Tweet |
![Видение Иакова. Роспись катакомбы Виа Латина. Середина IV в. Рим Видение Иакова. Роспись катакомбы Виа Латина. Середина IV в. Рим](/data/2011/11/20/1233515613/01_Catacomb_Via_Latina_s4v.jpg)
В конце IV — начале V века появляется тип крылатого ангела с нимбом. Иногда в одном и том же произведении присутствуют и бескрылые, и крылатые ангелы, например, в мозаических композициях церкви Санта Мария Маджоре (432-440 годы) или церкви Сан Витале в Равенне (546–547 годы). Крылья становятся некоторым атрибутом, призванным передать одно из их основных ангельских служений — благовествовать волю Божию и, соответственно, мгновенно переноситься в пространстве, спускаясь из горнего мира на землю.
![Мозаика церкви Сан Витале. 546–547 гг. Равенна, Италия Мозаика церкви Сан Витале. 546–547 гг. Равенна, Италия](/data/2011/11/20/1233515589/02_san_Vitale_546_547_ravenna.jpg)
Одно из первых дошедших до наших дней изображений именно архангела Михаила находится в базилике св. Евфразиана в Порече. Это мозаика, выполненная в середине VI века. На главе архангела — диадема; развивающиеся у висков ленты называются тороками (или схухами) и символизируют постоянное слушание ангелами гласа Творца. Архангел изображен держащим в руках голубую сферу с начертанным золотом крестом — зерцало. У этого символа может быть несколько трактовок: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На иконах средневизантийского периода сфера в большинстве случаев изображается светлой, как бы прозрачной, с нанесенной монограммой Христа «IC XC» или изображением Спаса Эммануила.
![Мозаика базилики св. Евфразиана. Середина VI в. Пореч, Хорватия Мозаика базилики св. Евфразиана. Середина VI в. Пореч, Хорватия](/data/2011/11/20/1233517273/03_bazilika_Evfraziana_SerVIv_Porech_Khorvatija.jpg)
Мозаика базилики св. Евфразиана. Середина VI в. Пореч, ХорватияИзображения архангелов присутствуют не только в декорации стен, но и на ранних иконах, выполненных красками, вышитых на ткани, вырезанных на слоновой кости. На редкой коптской шитой иконе VI века представлена восседающая на троне Богородица с Младенцем, в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Жезлы (мерила) в их руках — символ власти, которую они получают как исполняющие волю Божию.
![Вышитая икона. Египет. VI в. Художественный музей, Кливленд, США. Фрагмент Вышитая икона. Египет. VI в. Художественный музей, Кливленд, США. Фрагмент](/data/2011/11/20/1233517258/04_Egipet_VI_v._Khudozh_muz_Klivlend.jpeg)
В руке архангела может находиться лабарум — древко с полотнищем —боевой штандарт императора, символ властных полномочий. Лабарум в руках архангелов указывает на их роль как военачальников небесного воинства. На полотнище обычно написано славословие ""Свят, Свят, Свят" или монограмма Христа. Архангел Михаил может изображаться в так называемых лоратных одеяниях: далматике (узкая длинная одежда с широкими рукавами, вышитым оплечьем и подолом) и лоре (широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; часть одеяния византийских императоров), в расшитых золотом и камнями сапогах.
![Мозаика аспиды собора в Гелати. Ок. 1130 г. Грузия Мозаика аспиды собора в Гелати. Ок. 1130 г. Грузия](/data/2011/11/20/1233516025/05_aspida_sob_Gelati_Ok1130g_Gruz.jpg)
Этот тип изображения, где облаченный в одежды византийских придворных архангел предстает в качестве стражи Царя Небесного, получает особенно широкое распространение в послеиконоборческий период. Такие образы можно видеть в апсиде диаконника собора в Торчелло, апсиде собора в Гелати, в конхе Михайловского придела и в главном куполе Софийского собора в Киеве, на ярославской иконе XIII века из собрания Третьяковской галереи.
![Ярославль. Кон. XIII в. ГТГ, Москва Ярославль. Кон. XIII в. ГТГ, Москва](/data/2011/11/20/1233515846/06_Jaroslav_kon13v_GTG.jpg)
В XIII-XIV веках получает распространение образ архангела Михаила в воинских доспехах. Этот тип изображения появляется в иконографии «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Затем архангела как архистратига начинают изображать в латах не только в сцене явления иудейскому полководцу, но в других композициях. На иконе из Архангельского собора Московского Кремля, приписываемой кисти преподобного Андрея Рублева, архангел представлен как грозный воин: в правой руке меч (изображение утрачено), в левой — ножны. Одеяние архангела повторяет доспехи римского полководца: короткая туника, поверх которой одет украшенный рельефом металлический панцирь с наплечниками и набедренниками; алый офицерский плащ завязан узлом на левом плече. В клеймах на полях иконы изображены деяния архангела.
![Архангел Михаил, с деяниями. Ок. 1399г. Архангельский собор Кремля, Москва Архангел Михаил, с деяниями. Ок. 1399г. Архангельский собор Кремля, Москва](/data/2011/11/20/1233515854/07_Mosk_Rubl_1410e_g_Arkh_sob_Kr.jpg)
Согласно преданию, одно из чудес архистратиг небесных сил совершил в IV веке в Малой Азии. В Хонех язычники решили уничтожить христианский храм весьма неординарным способом: построили плотину, прорыли канаву и направили по ней в сторону церкви водный поток из двух соседних рек. По истовой молитве инока Архипа явился архангел Михаил и ударом жезла высек в скале глубокую расселину, в которую устремилась вода. Так храм был спасен от неминуемого потопления. В средневизантийский период появляются иконы, призванные прославить как деяние архистратига, так и молитвенный монашеский подвиг преподобного Архипа.
![Чудо арх. Михаила в Хонех. Вторая пол. XII в. Монастырь св.Eкатерины, Синай, Египет Чудо арх. Михаила в Хонех. Вторая пол. XII в. Монастырь св.Eкатерины, Синай, Египет](/data/2011/11/20/1233515901/08_Chudo_v_Khonekh_2pol12v_mon_Ekat_Sinai.jpg)
Образ архангела Михаила обязательно входит в состав Деисусного ряда (чина) иконостаса. Прекрасные иконы архангела дошли до наших дней в составе Высоцкого чина, в иконостасах Благовещенского собора Московского Кремля, Владимирского Успенского собора и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Чудом сохранились три иконы так называемого Звенигородского чина, среди которых — образ архангела Михаила. Исключительно высокое художественное качество и стилистические особенности позволяют отнести эти иконы к произведениям Андрея Рублева.
![Андрей Рублев(?) Икона из Звенигородского чина. Ок. 1400 г. ГТГ, Москва Андрей Рублев(?) Икона из Звенигородского чина. Ок. 1400 г. ГТГ, Москва](/data/2011/11/20/1233515877/09_Zvenig_Usp_sob_Rublev_ok1400g_GTG.jpg)
Архангел Михаил изображается в сюжетах, темой которых является поклонение Кресту и Этимасии (Уготованному Престолу). В композиции, помещенной на обороте новгородской двусторонней иконы «Спас Нерукотворный», архангелы Михаил и Гавриил склоняются перед Крестом, поднимая в покровенных руках орудия Страстей: копье и трость с губкой. Сложный церемониал византийского двора требовал, чтобы все предметы передавались императору только покрытыми руками. Эта деталь протокола была заимствована иконописцами для выражения благоговения перед святыней или таинством.
![Поклонение Кресту. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». Кон. XII в. ГТГ, Москва Поклонение Кресту. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». Кон. XII в. ГТГ, Москва](/data/2011/11/20/1233515885/10_Poklonenie_Krestu_Oborot_Spas_Nerukotvor_konXIIv._GTG.jpg)
Интересна возникшая достаточно поздно иконография «Архистратиг Михаил — воевода». Сложная символика этого образа связана с эсхатологической тематикой. Пламенный архангел трубит, возвещая конец времен. Одной рукой он победно воздел Евангелие, другой держит восьмиконечный крест и копье, которым повергает сатану в геенну. Под копытами крылатого коня иногда изображены рушащиеся земные царства. Между руками архангела переброшена радуга. В верхнем углу иконы в небесном сегменте изображается Спас Эммануил перед горним престолом.
![Архистратиг Михаил — воевода. Поволжье. Первая пол. XVII в. Архистратиг Михаил — воевода. Поволжье. Первая пол. XVII в.](/data/2011/11/20/1233515795/11_Povolzh_e_1polXVIIv.jpg)
Образ архангела Михаила присутствует в сюжетах, где силы небесные сослужат Христу. Так, в изводе «Служба святого Василия Великого» святителю предстоят архангелы в диаконских облачениях и с покровенными руками.
Архистратиг изображается на иконах «Собор архангелов», «Собор архангела Михаила», а также в композициях, составной частью которых являются ангельские силы, например, Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».
Tweet |
Вставить в блог
![]() |
Архангел Михаил — вестник и воин21 ноября 2012
|
![](/images/donate/td-logo.png)
Поддержите нас!