rss
    Версия для печати

    Осторожно, кураторы!

    Выставка «Двоесловие/Диалог» не только стала темой публикаций в федеральных СМИ, но и вызвала ряд критических отзывов со стороны православной общественности. Основная претензия - некоторые из участников «Двоесловия» в 2003 году принимали участие в кощунственной выставке «Осторожно, религия!». Художники Андрей Филиппов и Гор Чахал рассказывают, как все было на самом деле.

     


    Андрей Филиппов. Фото Юлии Маковейчук

    Андрей Филиппов: Выставка «Осторожно, религия!» -  незаживающая рана и церковной, и художественной общественности. С одной стороны, были судебные процессы, с другой - нравственный удар. И это та цена, которую мы заплатили за провокации.

    Арутюн Зулумян, который устраивал выставку, изначально говорил, что «осторожно» значит бережно. Я подумал: «Хорошо, я не против». Спросил: «Там не будет работ Авдея Тер-Оганьяна?» - «Нет, не будет». То есть, был прямой обман. Я оставил маленькую работу и ушёл.

    И когда началось развитие ситуации - нападение на выставочный центр ребят, которые испортили работы, я сразу пошёл к своему духовнику и всё рассказал как есть.

    У выставки «Двоесловие/Диалог» одной из задач было снять агрессию, которая есть между определённой частью общества и Церковью. Когда начинался этот проект, мы очень боялись неудачи, потому что понимали: мы попадём под удар с двух сторон. С одной стороны - своих друзей-художников, корпоративного сообщества, а с другой стороны - «зилотов», очень консервативных людей в Церкви. 

     

    Андрей Филиппов.

    Белая снежинка в рамке под стеклом

    (выставка «Осторожно, религия!»

    Мне нравится, что негативной реакции со стороны художников не было. Критическое мнение высказал Андрей Ерофеев, но оно скорее позитивное, чем негативное. Он сказал, что диалог - это замечательно, но выставка сделана как в доме культуры. Я принимаю его критику, но Андрей каких-то вещей не понимает. Например, он не понимает, что нет разницы между печатной иконой и написанной: для него икона становится иконой только тогда, когда к ней приложил руку художник. Вот Рублёв - это икона, а то, что печатают - так, открыточка. Это невозможно объяснить: когда у человека нет религиозного чувства, оно и не появится, только чудо может его пробить. Точно так же и здесь. Он не понимает красоту этого места, храма святой Татьяны: для него это советский институтский ДК. При этом у Андрея нет агрессии, у него просто своё мнение. Но осталась негативная реакция со стороны зилотствующих. Может быть, мы не смогли их переубедить. В этом диалоге важно уважительно, а лучше - с любовью, относиться к своим визави: это самое важное.

    Что же касается участия некоторых наших авторов в экспозиции «Осторожно, религия!», то все они за свой поступок уже ответили: кто-то - судебным процессом, а кто-то - церковным покаянием. Поэтому я не знаю, в чём претензии у наших оппонентов.

    Гор Чахал монтирует свою работу «Имена Бога»

    Фото Юлии Маковейчук

    Гор Чахал: Я не участвовал в той выставке, поскольку отказался сразу. Но как куратор могу ответить за каждого участника нашей выставки. Если кто-то из них принимал участие в той выставке, это был результат прямого обмана со стороны кураторов, и ничего кощунственного в работах этих ребят не было. 

     

    Александр Сигутин. Заповеди художника

    (выставка «Осторожно, религия!»)

    Например, группу «Синий суп» даже не стали вызывать в качестве свидетелей, поскольку у них была абстрактная работа и никто ничего не понял. А у Александра Сигутина была очень хорошая работа - фрагмент постановления Стоглавого собора о том, каким должен быть художник. Я не был на самой выставке, знаю текст по материалам дела. Смысл в том, что художник должен не пить, не воровать, соблюдать своё тело и душу в чистоте. Вторая работа, которую действительно повредили - на листах А4 были распечатаны цитаты из Евангелия, а внизу шла «лапша» - ленточки со ссылками на соответствующие стихи, которые каждый мог взять и унести домой. Что в этом оскорбительного?

    И Сигутина, и «Синий суп» обвиняли уже в контексте всей выставки. Насчёт них я готов ответить на любые вопросы интересующихся людей.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Сказ о правде, Москва27.10.2012 11:36 #
    Самое уникальное, что кураторов обвиняют в искоренении правды. Но ведь и необходимости в том, чтобы соврать у кураторов просто не было. Поучаствовать в выставке было такое огромное количество художников, что в Гете-центре, например, становились в очередь, чтобы договориться об участии в выставке. И, если, как утверждает Андрей, он оставил свою маленькую работу (на самом деле он оставил две работы). И, теперь, когда он все же предъявляет претензии, все это выглядит более, чем странно. Что касается Гора Чахала, то он вообще не в курсе, что именно происходило и, наверняка только понаслышке. И слышать от него столь пампезные обвинения, прямое свидетельство, сколь нечист он в своих суждениях и безответственен в словах. Ну, соответственно, работы подобных художников, с таим талантом врать без причины должны соответствовать их внутренним душевным хитросплетениям.
    Юрий., Москва10.06.2010 7:16 #
    Ярославу из Киева хочу напомнить, что есть еще "Осторожно,дети!",- их тоже надо опасаться?
    Антон, Чехов7.06.2010 9:26 #
    Дорогой тёзка! Думаю я, что прежде чем подражать пощёчинам святителя Николая, надо бы достигнуть его святости. А до неё нам с Вами, боюсь, как до ближайшей звезды.

    Что же до Максима Исповедника, то другой Максим, настоятель Татианинского храма, никогда монофелитом не был - почитайте его книжки по сравнительному богословию. И вообще мы говорим не о вероучении, не о догматике, так что и этот пример неудачен.
    гость7.06.2010 1:27 #
    Ярослав достаточно часто выступает с комментариями на этом сайте на самые различные темы, и со впечатляющей безаппеляционностью в своих суждениях буквально по всем вопросам. И в области медицины он проявил удивительную осведомленность, указав родителям детей-даунов на их грехи; и в музыкальной области он вынес свой вердикт, заклеймив такое широкое и разнородное явление, как рок-музыка как неистовство-вакханалию; и в изобразительном искусстве он, оказывается, искушен, осудив целое направление и всех без разбору, кто им занимается. Давно замечаю, что чем более самоуверен человек в суждениях по самым разным вопросам, тем меньше у него действительных глубоких знаний. (Интересно, что никто из критиков не назвал ни одной конкретной работы с последней выставки, которая, по их мнению, богопротивна.) Ни игумен Сретенского монастыря, ни уважаемые священники посетившие выставку, ни иерархи, которые дали на нее благословение, не являются достаточно благочестивыми для суперправославных комментаторов, высказавших свое возмущение. Ну уходите в пещерки, раз вы уже всех и вся осудили. Там вас авангард точно не достанет. Спасайтесь в затворе, раз вокруг одни еретики и вероотсупники. Все-таки между традиционализмом и мракобесием есть большая разница. В комментариях возмущенных критиков (выставку, надо полагать, не смотревших) мне видится последнее.
    Антон, Москва6.06.2010 23:22 #
    "Ярослав, зилот - это "ревнитель не по разуму", человек радикальных, непримиримых взглядов, а далеко не всякий традиционалист. Другого значения у этого слова здесь нет."

    Да уж, точно! Ох уж мне эти ревнитили благочестия! Один Николай Мирликийский чего стоит! Взял пощёчину Арию влепил! Что за непримиримость! Как будто нельзя вести спокойный диалог!
    А уж Максим Исповедник вообще страшнейший ревнитель не по разуму! Император издал указ, чтобы во Христе признать во Христе одну волю при двух естествах! Это было хорошее решение. Оно должно было примирить враждующие партии в Церкви. Как близок был долгожданный церковный мир! Но не тут-то было! Максим Исповедник и Софроний Иерусалимский всё испортили! Не захотели идти на уступки!
    Ох уж мне эти зилоты! Умереть готовы за свои взгляды, и всех вокруг считают еритиками! Кошмар!
    Даниил, Москва6.06.2010 8:21 #
    Ярослав, рок-музыка - это вовсе не обязательно неистовство и вакханалия. Возьмите, например, творчество Константина Никольского.

    Работ Ганса Рудольфа Гигера, как и чьих-то авторских икон, на выставке нет.
    Ярослав, Киев6.06.2010 7:41 #
    Есть такие формы, в которые не может быть "влит" христианский смысл:
    - нельзя прославлять Христа в форме неистовства-вакханалии (рок)
    - невозможно рисовать иконы таким же стилем, как рисует Гигер
    Даниил, Москва5.06.2010 23:47 #
    Сергий, нет, несимпатичны.

    Гор Чахал и Андрей Филиппов - православные церковные люди.
    Сергий, Москва5.06.2010 23:38 #
    А "художники" вообще то ПРАВОСЛАВНЫЕ ,или еретики-католики ,а может еще кто есть?
    НЕ МОГЛИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАКОЕ СОТВОРИТЬ!
    Сергий, Москва5.06.2010 22:51 #
    ерофеев пишет ,что Гор Чахал оформлял алтари у католиков.

    Это правда ?
    И планирует ли дальнейшее сотрудничество с еретиками?
    А Вам Даниил симпатичны либерально-демократические саддукеи?.
    Даниил, Москва5.06.2010 20:43 #
    Ярослав, я нормально отношусь и к абсурдизму (обэриуты, Беккет, Ионеско), и к рок-музыке. И в том, и в другом есть прекрасные, художественно сильные и при этом нравственные образцы. И я тоже считаю, что работа Сигутина не оскорбительна: она подчёркивает актуальность слов Евангелия для каждого из нас, вот и всё.

    А на упрёки в свой адрес уже честно ответил Андрей Филиппов: "Это та цена, которую мы заплатили за провокации... Что же касается участия некоторых наших авторов в экспозиции «Осторожно, религия!», то все они за свой поступок уже ответили: кто-то - судебным процессом, а кто-то - церковным покаянием. Поэтому я не знаю, в чём претензии у наших оппонентов". Про "традиционалистов" он, в отличие от Вас, даже не упоминал.
    Ярослав, Киев5.06.2010 19:32 #
    Это не "актуальное искусство" это абсурдизм, занимающийся разложением форм и устоев. Это, если хотите, рок музыка в плане живописи.

    "Вторая работа, которую действительно повредили - на листах А4 были распечатаны цитаты из Евангелия, а внизу шла «лапша» - ленточки со ссылками на соответствующие стихи, которые каждый мог взять и унести домой. Что в этом оскорбительного?"

    Вы тоже с этим согласны? Что "ничего страшного"?

    Эти люди виновны хотя бы в том, что вовремя не вышли из Содома, знали, что там находятся богоборческие работы и оставались там, пока не была положена граница беззакониям. А сейчас, оказывается, что это "традиционалисты виноваты".
    Даниил, Москва5.06.2010 16:32 #
    Ярослав, зилот - это "ревнитель не по разуму", человек радикальных, непримиримых взглядов, а далеко не всякий традиционалист. Другого значения у этого слова здесь нет.

    Это нам с Вами понятно, что в слове "Осторожно" содержится предупреждение. А представителям актуального искусства, во многом построенного на игре смыслов, это непонятно, потому что они часто используют слова в непривычном значении для актуализации смысла. Я не говорю, хорошо это или плохо, но это так.
    Ярослав, Киев5.06.2010 14:32 #
    Автор сам впадает в фарисейство и называет традиционалистов не иначе как "зилоты", а это почти то же что раскольник.

    По поводу "осторожно, религия" - ни один православный здравомыслящий человек не стал бы там выставляться, потому что в самом названии содержится предостережение об опасности, пример: "Осторожно, мины!!", "Осторожно, электричество". Автор мог просто признаться что он оступился и сказать всего лишь "больше не буду", но он начинает лепить из себя невиновную овцу.
    Даниил, Москва5.06.2010 9:36 #
    Уважаемый Ярослав! У нас с Вами полно своих грехов. Давайте не будем безапелляционно осуждать Андрея Филиппова и Гора Чахала, лепить им ярлыки, обвинять во лжи. Вы не знакомы с ними лично и экспозицию в Татианинском храме не видели (фотографии полного представления никогда не дадут). Зачем же брать на себя роль фарисея, побивающего грешников камнями?

    Мы с Вами помним, что стало с благочестивыми консервативными фарисеями, осуждавшими всех и вся. Это они распяли Христа, а вовсе не либерально-демократические саддукеи. Поэтому прошу Вас: давайте будем корректны и уважительны друг к другу, давайте будем терпеливо слушать оппонентов и помнить о презумпции невиновности.
    Ярослав, Киев5.06.2010 7:51 #
    Волки в овечьих шкурах, они, де не знали, что за выставка будет «Осторожно, религия!» да надо быть полным дураком чтобы не понять, что это антирелигиозная выставка. А если, извините, обманули то можно просто забрать картины и уйти. Прямо с зала, пусть знают. Нет, во всем им, видите, традиционалисты мешают.

    Выставка открылась 14 января 2003, а была разгромлена 18 января. И все это время Андрей Филиппов не только не забрал свои картины, но и к духовнику "не бегал", что, дескать, как так мои картины висят вместе с картинами явных богоборцев да и выставка вся гадость.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru