Tweet |
|
Два года назад костромская группа «Комба Бакх» спела в Москве свой первый концерт, и гуру культурной жизни – журнал «Афиша» - назвал их «лучшей молодой русской группой». За прошедшее время к одобрительным отзывам присоединились многие журналисты, кроме, пожалуй, православных - очень уж тонкую тему выбрали себе музыканты: веру православную да Русь Святую и очень уж непривычную форму - рэп да хип-хоп.
«Русский выдержит любые нагрузки»
Ребята из «Комба БАКХ» говорят слова, которые редко видишь без кавычек, тем более – на сцене:
Где наша светлая память – ГДЕ?
Отчего чужими стали на своей земле?
Что происходит – каждый сам по себе?
Не желаю сердце топить в пустоте!
Вот сносят старые районы в Москве,
«Золотые острова» теперь на Остоженке,
А на Хитровке деловые центры
Будут заменять нам культурные акценты.
Я сам, это, вообще-то, из Костромы,
Но мне есть дело до другой стороны!
Если равнодушны – значит, обречены.
Верю, что мы живы, а не мертвы!
Ведь от нас ожидают только одного -
Чтобы русский сказал: «Отрекаюсь от всего!
Ничего не знаю, моя хата с краю,
И вообще, себе в угоду жить начинаю!»
Деятельность активна в этом направлении,
Основная цель – моё поколение.
Но рано приписывать нам поражение,
Мы верим, что во Христе наше спасение!
(«Манифест за объединение России»)
|
Сознательность ребят из «Комбы» простирается и за пределы родной страны, о чем свидетельствует песня «I lovе America»:
Мне снилось, что я – негр и иду по Бостону,
Дышу чистым летним воздухом
И радуюсь, благодарю Господа,
Шагаю легко уверенной поступью.
Вокруг радостные люди – мои сограждане,
Они больше не злые и не продажные,
Их больше не влекут страсти бумажные.
Сегодня мир во всём мире – и это важно!
Как тут не вспомнить легендарную «Гудбай, Америка…» Наутилуса – хотя сами музыканты признаются, что истоки творчества не так возвышенны: их юность пришлась на времена культа Децла и Prodigy. И еще уважают Боба Марли – не только за то, что лучше всех играл регги, но и за социальную направленность песен. Кстати, Боб Марли тоже был православным...
Православие – это, пожалуй, то, что выводит творчество коллектива за все привычные рамки. Ну как это – православный рэп? А очень просто:
– Миром Господу помолимся! – сказал мой братела.
А что же нам ещё остаётся делать?
Не хотите молиться – не молитесь, как хотите,
Но только после смерти вы впросак не попадите.
Покаяние, смирение и любовь к ближнему –
Это основные правила любых подвижников.
Но умный иудей-фарисей оставался бесстыжим…
Господь звал ехиднами всех этих книжников!
Князь Владимир крестил мою страну –
Россию, Белоруссию и Украину.
Какие славные люди были в старину!
Что, сейчас нет таких? – ну-ну, ну-ну…
Есть такие! По всей Земли!
От Уганды- Кении до Индонезии,
Панамы, Антарктиды и Японии.
(Православие в Северной Корее)
«"Комба БАКХ" — это почвенничество в самом прямом смысле. Прорастающее от корней через Децла и Prodigy, через землю, которая казалась мертвой», – написал критик афиши Сергей Горбачев. Но и не только: в мотивы современной музыки вплетаются канты, псалмы, церковные распевы:
«Праведник – тот, кто знает, что он чмо»
Ценности, которые воспевают (в буквальном смысле) музыканты из «Комбы», – несомненно, прекрасны. Но почти всегда они, будучи озвученными раз, другой, третий, превращаются в «мертвые слова». А у них не так. Дело то ли в серьезности, то ли – в своеобразной дистанированности: не от себя, мол, говорим, а просто – перессказываем Истину. У кого-то вызовет недоумение язык: «праведник», «чмо», «грех», «маза» – все в одной песне. Но не так ли изъясняются иные из семинаристов и, страшно сказать, батюшек? «Самое важное – чтобы была правда, - рассуждает один из солистов группы Аполлон, сын священника, - Но очень важно эту правду с энергией подать, чтобы было какое-то движение. Движение тела, совершаемое под ритмическую музыку, на самом деле, может быть, близко какому-то подвижничеству»,
Однако есть у «Комбы БАКХ» сокровенные песни – совсем другие по мелодике и языку – про белорусских партизан, про костромского художника-самородка Ефима Честнякова… И иногда электрогитары становятся самыми что ни на есть среднерусскими балалайками:
Всё перемешалось в голове моей.
Снова я в разладе со всей внутренней структурой своей.
И плыву, как лодка
Только без весла…
Я не похож на человека,
Больше я похож на какого-то осла!
(… Разбуди!)
Настя Логван в гостях у "Комбы бакх" |
«Как нам быть честными не на словах?»
«Как нам быть честными не на словах?» – пожалуй, основной вопрос, который решает костромская группа в своей деятельности. Девять лет они работали уединенно, не пытались пиариться, пробиваться в столицу. Записали более сорока альбомов и выложили их в Интернет, изобрели «Комба-мову», в общем, сделали отличный сайт, где смотреть – не пересмотреть и слушать – не переслушать. И все – в свободном доступе. Девиз сайта – «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!» И когда до них, наконец, добрались журналисты и продюсеры, никого не пришлось долго убеждать в том, что православная музыка может быть и такой. Потому что у «Комбы» уже сошлись слово и дело.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Диакону Владимиру - отче, брателла, про которого поет Леша, - это его настоящий брат, протодиакон, который служит в Минском Петропавловском соборе. Как называть друг друга братьям, наверно, это уж личное их дело...
А по поводу смешения в их творчестве нравственных идеалов и дворовых словечек - мне кажется, было бы гораздо натужнее и неестественнее, если бы ребята пели о наболевшем на высоко-грамотном русском языке университетского уровня.
И кстати, творчество Комбы - это не рэп, не рок и не регги. Это просто творчество Комбы:)
— Что ты это... Зачем ты такие слова научился вставлять?
— Да вы, душечка, отец Савелий, пожалуйста, не опасайтесь, теперь за слова ничего — не запрещается.
— Как, братец, ничего? слышать скверно.
— О-о! это с непривычки. А мне так теперь что хочешь говори, все ерунда!
Как видите, Ваш комментарий опубликован. "Брателла" в устах этих ребят, один из которых - сын священника, означает одно и только одно: "брат". Бандиты здесь не при чём.
А что же нам ещё остаётся делать?
Простите, но мне, как православному дьякону, каждую службу сие произносящему, как-то не хочется оказаться в "братках". Никогда с ними связей не имел, ни с "тамбовскими", ни с "ростовскими", ни с люберецкими и вот, под старость лет наградило меня (и не одного меня) таким вот бандитским клеймом православное интернет-издание вместе с "брателлами"-рэперами. Тут не просто предельно заниженный образ Православной Церкви, как говорит молодежь, ниже плинтуса, но бандитский образ клира вырисовывается. Спасибо. Мы, дьяконы и иереи, этого не заслужили.
Пишу на всякий случай. Уверен, этот комментарий не опубликуют.
Журнал - "Х.Р.Е.Н."-"ХРистианское Единение Негровъ"
Долбежи - "J.O.P.A.international"-"Жизненное Обеспечение Правоверных Африканцев"
Комбамова - "Б.Л.И.Н."-"Бог Любит Исключительно Негровъ!"
Литературная - "П.О.П.А."-"Пушкин - Образцовый Пример Африканца!", и т.п.
Вы ведь и про это вопрошали «И почему, собственно, нет? Особенно если – самобытно и талантливо?» - попробуйте открыть 1Еф.5:4, вдруг поможет.