rss
    Версия для печати

    Что такое хорошо и что такое плохо

    Каждому ребенку известно, что бывают вещи хорошие и плохие - маме помогать хорошо, а бросаться камнями в голубей плохо. И таким вот образом строится в голове ребенка цепочка связей и взаимоотношений с внешним миром: это - хорошо, а то - никуда не годится. Надеюсь, что не открыл этим ни для кого чего-то нового, - этот факт общеизвестен.

     

    Тем более общеизвестным является тот факт, что когда ребенок вырастает и становится большим дядей (ну или тетей на крайний случай), то эта цепочка связей начинает как-то сама по себе рушиться, в ней вдруг оказывается больше вопросов, чем ответов, и вопросы все оказываются не очень-то хорошими. То есть эти самые друзья «хорошо» и «плохо» вдруг или не очень вдруг, но становятся не то чтобы и друзьями, только на них поделить всю окружающую действительность не очень, мягко говоря, получается.

    И уж тем более загадочный процесс начинает происходить тогда, когда человек взрослый открывает для себя христианство в его сути. Тут тоже, конечно, все можно было бы разделить, как в детской, на друзей «хорошо» и «плохо», но возникает небольшая загвоздка: так делать можно и жить с этим чрезвычайно удобно только до тех пор, пока не прочитаешь Евангелие от начала и до конца. Всякий знает, что именно Евангелие делает невозможным деление мира на хорошее и плохое, на белое и черное - слишком много оттенков появляется и слишком многие вещи, кажущиеся до конца понятными, вдруг начинают играть новыми красками. Чего стоят истории про блудницу, про сотника, про разбойника, которому так повезло быть распятым рядом; как в этом смысле важны темы любви, предательства, человеческой слабости.

    Вообще, быть может, такие правильные и красивые друзья «хорошо» и «плохо» через призму Евангелия могут быть скорее отнесены к логике фарисейской, а совсем не христианской. Ведь лучше гореть от ненависти или совершать ошибки от охватившей все сердце и затмевающей разум любви, чем быть теплохладным, как суп в столовой?

    Постигать что-то новое в этом мире можно, только задавая вопросы, то есть, будучи неуверенным в том, что моя система координат верна до конца. Пока человек задает вопросы, он развивается, он живет и двигается вперед.  Если же «у матросов нет вопросов», то это скверный признак того, что человеку в этой жизни все стало ясно, он вдруг понял, где хорошо, а где плохо, он убедился в том, что понимает все до конца. Такие люди, конечно же, пугают. Пугают именно тем, что непонятно, чего от них ожидать, что еще они фарисейски омертвят навешиванием ярлыков «хорошо» или «плохо».

    В этом смысле то, что сейчас происходит вокруг выставки «Двоесловие\Диалог», достаточно сложно назвать диалогом или, скажем, дискуссией. Так уж получилось, что гора родила мышь, и нет никакой дискуссии. Просто есть люди, которые, несмотря на возраст, церковный стаж и регалии, не боятся задавать вопросы,  не боятся сомневаться в окончательности своих оценок, не боятся ошибиться, зная, что всегда за ошибки можно не только извиниться, но и рассчитывать на прощение. И эти люди предлагают некую форму диалога, некий формат дискуссии в надежде, что найдутся и те, кто их поддержит, и те, кто скажет, что они, хотя и не вполне уверены, но быть может такой формат по субъективным соображениям не уместен. И вот тогда начнется диалог, тогда завяжется дискуссия, тогда люди духовного звания будут  полемизировать о духовной стороне поставленного вопроса, а люди искусства будут рассуждать о художественных достоинствах такого формата и его органичности в контексте притвора. Разумеется, что это не отменяет возможности высказывать свои суждения не обязательно по профессиональной принадлежности, но и по избытку сердца.

    Единственное, чего не сделают христиане, готовые обсуждать и предлагать свое мнение, - не скажут, что это точно хорошо или, тем более, несомненно плохо. Так никогда не произойдет потому, что всякий человек, еще чувствующий неуверенность в собственных суждениях и имеющий запас вопросов по жизни, знает, что стоит ему решиться окончательно оценить кого-то, как тотчас же он сможет быть ровно также объективно оценен Богом.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Григорий19.06.2010 11:28 #
    Нина, c интересом прочел Вашу реплику. Спасибо за вразумление. И хочу в свою очередь пожелать Вам последовательности. Вы, раз советуете это другим, тоже всегда сомневайтесь в своей компетенции. И вообще во всем, что Вы говорите и пишете. С уважением,
    Нина, Москва17.06.2010 21:21 #
    Уважаемый Григорий, и Вам следовало бы знать, как обращаться к диаконам. Это во-первых, а во -вторых, почему Вы считаете возможным допускать в обращении к священнослужителю такой пренебрежительный и снисходительный тон. Уважаемому нами-прихожанами за светлость души Александр Волков имеет свой слог и пишет так, как дышит - просто. Это не каждому дано. Стыдитесь. Всегда сомневайтесь в своей компетенции, так будет вернее. Спасибо.
    Григорий, Москва16.06.2010 13:37 #
    Уважаемый о. Александр. Если Вы до сих пор не знаете, что такое хорошо и что такое плохо, или не разбираетесь в тенденциях, характерных для современного общества и современного искусства, Вам действительно лучше остаться сомневающимся и не торопиться высказываться в связи с обсуждением тем, в которых Вы чувствуете свою неуверенность и/или некомпетентность.
    Спасибо.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru