Tweet |
« Сейчас нужно восстановить то значение монастыря, которое у него всегда было: духовный и культурный центр столицы, - заявил на конференции наместник монастыря, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий. - Не случайно Петровка связывает напрямую Кремль и монастырь. Я совершенно уверен, что с восстановлением монастыря в центре столицы в жизни Москвы произойдут изменения».
Высокопетровский монастырь 1930-е гг. |
Конференцию, прошедшую 3 сентября, епископ Меркурий считает важной вехой в осознании значения Высокопетровского монастыря для Москвы и России: «Мы начинаем говорить о монастыре как об архитектурном памятнике, о значении святителя Петра, восстанавливаем в наших умах и сердцах те труды, которые святитель Петр положил на основание первопрестольного града, на формирование Российского государства; начинаем говорить об эталоне церковно-государственных отношений, которые были заложены святителем Петром во взаимоотношениях с князем Иваном Даниловичем Калитой и, безусловно, поэтапно проходим все те времена, которые переживал монастырь - это и время его расцвета при Петре Великом, это и сложное время войны 1812 года, когда французы разграбили весь монастырь, это восстановление в девятнадцатом веке и поругание и запустение в начале двадцатого, сонм новомучеников. Ничего нельзя упускать в жизни, все важно - и особенно в жизни обители, которую мы устраиваем не в память о прошлом, а с надеждой на будущее».
В устроении монашеской жизни наместник намерен стремиться к постпетровскому времени, когда обитель была наиболее многочисленна - 87 человек братии. Но «для этого надо создать некоторые условия, хотя бы просто для того, чтобы братии было где жить». «Самая главная духовная «программа» монастыря, уверен епископ, - научиться молиться самим и научить молиться других. Если в монастыре будет совершаться божественная литургия, если монахи будут молиться, то люди пойдут в обитель, она станет духовно притягательной. А будет это тогда, когда человек, войдя с Петровки в святые врата, будет попадать в иной мир, где живут иноки, другие люди, которые видят духовный Божий мир и способны открыть его прихожанам». Епископ Меркурий заметил, что «вокруг монастыря - сплошные выселки», то есть не жилой квартал, а средоточие офисов. Тем не менее «это не мешает многим людям с окраин Москвы приезжать помолиться в монастырь». Он надеется, что восстановление монастыря привлечет паломников. Отвечая на вопрос корреспондента «Татьянина дня» о том, может ли административная и культурная нагрузка, которую собирается нести монастырь, помешать монашеской жизни, владыка ответил: «Я думаю, что монашеской жизни ничто не может помешать: ни административные нагрузки, ни даже какие-то гонения, потому что если монах молится, то всегда пребывает в этом благоприятном для него состоянии. Невозможно заставить человека перестать молиться».
Высокопетровский монастырь. Своременное состояние. |
Также наместник рассказал прессе, что сейчас создается Попечительский совет по восстановлению древней обители. Планируются две рабочие группы: одна будет заниматься исследованиями, археологией, другая - подготовкой к восстановлению художественного убранства храмов. Художники, реставраторы и археологи должны разработать совместный план работы. В этой связи ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) предложил закрепить в формальном соглашении факт сотрудничества монастыря и возглавляемого им совета. Архимандрит Тихон считает, что «у монастыря в центре города - особая стезя, преимущественно, просветительская». Он выразил надежду на то, что пример Высокопетровского монастыря станет образцом того, как нужно возрождать святыни.
На конференции было прочитано несколько докладов. Депутат Московской городской думы, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов в докладе «Роль святителя Петра в становлении Москвы как духовной и политической жизни столицы России и объединительного центра российской государственности» выделил две линии в становлении Москвы как столицы - государственническую и духовно-культурную. 1325 год, когда была найдена модель взаимодействия Церкви и государства, выразившаяся в союзе митрополита Петра и князя Ивана Калиты можно считать основанием Москвы как духовного центра. Днем столицы Москвин-Тарханов предложил считать 6 сентября - день перенесения мощей митрополита Петра.
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев в своем докладе рассмотрел роль перенесения митрополичьей резиденции из Владимира в Москву по решению святителя Петра как исторического деяния. Историк уверен, что именно это дало импульс развитию города как столицы.
Заведующий Сектором археологии Москвы Института археологии РАН Леонид Беляев рассказал об археологических работах в монастыре. Археологические исследования в Высокопетровском монастыре начались в конце 1970-х годов, это были одни из первых работ в области монастырской археологии, проводимых в России. Стратиметрии, сделанные тогда, стали хрестоматийными и вошли во многие учебники. Ученый отметил особенность монастырской археологии: монастыри часто лучше других объектов снабжены письменными памятниками, более того - археология часто подтверждает слова церковного предания. Несмотря на то, что монастырь изучается уже более тридцати лет, в его истории по-прежнему много «белых пятен».
Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Интститута всеобщей истории РАН сделал доклад об истории монастыря в ХХ веке. История обители действительно примечательна: в период гонений он пережил настоящий расцвет. Дело в том, что до революции Высокопетровский был дстаточно заурядным монастырем. Но после закрытия большинства монастырей и храмов в первые советские годы, в него стеклось много выдающихся священнослужителей и мирян. Как монастырь он был формально закрыт в 1918 году, но продолжали действовать храмы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Бывший монастырь оставался центром общины до июня 1929 года, когда был закрыт последний - Боголюбский - храм монастыря. Однако и после община монастыря продолжала существовать на базе других храмов: «Высокопетровский монастырь из физического объекта превратился в духовный», стал «пустынью в миру».
Участники и организаторы конференции уверены, что она станет вкладом в развитии церковно-исторической науки и в укреплении церковно-государственных отношений.
***
Первое упоминание о Высокопетровском монастыре относится к 1377 году. Обитель была упразднена в 1918 году. С 1992 года в настоятельском корпусе монастыря размещается Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; богослужения были возобновлены в трапезном храм преподобного Сергия Радонежского. Монастырь получил статус Патриаршего подворья. Первый настоятель архимандрит Иоанн (Экономцев). Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий. В феврале 2010 года Патриарх Кирилл совершил в монастыре Божественную литургию, и тогда передал обители частицы мощей ее основателя - святителя Петра.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!