловутая «адекватность». Душа желает большего – начать жить заново, меняться, искать покаяния и смысла. Подобным образом и К., придя сюда, испытала потрясение, переворот и… не смогла никуда уйти.

    Двадцать с небольшим лет я в Церкви. Это немного по сравнению с другими людьми, но я и сам ещё довольно молодой человек. Бывало всякое и «правдой, как есть» не удивишь. Раз или два Бог подходил близко, в остальное время, живёшь, как обычно, как получается: общение, хлопоты, деятельность, направляемые рассудком… Но сознание Церкви как территории неизведанного, обстоятельств, в которых не всегда всё объяснимо и предрешено, остаётся. Может быть, в этом причина сегодняшних разногласий и споров? Церковная жизнь представляется нам строительной площадкой, по которой деловито прохаживается человек-прораб и кузнец своего счастья. Воззрение на традицию и стихию народной веры – это горделивый взгляд колонизатора, естествоиспытателя, занятого их укрощением. Помните эти лозунги из нашего недавнего прошлого: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача»?

    Взять, чтобы прирастить, чтобы замостить, выстроить в ряд, добиться очередного подъёма производительности. Больше, выше, массивней! Тонны, километры, киловатты, человеко-часы... Проекты, отчёты, этапы, методики, охват аудитории, процент обращённых… Признаться, мы часто ничего уже не помним за этим. Прощание с Матёрой становится символом, притчей на сей раз о церковных корнях и преемственности, которые уходят под воду, затопляются ради новых концептов, исполнения планов, сооружения массивных миссионерских запруд.

    Как у Стругацких, Город, Управление неисправимо антагонистичны. Они напирают на Лес, тратят все силы на Одержание. В этом их пафос и их проклятье, одновременно. Мало-помалу Церковь оказывается даже не Церковью Городов, а Церковью Столиц – единственно актуальных и существующих, пупа земли, абсолютного творения колонизаторского гения. Москва, Киев и иже с ними на правах телевизионной и политической Мекки задают ось остальному, отделённому от них частоколом разметки кольцевой автомагистрали. Их триумфаторство неоспоримо, просветительство надменно, их снисходительность – хлёсткий бич, возвращающий разум тому, кто посмел усомниться в своей ограниченности.

    Улитка ползёт по склону... Строительная площадка охвачена спорами. Кузнецы и прорабы, идеологи и начальствующие решают, как перестроить и усовершенствовать Церковь, как спасти мировое христианство от упадка, устранить пресловутые «проблемы церковной жизни». Действовать хочет каждый, немедленно и по-своему. Энергичные жесты на официальном уровне отзываются не вполне предсказуемыми последствиями. «Ижевский демарш» и споры про церковную политику – это только один из примеров. День ото дня состязание деятельностных стратегий становится всё острее. Настаивать, добиваться, оказывать влияние, играть роль… Мы словно не замечаем, что Церковь есть Великое Лоно, и мы сами вместе со своей площадкой, маленькой, как бы игровой, детской, прикреплены где-то глубоко внутри. Сознание вселенской органики образует сердцевину новозаветного опыта Тела Христова, Σώμα του Χριστού, Corpus Christi, и претворяет людей самого разного склада в единоутробных братьев. Но мы увлечены поисками своего и рассылаем по миру сотни разноречивых сигналов. И всё оттого, что вообразили себя распорядителями и глашатаями Церкви, которая вовсе не требует нашей настойчивости и наших усовершенствований, а по-матерински объемлет и питает нас всех.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, Кашира17.11.2011 15:32 #
    \И всё оттого, что вообразили себя распорядителями и глашатаями Церкви, которая вовсе не требует нашей настойчивости и наших усовершенствований, а по-матерински объемлет и питает нас всех.\ Перейдя от рассказа к проповеди, автор тем самым напомнил об апостольском послании. 1Кор.:. Но каждому дается проявление Духа на пользу. 1Кор.:. Одному дается Духом (δια του πνεύματος) слово мудрости. 1Кор.:. Другому слово знания, тем же Духом. Какое имели многие из верующих, сами имевшие знание, но других научить не могшие. Ибо мудрость (σοφία) учит, будучи некоторой ясностью (σαφεία), так как она обнаруживает и сокровенное. Везде упоминает об одном и том же Духе, чтобы утешить (как много раз говорено) того, кто получил меньше. Феофилакт Болгарский 1Кор.:. Иному вера, тем же Духом. Вера не в догматы, но чудодейственная, которая и горы переставляет (Мф.7:20). Феофилакт Болгарский 1Кор.:. Иному дары исцелений, тем же Духом. 1Кор.:. Иному чудотворения. 1Кор.:. Иному пророчество, иному различение духов. 1Кор.:. Иному разные языки, иному истолкование языков. 1Кор.:. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. ------------------------------------------ Желаю продолжить и тем самым привлечь ваше внимание к насущным проблемам (на мой взгляд), которые излагаю ниже. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. (1 Кор.8,2-3) Смысл и роль традиции или духовная ситуация времени. Эпоха «постсовременности» требует осмысления и определения задач, как для философии и науки, так и для богословия, что собственно в своем единстве является основополагающим институтом культуры. Иначе сказать, изменения культурной среды философии и науки в свободном мире привело к дисгармонии и соответственно к столкновению светской мысли с верующим сознанием. Где первые две среды являются искушением для хранителей и приемников духовно – нравственных ценностей. Влияние антирелигиозной философии и научного атеизма на платформе дегуманизации, глобализации, нано технологий, плюрализма, это уже не маленький бесенок, а антихрист и это внутренний враг, а внешний, это секуляризация всей европейской культуры, включая редукционизм науки и тут уже замах дьявола, как факт. Связь науки, религии и философии, должна осуществляться не в синтезе, а в сущности общего мировоззренческого ощущения (на мой взгляд). Философии религиозной разумеется, под патронажем апологетического и нравственного богословия соответственно. Философия, которая есть служанка богословия, по словам Климента Александрийского, а также продолжает Климент, философия одобрена Богом, а разумное пользование ею целительно. Та философия, которая связывает поиск истины с догматами веры. Наука, исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир. Богословие, осмысляет религиозный опыт встречи с Творцом, Который является истоком богословия и Подателем живительной энергии всей тварной природе, где человек является венцом создания. В контексте нашего размышления вытекает вопрос о необходимости в единомыслии философии, науки и богословия и о значение философии, науки, богословия в православной традиции для современного образа мышления, да и жизни. Не может здравомыслящий ум не связать духовно - нравственные традиции прошлого с настоящим временем и не сохранить преемственность, даже просто в силу человеческой порядочности, а все критические «доводы» по данному вопросу можно смело назвать острой психической – ориентационной проблемой критикующего. Сейчас нашему соборному организму необходима, как воздух, умственно-нравственная элита, аристократия духа, для осознания действительности и принятие (внедрение) нравственных законов, как хлеб насущный, в сферы науки, философии, да и всего общества в целом. Духовно – нравственный свет, в первую очередь, должны возжечь священники, и свет этот должен освятить весь окружающий мир. Мирянам необходимо в свою очередь, неуклонно нести послушания духовников, так соборно обретем путь спасения для себя и заблудших овец. _____________________ "Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб сохранил духовно-нравственную силу нашего народа - Православную веру... Святитель Игнатий Брянчанинов, 1865 г. Только Россия с ее накопленным и сохранившим силу святоотеческим преданием (наследия) способна бросить вызов дьявольскому переустройству мира. Также рекомендую: Встреча с духовенством архимандрита Ефрема. Встреча с мирянами архимандрита Ефрема http://tv-soyuz.ru/programms/meetings Грешный и недостойный раб божий Александр.
    Брусиловский Александр, Киев14.04.2011 20:24 #
    Хорошо написано, но только в чем здесь полемика именно с о.Андреем ?
    И еще тонкость: мистика ради мистики может быть опасной... Сейчас каждая вторая икона мироточит, а лики Богородицы находятся и в кронах деревьев и на стенах... Не сюда ли бегут люди (чуда, чуда!) со всего света, не понимая что храм созидать следует в себе самом. Кто автор этих чудес (я затрудняюсь с ответом) ?
    Не должна ли вера должна быть трезвой, как трезвы были Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст...
    Будет и мистика, будет и тайна... через труд покаяния, конечно, да такие что "мало не покажется"...
    Но, придется отложить пока в сторону: маслице чудотворное, иконку исцеляющую, нового Григория... до тех пор пока ум, сможет поспеть за верящим всему чувством - чтобы хотя бы определить источник сих чудес и их предназначение... т.к. Бог не фокусник - Он - Разумен.
    Думать о стратегиях - тоже надобно, пока не скатились в пропасть языческого поклонения всему чудесному. Да и ижевские священники, не хотели, чтобы Церковь была вместилище всех - угрожая всяким нехорошим экуменистам, инн-истам и другим, кто не вписался в идеологию .
    Борьба идеологий ?
    Нет - желание трезвого осмысления и верной иерархии как внутри Церкви, так внутри верующего человека.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru