Tweet |
Не боялся повториться, показаться голым, излишне гениальным и откровенным. Андрею Тарковскому в этом году исполнилось бы 75.
Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Эти строки написаны отцом Андрея поэтом Арсением Тарковским. Стихотворение называется «Жизнь, жизнь». Он их читает в фильме, который снял его сын и к которому долго не могли придумать название.Андрей Арсеньевич Тарковский писал: «В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».
Этот фильм во многом автобиографичен. Но, возможно, не теми внешними событиями жизни, которые образуют ее сюжет, а теми внутренними переживаниями, что тайно хранятся в кармашке памяти каждого из нас.
Белый, белый день
Рабочее название этой киноленты - «Белый, белый день». По заглавной строчке стихотворения Арсения Тарковского:
Камень лежит у жасмина.
Под этим камнем клад.
Отец стоит на дорожке.
Белый-белый день...
...Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
Вернуться в детство действительно нельзя. Оно в нашей памяти. Можно вспоминать о нем, перелистывать старые альбомы, книжки, разговаривать с людьми из прошлого. Кажется, что режиссер, точнее, герой фильма «Зеркало» постоянно вспоминает и даже додумывает за своих героев какие-то события, мимолетные желания.
Жизнь Алексея сложилась как-то нелегко, а судьбы близких ему женщин похожи друг на друга. Отец Алексея ушел из семьи еще до войны, в 1935 году. Сам Алексей оставил жену Наталью с сыном Игнатом. Иногда сложно разобрать, кто есть кто. Мать Алексея или его жена. Недаром их играет одна актриса. Любимая актриса Тарковского Маргарита Терехова. Зритель не видит главного героя в кадре. Это и понято, ведь человек не видит себя в жизни со стороны, воспринимает только свое отражение в зеркале, а о себе узнает из отношений других и происходящих событий. Зритель видит героя, лишь когда тот был маленьким мальчиком. Зато на протяжении всего фильма мы слышим его голос. Вот он рассуждает о том, что жена его Наталья чем-то очень напоминает его мать. Чем же? До этого в телефонном разговоре с матерью он просит ее напомнить, в каком году от них ушел отец, и почему-то просит прощения у нее. Он чувствует, что что-то должен и не сделал, что он какой-то не такой. Возможно, то же испытывает и по отношению к своей жене, которая, видно, все еще любит Алексея, хотя и постоянно задает себе вопрос: «А может, выйти замуж?»
Женщины и дети
Режиссер «Зеркала» вместе с оператором выбирает смелые крупные планы. Лица женщин мы видим четко и ясно. А еще тут есть дети. Маленькие Игнат и его отец Алексей. Интересно, что основные перемещения в фильме совершают именно дети и женщины. Мужчины где-то не здесь. Возможно, их отражения видны в зеркале войны. Ведь эту тему режиссер тоже не обходит стороной. Она бок о бок с детством. Вот перед нами мальчики учатся стрелять, у одного из них не получается, на команду наставника «кругом» он отвечает, что в русском языке «кругом» означает поворот на 360 градусов. «Каких градусов?» - переспрашивает командир. А через минуту уже испуганно лежит на земле в руках с гранатой, по ошибке принятой за настоящую. Спустя пару кадров тот же самый мальчик стоит на горе у дерева, на голову к нему садится маленькая птичка. Кругом война, и эта маленькая птичка. Показывает ли она, что будет мир? Или это символ человеческой души? Ведь в конце ленты этот самый мальчик умирает, взрослой мужской рукой берет птицу и выпускает на волю. Освобождается от души? От сомнений и чувства вины?
Цвет - источник настроений
«Зеркало» - это постоянное сопоставление одного с другим. Войны и детства, страха и смелости, юности и старости. Моменты личностных переживаний героя автор картины показывает в цвете. Мы становимся свидетелями разногласий Алексея с его женой. Здесь будто с нами беседует Наталья, обращаясь на самом деле к своему мужу. Общение матери и ребенка тоже снято на цветную кинопленку. А вот работа подсознания и вся символьная система фильма черно-белая. Женщина моет голову в тазу, как гадалка, прорицательница, сверху льется дождь, предвестник грядущих несчастий. Или сон героини, проведенный в невесомости, когда чуть слышно ее трогает за руку бывший муж, - нереализованные желания, забытые мечты? Это чуть ли не единственный раз, когда герой появляется в фильме. Его роль исполняет Олег Янковский. Все исторические события, среди которых разворачивается жизнь героев, показаны документально, бесцветно, как кадры фильма, события, уже на века оставшиеся в истории. Это тоже особый подход Тарковского. Перед нами хроника, налагающаяся на жизнь героев, в чем-то диктующая изломы их судьбы. Непрерывная. Потому что историю нельзя остановить или повернуть вспять.
Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Дети - проводники
«Как будто это было уже со мной один раз. Тоже деньги собирал», - говорит мальчик матери, сидя с ней на полу, подбирая оброненные монетки. Иногда такое ощущение, что да, это все с нами уже было раньше или с нашими родителями, откуда мы вынесли это ощущение, или история так с нами играет. В незнакомом, но будто бы родном доме мальчик читает письмо Пушкина к Чаадаеву о русской судьбе и монголо-татарском иго. Мальчик научился читать и слышать. В начале фильма был эпизод о совершенно другом мальчике Юре, который без запинки не мог произнести свое имя и фамилию. Врач вылечила его от этого недуга, и он смог говорить нормально. Он преодолел болезнь, он может говорить. Это одна из тем Тарковского, которая разрабатывается в его творчестве и дальше. Например, в фильме «Жертвоприношение» говорится о том, что вначале было Слово, но мальчик не мог говорить, у него болело горло, а в конце смог. Что мы должны преодолеть. Это еще одно отражение.
Дом
Взаимоотношения близких людей подвергаются эмоциональному анализу режиссера. О несчастливой судьбе женщин мы уже упоминали. Фрейдисты бы сказали, что это своего рода Эдипов комплекс. Когда сын боится и любит мать одновременно, тяготится чувством вины, бежит ее, а потом выбирает себе жену, похожую на мать. Сначала Алексей и говорит, что так и есть. Но в конце фильма спорит с Натальей о том, что ничем она на мать не похожа, хотя сам так не думает. Это сходство в судьбах двух женщин очевидно. Образ Алексея здесь является соединительным. Он одновременно и муж, и отец, и сын. А зритель видит, что в близких нет близости. И тем не менее семья и дом, по мнению автора картины, - фундамент жизни. Пространство всего фильма заключено в нескольких местах: в добротном деревянном доме, где некогда родился Алексей и прошло его детство, квартира, где он жил с женой, и природа, поле, которое в унисон настроению фильма поет свои песни. То пойдет дождь, то ветви деревьев зашевелятся от ветра или от внутренних тягот героев.
Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Память лет
Фильм скроен из разноцветных эпизодов и ситуаций, которые, будто кусочки разбитого зеркала, отражаются друг в друге. Что такое зеркало, по сути? Предмет, с помощью которого мы видим себя. Ведь на самом деле мы не видим себя со стороны. А все, что происходит вокруг, - это отражение наших мыслей, чувств, действий в зеркалах других людей. На всех этих отражениях-соединениях строится жизнь. Можно сказать, что фильм - это разбившиеся осколки зеркала, отражающие взгляд разных людей на судьбы одного человека, на их совместную судьбу, на судьбу страны.
Здесь пошатнулось время и пространство. 1937 год. Мать Алексея работает в типографии, вспомнила вдруг, что допустила ошибку в тексте, и мчится на работу, до нитки промокнув под дождем, она бросается к текстам. Оказывается, все в порядке, ошибки нет, а вся редакция уже на ушах. И где-то за спиной мелькает портрет улыбающегося Сталина. Через много лет в обветшалой квартире Алексея будет висеть календарь с изображением иконы Андрея Рублева.
Тарковский любит использовать эти говорящие полунамеки. Неравнодушен он и к живописи Возрождения. Мальчик листает книгу с репродукциями Леонардо да Винчи, Питера Брейгеля. Что видит в них ребенок? Они завораживают и говорят о творчестве и времени. Внимательно он всматривается в, казалось бы, бестрепетные лица мадонн, но в них мы видим материнскую кротость, воспринятую глазами мальчика. В «Жертвоприношении» на стенах дома тоже висят произведения творцов Возрождения, переосмысливающих христианские ценности. Тарковский движется дальше по коридорам памяти.
Вот мама с мальчиком спасаются от войны в деревне. По грязи идут в чужой дом обменивать сережки на провиант. Встречает их здоровая, счастливая женщина, которая ждет мужа с работы, растит маленького улыбающегося сына и носит под сердцем второго. Она просит зарубить петуха свою гостью, которая никогда этого раньше не делала. Та не хочет, противится, но, чтобы не заставлять это делать сына, берет в руки топор. Пронзительный крик. Она берет сына за руку, они убегают. Мать не может перебороть себя и сесть за один стол с этой женщиной. Да и мальчику здесь не нравится. Он все время молчит и смотрит в зеркало на свое отражение. Как будто пытается найти ответ на вопрос: зачем я здесь и что меня ждет?
Во всем фильме отчетливо чувствуется рок и неизбежность, хотя режиссер не лишает нас надежды. В самом начале Маргарита Терехова и Солоницын, который тоже был одним из любимых актеров Тарковского. Она сидит на заборе и ждет отца или мужа, а он ищет какую-то деревню. Они разговаривают. Происходит случайная встреча, случайная шутка, случайный взаимный смех... Но пути расходятся. Она еще смотрит вслед, и он стоит, не уходит. И поднимается ветер, трава шелестит, как будто природа им что-то хочет сказать. Но нет. Пути разошлись. Наверное, это тоже чье-то отражение. Чей-то вымысел, который мог бы...
Продолжение следует...
Фотографии с сайта http://www.ilovecinema.ru
Tweet |
Вставить в блог
Зеркала Тарковских28 декабря 2007
|
Поддержите нас!