Tweet |
Смотрится это сказочно красиво, необычно и в то же время по-детски просто. Конечно, не так-то просто вылепить из глины барельеф, вручную его раскрасить и при этом соблюсти все иконописные каноны. Но когда смотришь на небольшие (с ладонь) образки, развешанные по стенам храма, лампадки в виде птичек, становится очень уютно и тепло на душе.
Это настоящие иконы, и молящихся не должно смущать то, что они не написаны красками (как мы привыкли), а вылеплены из глины. Ведь важно не то, из какого материала сделан образ, а то, как он сделан. Бывают же иконы, вырезанные из дерева!
В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Сотворил всю эту красоту художник Г. В. Куприянов.
Сразу привлекает внимание большое - выше человеческого роста - Распятие (естественно, керамическое).
Почему Петр Иванович сделал его таким большим, сам он объяснить не мог: захотелось именно таким, и все. Как-то в храме был один специалист по церковному искусству, который заинтересовался точными размерами этого Распятия. Когда его измерили, оказалось, что они соответствуют размерам Креста, на котором был распят Спаситель (о них ученым известно из церковного предания).
Конечно, сделать такой большой изразец цельным было невозможно - возникли бы проблемы с обжигом. Поэтому художник разделил его на несколько частей, обжег их по отдельности и склеил.
Когда происходит обжиг, глина за счет испарения влаги уменьшается в размерах - «усаживается». И нельзя точно сказать, насколько сильна будет «усадка», так что если предмет для обжига был разделен на части, их края потом не всегда совпадают.
Интересно, что после обжига части керамического Распятия подошли друг к другу идеально.
Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь Его глаза открыты.
Внимательно человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. По идее, они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. А здесь наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.
Иконы Царской семьи и Матроны на первый взгляд (если мы не берем во внимание, что это тоже изразцы) - традиционны. Изображение канонично, вокруг голов святых светятся нимбы и т. п. Но с нимбами как раз и связана их уникальность: мастер сделал обе иконы до того, как члены Царской семьи и Матрона были причислены к лику святых!
Еще до их канонизации храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он видел, что Царские мученики изображены как святые, но никаких замечаний по этому поводу не сделал.
Так что с уверенностью можно сказать, что в этом храме Покрова находятся самые первые иконы Царских мучеников и Матроны Московской.
С Царской семьей связана одна интересная история.
Как-то раз весной к послушнику Петру Яковлевичу подошла женщина и сказала, что нашла в сугробе на территории монастыря фотографию. Это оказался снимок царевича Алексия. Как он попал в монастырь, не ясно. Известно лишь, что фотографию удалось найти лишь чудом: еще день - и сугроб бы растаял под теплым весенним солнышком, и фото уплыло бы вместе с талой водой.
Найденный снимок и сейчас хранится в храме Покрова.
Самостоятельно попасть в этот прекрасный храм вы не сможете. Подняться туда можно только с одним из послушников Высокопетровского монастыря, Петром Яковлевичем.
Экскурсии по Высокопетровскому монастырю он проводит по субботам около 2 часов дня.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!