Tweet |
Место встречи Церкви и мира
|
Выставка "Двоесловие/Диалог". Прот. Максим Козлов на фоне работы из цикла "Евангельский проект" Д. Врубеля и В. Тимофеевой |
Выставка проходит в притворе домового храма МГУ им. М. В. Ломоносова. Настоятель храма протоиерей Максим Козлов назвал актовый зал, который существует при храме, «местом встречи и территорией для диалога». Это еще не храм, не место для богослужения, но уже территория, за которую Церковь несет ответственность. При этом обращение художников именно в храм мученицы Татианы его настоятель объясняет в том числе и близостью к Университету: «Я думаю, что по самому факту нахождения в стенах Московского университета мы призваны к тому, чтобы диалог между Церковью и обществом, между представителями духовного и светского образования, между интеллигенцией воцерковленной и интеллигенцией светской, но уважающей православные традиции, в этих стенах шел», – сказал отец Максим.
"Двоесловие/Диалог" |
Проректор МГУ Владимир Белокуров увидел в экспозиции «желание объединить наше общество, которое расколото, в котором часто царит дух неприятия и вражды. С моей точки зрения этот опыт очень хорош – получается не всегда то, что ждали, но он очень важен. Это попытка сделать людей единомышленниками, что не означает, что всех подстригут под одну гребенку или поголовно обратят в веру. Но это попытка сделать людей добрее друг к другу и научить слышать собеседника».
Искусство без агрессии
В выставке участвуют разноплановые работы. «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой – это фотографии наших современников, социально заостренные сюжеты из новостных лент, подписями для которых стали цитаты из Евангелия. Художник и один из кураторов выставки Андрей Филиппов объясняет это так: «В Евангелии героями сюжетов были люди времен жизни Христа, современники Его слушателей. Врубель и Тимофеева принесли евангельские сюжеты в современное общество, и оказалось, что это шокирует, как шокировали слова Христа людей Его времени. Евангелие вечно, оно проникает насквозь. У нас обычно историческое понимание Евангелия: оно там, а мы здесь. А оказывается – все здесь: и десять заповедей, и Нагорная проповедь, и этого никто не отменял».
Константин Звездочетов. «Вы знаете, как это назвать» |
В инсталляции Константина Звездочетова узорчато расписанный макет православного храма стоит на горке яблок. «Художник оставляет свободу зрителю, называет работу «Вы знаете, как это назвать». Кто-то назовет ее «Яблочный спас», у кого-то может быть другая ассоциация. В этой разнице пониманий и есть искусство», – комментирует Андрей Филиппов. Протоиерей Максим Козлов предположил, что эта работа особенно понравится детям, «так что яблоки придется регулярно досыпать». А иконописец Отто Новиков увидел в инсталляции отсыл к библейскому рассказу о грехопадении, ведь яблоко – это угощение дьявола, а храм стоит на множестве яблок потому, что соблазн и отпадение всех людей делает необходимой для них Церковь – ковчег спасения. Отто Новиков, впрочем, не склонен положительно оценивать выставку: с его точки зрения, разнообразие возможных интерпретаций еще не свидетельствует о глубине произведения искусства.
Художник Гор Чахал и протоиерей Максим Козлов. Диалог |
Работа Андрея Филиппова парит над остальной экспозицией: его «Русское барокко» – это множество летящих по спирали орлов. Спираль, по словам автора, возникает в месте энергетического напряжения.
Визуализацию перехода евреев через Чермное море, выполненную группой «Синий суп», зрители чаще всего называли медитативной.
Наконец, в инсталляции Гора Чахала «Имя Бога» перечислены все именования Божества, встречающиеся в Библии, чтобы попытаться выразить невыразимое – «мета-имя» Бога.
Гор Чахал. "Имя Бога" |
Эти и другие представленные на выставке работы – не вполне привычные для посетителей Третьяковской галереи произведения. Однако, как отметил председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), «самое важно, что здесь нет агрессивного элемента, к которому мы привыкли, когда говорим о современном искусстве. Это уже необычайно радует и вселяет надежду, что эти экспонаты найдут своих зрителей и своих почитателей».
Диалог – это самоограничение, чтобы услышать другого
Выставку не случайно назвали «Диалог» (по-славянски – «Двоесловие»). По словам протоиерея Максима Козлова, диалог в первую очередь подразумевает самоограничение двух собеседников, желание слушать другого. «Не только художники стараются услышать Церковь, но и церковные люди стараются увидеть в их творчестве доброе и светлое, – говорит протоиерей Максим. – Насколько я понимаю, для художников нахождение выставки под сводами Церкви – это внутреннее согласие на цензуру, как самоцензуру, так и цензуру внешнюю по отношению к тому, что здесь может быть представлено. Это для людей искусства – шаг навстречу. Для церковного сообщества важно не оттолкнуть того, кто хочет разговаривать».
|
Открытие выставки "Двоесловие/Диалог" |
Конечно, реакция на открывшуюся выставку не может быть полностью предсказуемой. Несомненно, будут люди, которым проект покажется слишком дерзким. Но настоятель храма святой Татианы не предвидит « эксцессов и противлений». По его словам, «церковным людям тоже нужно вырабатывать навык диалога, чтобы с одной стороны твердо стоять в своей вере, избегая индифферентизма и релятивизма в религиозных вопросах, но, с другой стороны, не обращать эту твердость в фанатизм и в неспособность слышать другого человека». Положительный прецедент конструктивного общения видится протоиерею Максиму особенно важным в нынешней ситуации, когда мы видим столько напряжений и противостояний, в том числе между Церковью и музейным сообществом. «Это просто опыт того, что мы можем нормально общаться, хотя при этом необязательно друг другу нравиться. Мы не всегда друг другу нравились, пока готовили эту выставку, но тем не менее можно приходить к какому-то результату», – сказал настоятель университетского храма.
Преодоление контекста и биографии
Для множества людей первая ассоциация, возникающая при вопросе об отношениях Церкви и современного искусства, это не круглые столы на подобную тему, которые уже проводились с участием прот. Владислава Свешникова, прот. Бориса Михайлова, других представителей Церкви и художественного сообщества, а скандальные выставки вроде проекта «Осторожно, религия!»
По словам протоиерея Максима Козлова, замысел организаторов сегодняшней выставки – диакона Федора Котрелева, Гора Чахала и Андрея Филиппова, состоял именно в том, чтобы «попытаться преодолеть эту очевидно наметившуюся конфронтации между современным церковным сознанием и многими представителями современного искусства».
Художник Гор Чахал |
Слушания по делу о выставке «Осторожно, религия!» все еще продолжаются. Художник Гор Чахал полагает, что «сам факт нашей выставки должен смягчить противостояние». Кураторы специально отбирали работы с религиозной темой, которые уже экспонировались ранее, а не заказывали художникам нечто новое. «Идея была в том, чтобы показать, что в то же время, когда происходили скандалы, в Москве протекала и нормальная художественная жизнь, проходили выставки христианской направленности. Вот только общество почему-то больше интересуют скандальные события», – констатирует Гор Чахал.
Художник Герман Виноградов охарактеризовал отношения Церкви и современного искусства в последние годы не как противостояние, а как «нащупывание болевых точек».
Среди участников выставки «Двоесловие» есть и те, чьи работы ранее экспонировались и на выставке «Осторожно, религия». При этом, как подчеркнул протоиерей Максим Козлов, выставка «Двоесловие» – результат тщательного отбора. Кураторы предлагали авторов, но «работы, которые содержали эпатирующий элемент в эксплицированной форме, отсеивались, – говорит отец Максим, – а также не были отобраны работы авторов, которые не то что имели нечто отягощающее в прошлом – кто из нас не имел в прошлом разных событий, – но которые не дистанцировались от кощунственных поступков или высказываний в прошлом». Церковь исходит из того, что люди меняются; настоятель университетского храма подчеркнул душепопечительные задачи в общении Церкви с художниками: «Как священнику мне виделось абсолютно неправильным оттолкнуть людей, пусть не вполне церковных по своему мировоззрению, но ощущающих некоторое благоговение перед святыней и желание соотнести с нею свое творчество. Думаю, что это важно, и даже слабое движение в этом направлении нужно поддержать».
Архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Архимандрит Тихон (Шевкунов) особенно отметил смелость протоиерея Максима Козлова, разрешившего провести подобную выставку в своем храме, а также необходимые для такого решения универсализм и «доброжелательное внимание». По словам архимандрита Тихона, «с академистами отец Максим – академист, а с этими художниками смог говорить на их языке. То, что в результате в том числе неверующие или нецерковные люди, например те, кто называют себя агностиками, пришли в храм и имеют возможность пообщаться с церковными людьми, – уже очень хорошо. И на обычных выставках есть люди православные и неправославные, но то, что это происходит в храме, может иметь особое значение для этих людей».
Свобода и ответственность
Выставка на территории храма не могла быть организована без ведома правящего архиерея Москвы – Святейшего Патриарха Кирилла. И Святейший Патриарх проявил непосредственный интерес к этому событию, рассмотрев все предложенные для выставки материалы. «Его решение, – говорит подававший проект на рассмотрение протоиерей Максим Козлов, – было очень мудрым: он коротко написал, что он не возражает против проведения этой выставки. Это самая правильная формулировка: не благословение священноначалия, не взятие Церковью в свои жесткие руки, чего так боятся современные художники, не торжественное приветствие, обращенное к церковной интеллигенции. Вы хотите свободы – она есть, выставляйтесь. Это одновременно оставление ответственности на нас – тех, кто показывает здесь эти работы, и священников, и художников».
Художник Герман Виноградов |
Также живое и деятельное участие в подготовке выставки принимал протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он участвовал в просмотре и отборе работ.
Ответственность и доброжелательное внимание заставляют подходить к каждому художнику индивидуально. «Обобщения – это вообще опасная вещь, – подчеркнул протоиерей Максим Козлов. – Когда говорят просто «современные художники» – это все равно, что говорить «современные православные». Среди православных есть либеральные и консервативные, свободомыслящие и традиционалисты, образованные и не очень. Так и среди современных художников есть склонные собакой прыгать и мясо рвать на выставках, или иконы рубить, а есть готовые (хотя бы бессознательно) соотносить свои работы с понятием святыни, которое есть в душе».
Перспективы диалога
Пока неизвестно, как будет развиваться диалог между Церковью и современным искусством. Андрей Филиппов считает, что это многовековой диалог: «Фундамент европейской культуры и искусства – это безусловно христианство. Даже если искусство становится антихристианским, все равно в нем есть христианские начала».
Художник Андрей Филиппов, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Максим Козлов |
Художник Герман Виноградов подчеркивает, что «выставка – это первый шаг к диалогу, поэтому она достаточно нейтральная и округлая. Это необходимо, чтобы сделать первый шаг, который не будет как «первый блин комом» после негативного опыта очень острых выставок "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство". Чтобы начать разговор, нужно поздороваться, а без этого – только драться или расходиться». Сам Герман Виноградов не участвует в выставке «Двоесловие», но полагает, что если бы его колокола включили в экспозицию, они внесли бы в нее еще одну ноту. «Площадка диалога потом может разрастаться, а разговор, я думаю, будет углубляться в дальнейшем», – считает Виноградов. – Поле диалога будет не беспредельным, потому что одна сторона – Православная Церковь – крайне консервативна. Я думаю, Церковь будет очень долго присматриваться к современному искусству и будет очень внимательно отслеживать все тенденции, подходить очень индивидуально. Художники, мне кажется, в этом более открыты к контакту и к знакомству».
Герман Виноградов полагает, что «любой художник может быть принят как прихожанин – но до сих пор они не были приняты как творцы». Сегодня речь идет не о благословении тех или иных форм современного искусства, но о начале разговора Церкви с художниками. Как продолжится этот диалог – пока неизвестно. Новой репликой в нем должен стать круглый стол, который пройдет в рамках выставочной программы через несколько дней.
Tweet |
Вставить в блог
Двоесловие: актуальные художники в храме1 июня 2010
|
Поддержите нас!
2.Видимо, мы действительно смотрим на искусство по-разному. И дело не в диалектическом материализме, в котором Вы пытаетесь меня упрекнуть (жалуясь, при этом, что я упрекаю Вас в прогулах лекций по истории искусства). Я считаю, что прогресса, как такового, в искусстве нет. Художники во все времена могли все, просто не всегда им это было нужно. Вы заявляете, что "Искусство для того чтобы создавать ценности вне времени, ценности следовательно созидательные(надеюсь понятно почему)." Но живут-то художники в определенный переод, в определенной стране - этого Вы ведь не станете отрицать? И я не могу дать гарантии, что, родись любимый Вами Микеланджело в 19 веке, он не создал бы "Граждан Кале"(особенно, учитывая, что нон-финито Микеланджело - это некое предвосхищение импрессионизма). А прп.Андрей Рублев, родись он в протестантской стране в начале 20 века, не стал бы писать как Ван Гог. А дальше начинается - личный вкус: для Вас работы Кандинского не созидательны, а для меня вполне; для Вас Гор Чахал со шрифтовой композицией "Имена Бога" - это, видимо, ""новое искусство, и естественно без Бога"", а для меня - попытка передать бесконечность бытия Божиего и, кроме того,заставить людей задуматься, знают ли они Писание, подходят ли сознательно к своей вере, или лишь формально "святят куличи" на Пасху. Короче, оценка -это дело вкуса и личного восприятия каждого человека, но антихристианскими эти произведения назвать нельзя.
3. Я не вижу чего-то криминального в не антропоморфном искусстве, оно возникло задолго до авангарда. И на мой вкус, абстрактные композиции Кандинского красивы сами по себе, как и греческие амфоры периода геометризма, например.
4. Вы написали это: ""К сожалению, в нашей церкви много людей не понимающих глубоко и ясно светскую современную культуру. Мало людей сильно образованных в этой области. Вывод: церковь не в состоянии дать адекватную оценку произведениям этих несчастных"" - потрудитесь объяснить, как это понимать? Я член Церкви, и я полагаю, что в состоянии оценить эту выставку, Вы тоже оцениваете (может быть,нет так, как я). Думаете, в Церкви нас только двое с художественным образованием? Так, почему же, Церковь не в состоянии?
5. Простите, не думала, что Вам не нравятся полотна Боттичелли, поэтому привела их в пример.
6. И последние: не откроете ли, где Вы обучались?(заранее прошу простить мое любопытство). Предвосхищая вопрос о моем образовании скажу, что на худграфе МПГУ(бывшый "ленинский педагогический") лекции по искусству 20 века нам читала Вера Дмитриевна Дажина,а на факультете Церковных художеств ПСТГУ курс русского искусства начала 20 века (в том числе и авангарда) прекрасно читала Нина Евгеньевна Секачева.
Современные художники работают вне этой традиции и сравнивать их, то есть качество и ценность того что они делают по прямой аналогии невозможно.
По поводу авангарда и протеста:
Искусство существует не для того чтобы быть радикальным в тех или иных социальных условиях, это устаревшее советское искуствоведение, где искусство прогрессивно(кстати кто и где доказал, что в искусстве существует прогресс?) в условиях ожесточенной классовой борьбы и т д. А советское искуствоведение целиком вытекает из философии диалектического материализма, где оно играет подчиненную и третьестепенную функцию. Искусство для того чтобы создавать ценности вне времени, ценности следовательно созидательные(надеюсь понятно почему).
А с чего вы взяли что авангард, это протест? Протест это форма их высказывания, но не содержание. У авангардистов вполне четкая было программа: построить новое общество, новое искусство, и естественно без Бога.
По Малявину вы не правы, авангард разрушал антропоморфное искусство, Малявин этого не делал.
Вывода о том что никто кроме меня не способен рассуждать об искусстве я не делаю, он целиком ваш и остается на вашей совести. Я говорю лишь, что церкви хорошо заниматься своим делом, а художникам своим. Давайте каждый будет профессионалом в своей области!
Знаете, о Ботичелли я ни слова не упомянул.
Ваш скепсис понятен, но, по-моему, неправилен. Православные, которые лишены предвзятости, к выставке относятся спокойно. Возмущаются, как Вы правильно отметили, либо диомидовцы, либо люди, введённые в заблуждение. Что до нецерковном либералов вроде пресловутого Марата Гельмана - они всегда что-нибудь скажут, стоит ли при каждом чихе оглядываться в их сторону?
Конкретный результат выставки - мы увидели, что не всё т.н. актуальное искусство кощунственно. Есть художники верующие, относящиеся к Церкви и её святыням благоговейно и почтительно. Это - ответ и "диомидовцам", и организаторам выставки "Осторожно, религия!"
И сейчас все эти "диалоги" вокруг пустого места (каким, по сути,является "современное искусство") приводят лишь к тому, что православные смущаются и негодуют, а радуются диомидовцы и им подобные раскольники, либо же либералы, которые такие "диалоги" рассматривают как признак нашей слабости и готовности к отказу от собственных принципов. О чем на этой выставке, по сути,договорились? Признали "христианские корни антихристианского искусства" и решили развивать диалог непонятно в какую сторону - вот радости-то сколько! Если хотят разговаривать - пусть приходят; но зачем с собой свои изделия таскать?
Вторая ошибка: довольно жестоко, мне кажется, планировать выставку с видами каких-то "тестирований" или "испытаний" для церковной аудитории, мол, а теперь посмотрим, кто тут у нас безразличный и т. п. На что в конце концов выводит рассуждения, например, о. А. Кураев. Это как в темноте начать припирать ни о чем не подозревающих прохожих к стенке бампером - кто в итоге из них окажется самый трусливый. Вообще, очень желательно, мне кажется, на высказывание любых резюме и выражение "личных позиций" назначить достаточное "время задержки". Срок, чтобы выяснилось, удачная это была мысль или неудачная. Чего греметь-то? Бог весть, вспомнит ли о. Максим данную выставку через год или через три года или через пять лет. Это может быть начало чего-то хорошего и важного, а может - и простой эпизод, который не повлёк за собой никаких заметных последствий. А мы копья ломаем и отдаем в жертву вполне реальные вещи, чтобы в очередной раз потешиться, заскучать, как заскучали от разных мероприятий с неформалами, и перетечь на что-то следующее. Спасибо.
Вы напрасно полагаете, что в "Церквь не в состоянии дать адекватную оценку произведениям этих несчастных". Вот Вы же даете оценку - она, как видно из термина "несчастные" отрицательная? Так почему же полагаете никто кроме Вас адекватно рассуждать о современном искусстве не способен? Василий Великий, например, в свое время рекомендовал православному юношеству читать (о ужас!) произведения античных языческих авторов. Так почему же язычника Гомера читать можно, а вести диалог с художниками, не отрицающими Христа, а наоборот, задумывающимися над вопросами религиозными, нельзя?
Надеюсь до Сибири подобные эксперименты нескоро докатяся.
Много фигурантов тех же что и в скандале с "выставкой" «Осторожно, религия»: Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, Гор Чахал.
Зачем все это?
Аналогия с блудницами и мытарями не подходит, потому что Христос не любовался "профессиональными достижениями" этих двух категорий