rss
    Версия для печати

    Об адекватности и «адекватах»

    В то время, как общество переживало за креативный класс и его моральный облик, в церковном сообществе темой №1 стали муки людей т.н. адекватного — расхожее слово! — образа мысли. Десяти лет не прошло, как возник и умножился этот подвижный, бойко-деловитый и уверенный в себе психологический тип.

    Идея о том, что православным пора почувствовать вкус к окружающей жизни, следить за изменениями, спорить о злободневном казалась перспективной. Сегодня этот передовой отряд переживает не лучшие времена. Сил и внимания «адекватов» хватает на обсуждение самых сложных и судьбоносных проблем, но, увы, всей адекватности не хватает — приблизиться к образам доброго пастыря, добросовестного сотрудника и хорошего семьянина. Как говаривал современный философ: «опасается переделать и ищет того, кто в простоте душевной сделает за него».

    Простотой душевной искупались многие недостатки, присущие церковному строю предыдущих лет. Да, это был медлительный, в чем-то наивный строй мысли и распорядок, позволявший однако существовать этике долга и служения. В сравнении с ними современная адекватность быстра и свободна. Единственное «но» — человек, распыленный по сторонам, с трудом несет бремя собственной буйной рефлексии.

    Допустим, что кого-то до глубины души возмутили фальсификации на думских и президентских выборах. Может быть, почему нет?! Но ведь, согласитесь, — убедительней и лучше, если бы обличителем неправды стал христианин и священнослужитель, известный своим усердием и честностью. Так, чтоб неправда в ближайшем жизненном круге, в повседневных делах и в себе лично искоренялась в первую очередь, принципиальность же в глобальных политических вопросах проявлялась как итог всего, с окончанием остальной работы. Нет, как на грех, исполнителем главной роли на оппозиционных подмостках становится «лицо в ТЖС» — трудной жизненной ситуации — разочарованное в пастырском и священнослужении, на пороге депрессии. Нередко бывает, что человек, желая как-нибудь скрасить, развеять отрицание и боль, с головой окунается во внешнее правдоискательство.

    Или, допустим, кто-нибудь с трудом переносит то, чему учат в Церкви. Ну и зачем тогда, скажите на милость, работать главредом церковного СМИ и передавать другим свою депрессивность: «все время учат, учат, так надоедает, что поучения мерещатся уже во всем — настоящая аллергия»? Служение вообще-то ко многому обязывает. Вы бы хотели, чтобы вас принимал доктор, разочаровавшийся в медицине?

    К сожалению, беспокойная, пестрая братия «адекватов», «новых православных» стала непременной принадлежностью церковной жизни столицы и митрополий. Свободно судящие обо всем, но почти ни к чему конкретно не прилежащие, не имеющие понятия о традиционных аскезе и дисциплине, они пользуются максимальными шансами заявить о себе в информационной сфере, создать ажиотаж, привлечь внимание, возбуждать скандалы. Заштатные священники, монахи без монастыря, вольница из числа блогеров, брутальные личности с нецензурной лексикой, эмансипе, не упускающие случая рассказать каждому, как развелись с мужем, чувствительные барышни, готовые на любую экстравагантность, включая демонстративный суицид — таков во многом референтный слой для современных властителей дум.

    Но депрессивность нельзя победить разговорами о депрессивности. Один носитель декадентского самоощущения, встречаясь с другим, лишь утверждается в том, что его болезнь — правильная и развивается «как и у всех». Значительно менее рефлективное и более собранное направление должно возобладать в церковном наставлении и проповеди. Давайте подумаем над тем, как ограничить дискуссионное поле, паноптикумы личных мнений, соревнования в оригинальности в пользу самоцензуры, преемственности святоотеческому учению, служения, долга, внутреннего роста христианина.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    надежда, москва22.01.2013 19:55 #
    ""Давайте подумаем над тем, как ограничить дискуссионное поле, паноптикумы личных мнений, соревнования в оригинальности в пользу самоцензуры, преемственности святоотеческому учению, служения, долга, внутреннего роста христианина."" - вот с этого и начинали бы, с главной мысли. Хотите кому-то закрыть рот? И не кому-то ведь, а вполне конкретному священнику в запрете и вполне узнаваемому главреду церковного сми. Считаете, что кто-то не имеет понятия о "традиционных аскезе и дисциплине"? А почему Вы начали с них, а не с себя? У Вас все в порядке с аскезой, преемственностью святоотеческому учению, служением, долгом и внутренним ростом христианина? Вы, наверно, святой затворник-подвижник, не иначе. Одна проблема: святые никого не осуждали, кроме себя самих. А Вы вымазали черной краской всех, а сами "весь в белом".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru