rss
    Версия для печати

    Манеж горит: занимайте места в партере

    Репортаж с освящения Манежа
    Церковь в современном государстве занимает место паузы перед банкетом: и никому не помешает, и вреда не принесет.

    Алтарь домового храма мц. Татианы смотрит прямо на Манеж. Когда в прошлом году здание вспыхнуло, как спичка, духовенство храма, боясь, что горящие осколки балок пробьют окна алтаря, выносило оттуда антиминс и иконы.

    Прошел год, непривычная для глаза зеленая сетка была снята, и взору москвичей и гостей столицы предстал новый Манеж, воссозданный в тех же формах и объемах, что был когда-то построен.

    Открытие его состоялось 18 апреля, чин освящения совершил благочинный храмов Центрального округа прот. Владимир Диваков в сослужении священников домового храма св. мц. Татианы при МГУ прот. Максима Козлова, настоятеля храма, и иерея Михаила Гуляева. Пел праздничный хор Татьянинского храма.

    Пробившись через толпу людей, пройдя ставшую уже привычкой проверку, мы наконец очутились в Манеже. По залу прогуливались пары в костюмах XIX века: дамы, с неизменными веерами и перчатками до локтей, и кавалеры, с эполетами и подкрученными усами. Полк гусар показывал зрителям, как лихо они умеют вытаскивать сабли из ножен. Оркестр играл марш, и гости неторопливо рассматривали выставку: карты, фотографии Манежа прошлых лет, картины, плакаты. На одном из них надпись: «Граждане, храните памятники искусства».

    Долго рассматривать выставку не пришлось. Громкий голос неожиданно объявил: «Дамы и господа, желающих принять участие в церемонии освящения Манежа, просим занять места в партере». И чин освящения начался. Большинство людей, к сожалению, так и не поняли, что происходит – только этим, пожалуй, можно объяснить, что люди сидели в расставленных для светской церемонии открытия креслах. А может быть, им просто не приходило в голову, что молиться лучше стоя. Одиноко возвышавшаяся над первым рядом партера фигура владыки Климента, митрополита Калужского и Боровского, управляющего делами Московской Патриархии, никого не укорила в невнимании к такому торжественному событию… Вряд ли в зале было больше десяти людей, не считая клириков храма, которые перекрестили лоб во время освящения.

    Сама церемония заняла 20 минут под несмолкающий камерный оркестр в передней части Манежа и сидящий симфонический на сцене напротив. А мимо по-прежнему прогуливались специально приглашенные дамы и кавалеры в платьях XIX века.

    Когда мы, покидая здание, попали за сцену, то увидели нескольких испуганных девочек в разноцветных платьях и все тех же гусаров. Видимо, следующим номером концерта было их выступление.

    Грустно видеть, насколько нынешняя российская элита не умеет адекватно вести себя в подобных ситуациях. Не услышали, не поняли, не заметили…

    А еще грустнее, что Церковь в современном государстве занимает место паузы перед банкетом: и никому не помешает, и вреда не принесет.

    Немного истории

    Здание московского Манежа было построено в 1817 году в честь пятилетия победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор проекта – испанский инженер и строитель Августин де Бетанкур-и-Молина.

    Работая над проектом Манежа, Бетанкур оригинально решил задачу по перекрытию огромной (по тем временам) площади: 166x45 метров, причем сделал это без промежуточных опор. Тем самым внутреннее пространство здания стало пригодно для смотров и парадов с участием большого количества войск (здание поначалу, кстати, называлось не Манежем, а на немецкий манер, Экзерциргаузом). А получилось у него это с помощью длинных деревянных ферм уникальной конструкции. И хотя Манеж построили в рекордно сжатые сроки, конструкция оказалась прочной, так что вскоре под ее сводами свободно маршировал целый полк солдат.

    Но помимо Бетанкура к созданию Манежа были причастны и другие выдающиеся личности: руководил строительством Лев Карбонье, а архитектор Осип Бове придал Манежу характерный облик здания позднего классицизма.

    Манеж видал не только военные смотры: под его сводами проходила знаменитая Политехническая выставка; в начале XX века туда загоняли разбушевавшееся студенчество; после 1917 года там размещался мотоциклетный полк; и лишь после смерти Сталина Манеж стал Центральным выставочным залом Москвы. В 90-е годы, когда стало понятно, что выставочный зал такого типа давно свои возможности исчерпал, зашла речь о его реконструкции. Которая так и не произошла…

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru