rss
    Версия для печати

    Министр культуры Александр Авдеев: С исчезновением памятников ушла часть души Саввы Ямщикова

    21 декабря в Государственном историческом музее состоялась презентация книги «Реставратор всея Руси», посвященной Савве Ямщикову. Участники проекта и родственники легендарного реставратора рассказали об этом издании и обсудили некоторые насущные проблемы охраны памятников в России.

    Савелий Васильевич Ямщиков скончался без малого 500 дней назад, но уже издана книга «Реставратор всея Руси», где собраны воспоминания близких и друзей. «Поспешность», с которой была подготовлена и выпущена книга ее составитель Гузель Агишева объясняет тем, что хотелось передать свежее, искреннее, правдивое впечатление о реставраторе.

    Гузель Агишева, Александр Авдеев,

    Александр Шкурко

    «Целый год прошёл, как Ямщикова нет с нами, но его место на культурном поле никто не занял, и, увы, ещё долго никто не займёт», - сказал ведущий веера, президент Российской секции Ассоциации европейских карнавальных городов Игорь Гаврюшкин.

    В начале встречи вспомнили основные вехи жизненного и творческого пути Савелия Васильевича. Именно он, 25-летний искусствовед, был приглашен Андреем Тарковским как консультант в фильм «Андрей Рублев». Для поколения «оттепели» с его именем связан возрожденный в 1970-х годах интерес к иконам. Он же открыл такой уникальный пласт русской живописи как провинциальный портрет XVII века – ключевым здесь стало имя Григория Островского. Ямщиков же открыл самобытного художника и мыслителя Ефима Честнякова. Последние года работы были посвящены это защите Пушкинского заповедника, борьбе за достойное проведение гоголевских торжеств, за сохранение памятников Пскова, где реставратор и похоронен.

    «Самое большое чувство, которое я испытываю в последнее время – это чувство благодарности», - сказал Савва Васильевич незадолго до смерти.

    Его дочь, Марфа Ямщикова, на встрече пояснила эти слова: «Главной ценностью в жизни, несмотря на работу, для него были люди. Людей он любил жадно, ненасытно. Наверное, он не принадлежал себе… И мне тоже. Он принадлежал каждому по кусочку. В том, что это так, я убедилась, когда появилась эта книга». Также она передала журналистам позицию отца относительно острого вопроса последних лет: возвращении или не возвращении Церкви некогда принадлежавшего ей имущества. «Его позиция такова: работники музеев, реставраторы в советское время сохранили достояние Церкви, и это давало единственную возможность для того, чтобы потом интерес к религиозной жизни был возобновлен. Отец всегда искал компромиссы: он не был безоговорочно за то, чтобы все оставлять в музеях или все передавать Церкви», - говорит Марфа Савельевна. Позиция Саввы Васильевича, как известно, иногда менялась, причем резко: например, в нашумевшей истории с рублевской «Троицей» он был сначала против временной передачи иконы в храм, а потом изменил свое мнение.

       Министр культуры РФ Александр Авдеев

    Вопросы охраны памятников были в центре выступления министра культуры Александра Авдеева, также принимавшего участие в презентации. «Всего зарегистрировано 92000 памятников, - говорит министр. Каждый год исчезает две – две с половиной тысячи». Причины этого различны: борьба за дорогую землю, строительство дорог, псевдо- и истинные катастрофы. Также министр обеспокоен тем, что «разрушается школа реставрации», и в этом ключе его беспокоит тенденция заменять в законах и в документах слово «реставрация» словом «реконструкция», что, по его мнению, далеко не синонимы.

    Работу Саввы Ямщикова по охране культурного наследия министр считает образцовой. «Он намного раньше общества понял значение гражданственности в новой России, - отмечает Авдеев. – Людей такой твердости сейчас не хватает, экстремистов, напротив, много». «Савва лучше, чем другие, понимал, на чем надо воспитывать патриотизм: патриотизм и патриота формирует культура». Министр считает, что дело Ямщикова не завершено, многие памятники под угрозой: «Самое главное – не предавать Савву, не искать компромиссы».

    Вопрос о том, как передать потомкам подлинный образ знаменитого реставратора крайне важен для составителей книги. «Прошло не так много времени, как мы его потеряли, и знаки стали меняться, образ лакироваться… Хотелось дать свежее впечатление», - делится составитель книги Гузель Агишева. «Портрет получился непарадный», - признается она. Но Агишева считает это скорее плюсом, ведь сам Ямщиков больше ценил именно непарадные портреты – вспомним того же Григория Островского. Вдова Ямщикова Валентина Ганибалова считает, что книга дает далеко не полное представление о ее супруге, более того, поскольку там собраны

     
                                             Гости презентции 

    воспоминания как близких, так и не очень близких людей, она предпочла бы, чтобы книга называлась «Савва – свой и чужой». Павел Пожигайло согласен с вдовой реставратора: должны быть написаны другие книги о Ямщикове, ведь «он был мыслитель гораздо более широкий, чем только в области реставрации».

    Среди авторов воспоминаний – танцовщик Владимир Васильев, хоккеист Вячеслав Старшинов, актёры Василий Ливанов, Николай Бурляев, Юрий Назаров, художники Сергей Алимов, Павел Аносов, Сергей Бархин, Владимир Маслов, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, журналисты Гузель Агишева, Владимир Мамонтов, Юрий Рост, Дмитрий Шеваров, писатели Игорь Золотусский, Валентин Курбатов, Альберт Лиханов, дипломаты Валентин Фалин, Михаил Демурин, телевизионщики Аркадий Мамонтов, Сергей Шумаков, Виктор Правдюк, Лев Николаев, прославленные искусствоведы, деятели науки и культуры. Книгу иллюстрируют более 200 редких фотографий из личного архива Саввы Ямщикова, многие из которых публикуются впервые.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru