rss
    Версия для печати

    Жертвоприношение

    Это последний фильм Андрея Тарковского. Во время написания сценария фильма он уже знал, что неизлечимо болен и что, скорее всего, больше не увидит Россию. В письмах и воспоминаниях Тарковский называл «Жертвоприношение» самым значительным своим произведением.
    Съемки проходили в Швеции, и, видно, скупая на яркость природа этой страны гораздо роднее автору, чем пейзажи Италии, например.

    Этот фильм - сложный пазл, он вобрал в себя множество деталей-мыслей Тарковского. Его основа - символика, знакомая только автору, это все его размышления, пронесенные сквозь жизнь. Несмотря на то что кино сделано по каким-то иным, незнакомым на тот момент зрителю и критике канонам, фильм понятен любому русскому человеку. Это не намеренно европейская сложность, а русская глубина. «Поклонение Волхвов» Леонардо да Винчи, иконы прп. Андрея Рублева, библейские притчи, Бах...

    «Жертвоприношение» - фильм о человеке. Представим известную работу Леонардо да Винчи, которая теперь на всех тетрадях по биологии. Человек, раскинувший руки и ноги, вписан в центр окружности, разделен на множество частей. Представим, что каждой своей частью он будто нитью связан с миром. Таков человек у Тарковского.

    «Вначале было Слово. А почему, папа?» - спрашивает мальчик у своего отца в самом конце киноленты

    Александер, в прошлом актер театра (играл и князя Мышкина Достоевского и Ричарда III Шекспира), недавно узнал, что смертельно болен. А сегодня у него день рождения. Он получает поздравления, но как-то безрадостно, в последний раз. Он думает о своем маленьком сыне. Мальчик не может говорить, у него болит горло. Александер верит, что сын выздоровеет и заговорит. Мотив молчания есть и в других работах Тарковского, и параллельно с этим на ум приходит фраза Священного Писания о том, что заговорят немые и прозреют слепые... Александер говорит много и спешно вкладывает в душу сына те истины, которые не дают покоя ему самому.

    Они прогуливаются по лесу. Александер рассказывает сыну одну восточную притчу о том, что один монах посадил засохшее дерево в землю, потом начал его поливать и делал это постоянно. И вот произошло чудо, и однажды дерево зацвело. Александер и малыш тоже начинают поливать погибшую сосну. Это становится их общей верой, Александер убежден, что «человеку нужен свет».

    А если свет выключить?

    «Жертвоприношение» - фильм о катастрофе. Мира и человечества. Во время той же прогулки, где слышится притча о дереве, режиссер ставит небольшую сценку-предзнаменование. Мальчик прячется от отца в лесу, а потом незаметно прыгает на старика. Тот инстинктивно отмахивается, малыш падает, у него носом идет кровь, он по-волчьи смотрит вокруг.

    И вдруг перед зрителем черно-белый разрушенный город, развороченные тела, бегущие люди с флагами, война.

    Почему кто-то вдруг гасит тот самый свет, который так нужен человеку? По радио объявляют о возможном конце света. И все замирает и засыпает. И уже мы видим дом Александера. Если до этого здесь гостила жизнь, то теперь ей на смену приходит что-то другое, непонятное, склизкое, неясное. Мальчик засыпает, женщинам делают укол снотворного, они спят, прислуга тоже идет спать, даже Александер поднимается к себе в комнату. После молитвы он засыпает. Сон - борьба, сменяющиеся образы, осколки сознания. То, что происходит с Александером дальше, - сон или реальность? Все слилось, все повторяется, шаги становятся тяжелее и значимее.

    «Чего нам ждать?» - самый главный вопрос для заснувших. Если до этого у каждого была какая-то цель (Александер - сын, его жена Аделаида - красота и друг Александера, дочь Марта - молодость и будущность, друг Александера - поездка в Австралию, почтальон Отто - поиск необъяснимого, но неоспоримого в жизни), то теперь все это исчезает и обесценивается. Искать истинный ответ. Но где? Зависшее молчание.

    «Жертвоприношение» - молитва за человека.

    Александер впервые за многие годы обращается с молитвой к Богу. Он просит прощения и в то же время просит спасения для себя самого (мы помним, что он неизлечимо болен), просит спасти весь этот мир, жену, друзей, сына и тут же готов отказаться от них в пользу мира. Он на коленях молит и плачет. Он слаб. Но понимает и принимает свою слабость. Да, он боится конца, как и все остальные, он даже думал о самоубийстве...

    Кульминация - отказ от материальной составляющей его жизни. Здесь каждого из героев держит что-то свое: кого-то поездка в Австралию, молодость и надежды или красивый дом. А Александер жаждет избавиться от всех этих материальных ограничителей. И в конце, пусть и радикально, но избавляется. Он сжег свой дом, свой белый чистый и красивый дом. Казалось бы, эгоистичный и бессмысленный поступок, но, может быть, именно ради этого он и жил, чтобы показать всем фокус. У него остался сын. Который будто бы все понял. И после того как Александера увозят в сумасшедший дом, малыш совершенно спокоен и идет поливать дерево, следуя вере отца.

    «Жертвоприношение» - это поэтическое кино. В лучшем смысле этого слова. В режиме замедленной съемки зритель вместе с героями киноленты погружается в непонятный и немного опасный, болезненный мир «Жертвоприношения». Как всегда, у Тарковского приглушенный свет освещает предметы остывающего дня. День именно остывает, потому что не видно здесь рассвета. Каждая мысль героя оттеняется движением камеры и цветовыми сочетаниями. Это некое созвучие, звучание множества голосов в одной стремительной мелодии. Но далеко не легкой. Сам Тарковский не любил называть свои фильмы поэтическим кино, потому что считал, что это дань форме. А прежде нее, по его мнению, идея, которая задает тон всему и является единственным носителем истины.

    «Жертвоприношение» - это многоголосие и множество интерпретаций. «Фильм и делался специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному», - писал Тарковский. Но главное - это фильм о любви, о сомнении, отречении, добровольном даре окружающим. О любви - значит о жертве, единственном ее пути.

    Фотографии взяты с сайта www.ilovecinema.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Сергей, Харьков22.11.2008 23:15 #
    Почему-то сразу принимают будто Александер спас мир в реальности. Однако фильм построен так, что нарочно допускает трактовку, что герой уже был на грани помешательства (вследствие своих горячо переживаемых мыслей о заблудшести мира) и потому всё, что случилось от момента катастрофы и до его пробуждения, может рассматриваться как его бред. Но эта вот туманность, несомненно сознательно введенная режиссером, на самом деле вводит нас в главную мысль, главный посыл фильма: вынесение всего внешнего за скобки и прорыв к самой душе человека: всё, что происходит, - всегда происходит внутри нас и потому совершенно не важно, спасал ли Александер мир наяву или в собственном бреду, - в любом случае это история о спасении мира и своей души, через принесение жертвы. Мир может быть спасен только через внутреннее очищение человека - и вот режиссер показывает нам процесс этого очищения, абстрагируясь от внешних реалий, делая их не более чем декорациями.
    В этой недопонятности где реальность, а где сон/бред, есть еще одна матрешка: Тарковский иронизирует по поводу того, что ведь и вообще кино, актерство - это всегда не-реальность (и об этом в фильме есть несколько реплик). В это смысле получается, что "Жертвоприношение" это не-реальность (сон) в не-реальности (кино). Но от этого как раз делается явственней, прозрачней истинная сущность всякого подлинного произведения искусства – что оно всегда не о внешней реальности, но о нашей душе, о том, что с ней происходит. И что это и есть самое важное. И раз так, искусство вдруг оказывается реальнее реальности; оно напоминает нам, что наша душа реальнее всего прочего. Вот о чем "Жертвоприношение".
    Андрей, Москва10.03.2008 18:27 #
    Фильм интересен вот чем. Человек изменяет ситуацию, когда изменить что-либо уже поздно по всем земным и человеческим законам. Произошло НЕОБРАТИМОЕ. И главный герой, немощный и слабый, просто вот так берёт и всё, что произошло (а произошла самая что ни на есть реальная ядерная катастрофа - ракеты уже пущены в самые настоящие цели, испепеляются и гибнут самые настоящие города), отменяет. Когда мы молимся за нужды свои или чужие, мы даже не верим в такую возможность - изменить необратимое, уже произошедшее. Человек даже в молитве, увы, цепляется за здравый смысл, который подсказывает: случившегося страшного не изменить. Чудо, показанное Андреем Тарковским, конечно, призвано быть аналогом Библейских чудес. Абсолютно невозможное спасение приходит через падшую женщину. Всё здесь - против человеческой логики. И всё - о том, что для Бога ничего невозможного никогда не бывает. Жертвоприношение героя - его отказ от своего мира - в этом контексте абсолютно оправдано тем, что во время гибели большого Мира, человечества, он обещал Богу избавиться от мира своего. Избавиться добровольно. И чудо происходит: утром уже никто не помнит о произошедшей Катастрофе. Тема фильма - уникальна: вернуть то, чего уже нельзя вернуть. Тарковский знал, что это возможно. И возможно это только через отказ от всего, что является для тебя самой главной жизненной ценностью.
    Анна, Ташкент5.02.2008 22:49 #
    Мне думалось, что кульминация-сцена,где Александер приходит тайно к служанке,прося спасти мир,чувствуя ее колдовскую силу,взамен она прозрачно намекает,что за это он должен платить.И он платит,принося себя и свою душу в жертву темному и властному,чтобы спасти мир.Так,апостол Павел пишет о том,что готов жертвовать Царствием Небесным ,только бы мы спаслись(вольный пересказ).Странно,что об этой сцене у вас ни слова.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru