Tweet |
Богоматерь Оранта. Конец 30-х - 40-е гг. XIв. Мозаика собора Св.Софии, Киев |
О большинстве икон Богоматери можно сказать, что Она изображена с Богомладенцем Иисусом Христом. Но верно ли это утверждение, если речь идет об образе «Знамение»?
В этой иконографии совмещаются две темы. Первая - Богоматерь Оранта. Владычица изображается фронтально в рост или по пояс с молитвенно поднятыми руками. Такой иконографический вариант передает идею предстательства Богородицы за весь людской род. Подобные изображения Богоматери встречаются уже в древнейших памятниках церковного искусства — росписях катакомб. Самый известный образ Оранты в древнерусском искусстве — мозаическое изображение Пресвятой Девы, расположенное в апсиде Софийского собора в Киеве. Вторая тема - образ Христа Эммануила. Господь изображается не как Богомладенец, но и не как средовек. Он изображается отроком или юношей. Такой образ в средневизантийский период, когда складывалась иконография «Знамение», понимался как изображение Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Предвечного Логоса, Бога Сына до Его воплощения.
Знамение" Новгородская икона Божией Матери. Середина XII в. Собор Св. Софии, Великий Новгород |
В определенном смысле такой иконографический тип находится на грани «порога изобразимости», поскольку Христа правомерно изображать таким, каким Его видели после воплощения. До Рождества Христова Бога Сына никто не мог видеть, следовательно, в этой иконографии отчасти присутствует попытка передать средствами иконописи то, что неизобразимо. Однако, в вехозаветные времена Бог Сын являлся пророкам в виде прообразов. Например, как тихий ветер Он явился пророку Илие (3 Цар.19.11-12), или в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью при исходе из Египта (Исх.13.21). В некоторых пророческих откровениях Он предстает в облике подобном человеческому, например, видение Ветхого денми пророку Даниилу (Дан.7.9). Но Он не являлся никому из пророков так, как Он изображается в типе «Эммануил».
Консульский диптих Анастасия. 517 г. |
Тем не менее, именно в иконе Богородицы «Знамение» использование изображения Христа Эммануила является допустимым и оправданным. Обоснование данной иконографической схемы находится в пророчестве Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис.7:14), цитируемом в Евангелии (Мф.1:23). Согласно толкованию автора подробного «Сказания об иконе Знамения» протоиерея Павла Тихомирова «такое изображение Богоматери есть не историческое, а символическое, потому что Пресвятая Дева представлена не держащею в объятиях Сына, а только проявляющею Его миру в лоне Своем». Можно констатировать, что уже в первые века существования иконографического типа «Знамение», то есть в XI-XII веках, он связывался с темой предзнаменования Воплощения Господа Иисуса Христа.
Христос Эммануил изображается на лоне (на груди) Богородицы как бы в некотором медальоне, круге, «клипеусе». Такой способ изображения появился в античном императорском искусстве. В медальонах помещался император и другие обличенные властью лица на консульских диптихах - резных створках, которые чиновник получал в ознаменование своего вступления в должность как знак своей легитимности. Изображение императора указывало на то, что, даже если император ни разу не бывал в той или иной провинции, именно он «не зримо» на расстоянии правит ею. Консул же исполняет волю своего владыки, управляет от его лица. В клипеусе также мог изображаться покровитель (патрон) какой-либо персоны.
Апостол Петр.VIв. Монастырь св.Екатерины на горе Синай. |
В христианском искусстве изображение Христа, Богородицы или святых в медальоне указывает на их таинственное, невидимое присутствие. Именно такие изображения можно видеть уже на самых первых иконах, например, на иконе апостола Петра из Синайского монастыря. В иконографии «Знамение» помещение образа Эммануила в медальон подтверждает Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа — догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Иконографический тип, именуемый на Руси «Знамение», возник достаточно поздно, лишь в XI веке. Безусловно, художники средневизантийского периода использовали при создании новой иконографии большой пласт накопившегося к этому времени иконографического материала. Существуют более ранние памятники, которые были, так сказать, ступенями, прототипами, на пути возникновения нового образа.
Богоматерь с Младенцем. Конец IV - начало V вв. (датировка Н.П.Кондакова). В катакомбах св. Агнии,Рим |
Фреска в катакомбах св. Агнии в Риме, представляет погрудный образ Богоматери Оранты, перед которой находится Младенец. Изображение помещено в люнете между двумя монограммами Христа. Но здесь представлен не образ Младенца, заключенный в медальон, а Он Сам, видимо, сидящий перед Матерью. Символический характер этого изображения не выражен так явно, как в иконографии «Знамение».
Во фресках VI-VII веков, находящихся в египетском монастыре Бауит встречается изображение Богоматери на троне и держащей в руках овальный медальон или щит с изображением восседающего на престоле Спасителя. Похожее изображение, датируемое VII веком, имеется в церкви Святой Марии Антиквы в Риме. Богоматерь стоящая и держащая в руках голубой овальный медальон с образом Эммануила представлена на миниатюре Сирийского Евангелия VII-VIII веков. Но во всех этих памятниках Богоматерь изображена не в позе Оранты, и то, что Она поддерживает руками медальон, придает композиции некоторый оттенок реализма.
От XI века изображения Богоматери в такой иконографии сохранились только на монетах и печатях. В монументальной живописи этот иконографический тип встречается в начале XII века: поясное изображение на фреске церкви Панагии Форбиотиссы в Асину (1105-1106 гг.), фигура в рост в конхе апсиды церкви Панагии Феотокос в Трикомо (обе церкви на острове Кипр).
Богоматерь "Знамение". XII в. Рельеф из церкви Санта-Мария Мастер Домини, Венеция. |
Возможно, иконография «Знамение» отражает традицию чудотворного образа константинопольской Влахернской церкви, который источал святую воду. Это подтверждает сохранившаяся в венецианской церкви Санта Мария Мастер Домини мраморная икона начала XII века, на которой изображена Богоматерь в рост c Эммануилом в медальоне. В ладонях Богоматери сделаны отверстия, как в многочисленных мраморных рельефах, повторяющих согласно предположениям, мраморную икону Влахерн, которая ныне утеряна. В Византии для этого иконографического типа использовали несколько названий: «Платитера» - «Ширшая небес», «Эпискепсис» - «Покровительница, Заступница», «Мегали Панагия» - «Великая Всесвятая» и «Влахернитисса». Этот образ Богородицы был столь содержателен, что церковные иерархи взяли на себя инициативу познакомить с нею Русь, и, в частности, Новгород, причем в относительно ранний период распространения этой иконографии.
Название «Знамение» возникло именно на Руси, где такие иконы первоначально могли просто называться «святой Богородицей», а слово «знамение» употреблялось в значении «чудо», «знак», «предзнаменование» и напоминало о чудесном избавлении Новгорода от суздальцев в 1169 году. До XV века как название иконографического типа слово «знамение» не употреблялось. Перемена в терминологии наблюдается лишь с конца XVI века, и особенно четко в XVI веке. В московских источниках этого времени подобная композиция часто называется «Богоматерь Воплощение», а новгородских «Знамения Пречистыя», обозначая этим словом уже не событие 1169 года, а икону и иконографический тип, повторяющийся в других произведениях. Наименование «Знамение» применяется условно по отношению к более древним иконам, то есть, даже в том случае, когда речь идет о произведениях XII века, когда этого названия еще не существовало.
Tweet |
Вставить в блог
Иконография образа Божией Матери «Знамение»10 декабря 2010
|
Поддержите нас!