Tweet |
Среди озвученных ижевскими священниками проблем – много вполне реальных, которых не решить административными прещениями, но основной акцент выступления сделан на фантомах. И причина тому – отсутствие системной работы по церковному просвещению.
С большим интересом я посмотрел видеообращение ижевских клириков, прекративших поминать Патриарха Кирилла и отправленных епархиальной властью за штат с запретом. С интересом – не потому, что разделяю основной пафос их выступления или считаю приемлемыми их метод протеста, но поскольку хотелось понять: что движет этими людьми, не один год уже прослужившими в священном сане?
Один из выступавших, протоиерей Михаил Карпеев, накануне публикации видеообращения писал на своей страничке в Фейсбуке: «Помолитесь за меня грешного. Завтра у меня очень ответственный день». В самом обращении отец Михаил сказал, что, по его мнению, уже пройдена «точка невозврата», и дальше нельзя молчать и ничего не делать. Неужели священники, прекратившие поминать своего Патриарха, рассчитывали на что-то иное, чем запрет в служении? Нет, они ведь в здравом уме. Их лица ясные, слова произносят без надрыва и кликушества. Значит, их совесть толкнула их на такой шаг. Вопрос: в чем причина того, что их убеждения именно таковы?
В обращении странная смесь реальных и мнимых проблем. Причем на первое место поставлены именно проблемы надуманные, нечто вроде «страшилок», которыми в изобилии питается наш церковный и околоцерковный народ. Борьба с ветряными мельницами «ереси последнего времени – экуменизма», «убедительная просьба» к Патриарху вывести РПЦ из Всемирного совета церквей, прекращение богословского диалога с Католической Церковью, «погрязшей в ереси», призыв к защите «святой памяти Святых Царственных Мучеников от той наглой лжи, которая в той или иной степени распространяется в нашей стране и в целом мире», неприятие «Универсальной электронной карты». И поэтому ситуация в Ижевске – это продолжение старой проблемы епископа Диомида, все та же «диомидовщина».
Но среди озвученных ижевскими клириками (теперь уже бывшими, к сожалению) проблем есть и проблемы реальные, не надуманные, и требующие всестороннего обсуждения и взвешенного, но последовательного решения. Это и заигрывание представителей Церкви с «толстосумами» и властью, и инфляция церковных наград, и гомосексуализм, и социальное расслоение духовенства, когда многие сельские священники живут просто на грани нищеты. Вряд ли кто-то не согласится со следующими словами: «Народ нуждается в живой проповеди. Но нам не нужны пастыри-каратисты, пастыри-футболисты, пастыри-штангисты, пастыри-артисты, пастыри рок-певцы, пастыри-банкиры. А нам жизненно необходимы пастыри, душу свою полагающие за овцы, свидетельствующие о Христе не только своим словом, но и жизнью».
Но все эти реальные проблемы, о которых можно говорить много или очень много, оказываются покрыты под спудом проблем-фантомов, призраков «экуменизма» и кодобоязни. О настоящих проблемах священство и народ церковный на самом деле говорят, но только не открыто и публично, а на кухнях или в пономарках, как в Советском Союзе говорили об идеологии «светлого будущего» и не совсем светлых реалиях жизни. Об этом в «Русском репортере» написал Соколов-Митрич, и это чистая правда. Однако вместо решения проблем у нас предпочитают избавляться от тех, кто слишком громко и чересчур решительно их озвучивает.
Настроения и убеждения, ставшие основным пафосом выступления как бывшего епископа Диомида, так и ижевских священников, массово распространяются в Церкви уже как минимум 20 лет. Ложатся на благодатную почву невежества и жажды слышания чего-то духовного и вместе с тем ясного и понятного. Как только в Союзе появилась свобода церковной печати, сразу же идеи борьбы с «кодами», «чипами», «экуменизмом» стали массово распространяться в газетах, брошюрах, листовках. Это нарастало как лавина. Со стороны же Церкви за все эти годы не велось никакой заметной системной работы по противодействию подобным идеям. Нам давно нужна проповедь здравой церковности. Но пока мы об этом мечтаем, восхищаясь отдельными священниками, не боящимися говорить открыто о некоторых реальных проблемах Церкви, идеи борцов с ветряными мельницами продолжают будоражить народ. Спрос на это не утихает. Самое популярное православное издание в Украине – днепропетровский журнал «Спасите наши души» – издается тиражом почти 30 тысяч экземпляров. Для сравнения: официальный печатный орган УПЦ – «Церковная православная газета», для распространения которой редакция старается задействовать церковный админресурс, выходит тиражом всего 20 тыс. Журнал «Спасите наши души», где регулярно печатаются страшилки (стандартный набор: против ИНН, глобализации, прививок, ювенальной юстиции, экуменизма), выходит по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. На страницах издания широко рекламируются материалы газеты «Мир», которую издает та же редакция. «Страшилки» здесь еще покруче, чем в самом журнале. И все это расходится массово, без особой рекламы и без привлечения админресурса: есть спрос среди народа!
Какое же мировоззрение будет у людей, массово читающих подобную литературу? И что делать им потом со своей совестью, воспитанной на таких вещах? Ситуация в Ижевске – совершенно ясная с этой точки зрения. Священники не смогли идти против своей совести. Но почему ничто не противопоставлено убеждениям, кроме административных прещений?
Проблема «диомидовщины» напоминает айсберг. Ледяная глыба растет внизу, над водой выступает лишь незначительная ее часть. Стал эти идеи открыто проповедовать епископ Диомид – его лишили сана. Но отрубив верхушку айсберга, от него не избавишься. Он продолжает расти. Выступили три священника в Ижевске – избавились и от них. Но проблема остается. Кто будет следующий?
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Вы уж простите меня великодушно, но Вы должны были найти другой способ донести свои мысли до Патриарха, а не выплескивать содержимое такого характера на просторы Интернета и не будоражить свою паству.
Посмотрите что началось в Интернете: во истину пляски бесов. Вы этого хотели…??? Тогда непонятно, на чьей Вы стороне.
Жалко граждан, которые после данного события усомнятся в чистоте нашей Церкви, что отдалит их приход под ее крыло.
Пока я говорю о наших с Вами целях.
«Иные способы» Боженька, конечно, может послать, но я почему-то думаю, что он будет не против, если мы приложим все усилия к возрождению Православия в нашей стране, не ожидая, когда на нас салятся «иные способы».
Спектр велик и, увы, неутешителен.
Татьяне. Детский дом про который Вы говорите был под опекой известного Прихода. Но это не значит, что священники, окормлявшие этот детдом, виноваты.
Надежде.Патриарх есть первый епископ нашей Церкви и должен нас ограждать от того безобразия о котором написано в нашем письме. Он наш патриарх, мы его священники. Мы исполняем присягу, которую давали при рукоположении.
Если бы мы думали, что наш патриарх ничего не понимает, то и не обращались бы к нему. Но современная ситуация в Церкви настолько безобразна, что молчать дальше нельзя. Показуха не есть отражение реального состояния Церкви.
Вы о чьих целях говорите? Если о цели пришествия в мир Спасителя, то Он пришел, дабы "всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Такова же и цель Церкви - единой, святой, соборной и апостольской. А уж какими путями будет достигнута эта цель - Господу виднее. Может быть, через возрождение Православия, через духовное возрождение страны, а может - иными способами, при иных условиях. Тысячи и десятки тысяч новомучеников были явлены отнюдь не в тихие и благополучные годы.
Батюшкам следовало свои силы потратить не на борьбу «с мнимыми врагами», а на то к чему они призваны. Пользы было бы больше.
Бесы, наверное, сейчас сидят и посмеиваются, как мы нашего Патриарха мутозим.
Чем дольше мутозим и собираем всякую ересь, облекая ее высокопарными словами (грамотные все стали), тем дольше нам в стране духовного возрождения не видать!
Господи, дай здоровья и сил нашему Патриарху!!! И нам православным христианам тоже.
Дождемся ли мы торжества Православия в нашей стране?!
А до той поры будем нищими все, если будем….
Это очень красноречиво. И впрямь, нам всего лишь интересно... И ничего больше.
Хотя с точки зрения официальной нашей церковности эти клирики отделяют себя от Церкви и по логике губят свои души.
Но... мы же в это не верим. И потому пишем: "С интересом прочитал..."
Вот в самом деле вопрос: верим ли мы в то, что эти три ижевских клирика и впрямь этим обращением погубили свои души?
Я - нет, не верю.
В частности о помощи сельским священникам, сегодня просто необходима каждому городскому храму, взять под опеку сельский храм, только в Москве их более 1000. а значит, будет помощь 1000 сельским храмам. Приходы будут общаться между собой и не оставят в беде своих братьев и сестер во Христе, а тем более священников. Это всё можно организовать уже сегодня.
То, что, касается гомосексуализма и т.д. искоренять беспощадно с отлучением от служения и уголовным преследованием.
Внешняя деятельность церкви должна быть чётко регламентирована и такие понятие как заигрывание с католиками вообще не принимаются.
А наши священники из Ижевска пусть лучше расскажут, чем они помогли детям сиротам из детского дома, где произошло массовое вскрытие вен у подростков и не отлучать их за Обращение, а дать оценку их работы.