rss
    Версия для печати

    Алексей Лидов: Предупреждение об опасности

    Директор Научного центра восточно-христианской культуры, член-корреспондент Российской Академии художеств Алексей Лидов – один из тех, кто подписал письмо работников культуры и науки Святейшему Патриарху. Он прокомментировал «ТД» свое решение выступить против передачи Церкви икон и богослужебных предметов, находящихся в музеях.

    - Алексей Михайлович, почему Вы подписали это письмо? Ждете ли Вы конкретных результатов?

    - Я не только подписал это письмо, но и был одним из его составителей, потому что   сюжет этого письма - одна из наиболее актуальных и важных проблем нашего общества. Мне представляется, что сохранению культурного наследия угрожает весьма серьезная опасность. И задача  экспертов и специалистов, к числу которых могу себя отнести,  состоит в том, чтобы предупредить и Церковь, и власть, и общество о возможных последствиях непродуманных решений.

    - Однако значительная часть ценностей, о которых идет речь, была украдена советским государством у Церкви. Продолжая удерживать их в запасниках, Россия фактически становится преемницей СССР в этом вопросе?

    - Значительная часть церковного имущества была конфискована после революции - это неоспоримый факт. Если речь идет об украденной собственности, должен вставать вопрос о реституции, а он имеет отношение не только к Церкви, но и ко многим организациям и частным лицам, имущество которых было конфисковано или, в Вашей терминологии, украдено.

    Ничего не имею против реституции как процесса возвращения собственности. Просто тогда надо называть вещи своими именами и решать вопрос на государственном уровне. Мы  в нашем письме говорим о другом.

    Когда речь идет о  древних памятниках, возникает общая цель (уверен, что она общая и у Церкви, и у профессионалов, и у всего народа) - сохранить эти памятники и передать их нашим потомкам. И худшее, что можно себе представить, - если в процессе реституции эти памятники начнут гибнуть или будут серьезно повреждены. А такая опасность, по мнению всех профессионалов, реально существует.

    Самый последний и яркий случай - ситуация с иконой Богоматери Боголюбской, которая была передана во владимирский Княгинин монастырь в начале 90-х годов и сейчас  «срочно госпитализирована» на реставрацию,  потому что стала покрываться плесенью, начал отставать грунт, пошло разрушение красочного слоя...  А это уникальный памятник русской и в целом всей православной культуры 12 века. Неправильное использование этого памятника, неадекватные условия пребывания иконы в храме создали ситуацию ее возможной гибели. Это конкретный пример того, чего мы пытаемся избежать.

    - В музеях иконы часто лежат в запасниках десятилетиями, недоступные для посетителей. Кроме того, в музеях, как известно, тоже не все идеально с хранением ценностей (вспомним недавнюю историю с кражей из Эрмитажа). Не будет ли разумным передать их Церкви, чтобы люди получили к ним доступ?

    - Когда-то я привел такое сравнение - это примерно , как  выставить больного ребенка на мороз для закаливания. Условия в запасниках не везде идеальные, но в большинстве музеев довольно тщательно соблюдается температурно-влажностный режим. Есть у нас и образцовые запасники - например, запасник Государственной Третьяковской галереи, в котором я не раз бывал. Запасники практически всех ведущих музеев отвечают требованиям современного хранения. Хотя, конечно, в провинциальных, бедных  музеях ситуация хуже. Но все равно пребывание древней иконы в храме создает постоянные угрозы, связанные с постоянным изменением температурно-влажностного режима, с копотью, с целым рядом естественных в процессе богослужения явлений.

    Если мы обратимся к традиции, то увидим, что в древности реальная жизнь иконы в храме ограничивалась 100 - 150-ю годами. После этого элементарно  темнела олифа и  икона становилась неразличимой. И ее либо записывали, либо переводили в разряд негодных к употреблению церковных досок и чаще всего уничтожали. Из этих икон зажигался огонь в Великий Четверг, на котором варилось святое миро. Такова была византийская практика. В русской традиции старые иконы обычно хоронили. В древнерусской Церкви и даже в Церкви 19-го века практически не было древних икон - если у Церкви были необходимые  средства, иконы постоянно обновлялись.

    Первые музеи икон создавала Церковь в 19-м веке, когда пришла в голову совершенно разумная идея о том, что негоже уничтожать памятники нашей древней культуры, а надо их сохранять. И сохраняли их не в храмах, а в епархиальных музеях, за исключением особо почитаемых и  чудотворных икон, таких как Богоматерь Владимирская или «Троица» преподобного Андрей Рублева. Мне довелось  читать документы, относящиеся к реставрации и осмотру этих икон сразу после революции. Известно, что  образ Владимирской Богоматери, который мы видим сейчас и который потрясает своей духовной красотой весь мир, никто никогда не видел. Икона была под слоями записей и в ужасном состоянии с точки зрения сохранности, кроме того люди видели довольно примитивную и малохудожественную живопись 19-го века. Абсолютно такая же ситуация  была с «Троицей» Андрея Рублева.

    Эти «священные доски» почитались как чудотворные, но великого духовного  искусства никто не видел. Оно было явлено только после реставрационного раскрытия этих икон, после их попадания в музеи. В этом есть некий парадокс, но такова историческая реальность.

    - В письме написано, что в случае передачи святынь Церкви, к ним будет отсутствовать доступ у неправославных. Разве храмы и монастыри закрыты для посещения нехристианами?

    - Это большая проблема в нашем обществе. Если мы обратимся к данным социологических исследований, то они отражают  очень красноречивый факт: на Пасху, в главный праздник, в храмы приходит меньше 5% населения России. Это значит, что остальные вообще никогда не ходят в церковь, хотя часто называют себя православными.

    И даже замечательный пример сотрудничества Церкви и музея - помещение Владимирской Божией Матери в храм Святителя Николы в Толмачах при ГТГ - приводит к тому, что 90% посетителей ГТГ не видят эту замечательную икону, просто потому, что не знают о ее нахождении в храме или не доходят до храма.

    Этот пример выглядел уникальным, удачным компромиссом. Но даже в этом случае мы видим, что очень важная миссионерская роль, которую эта великая православная икона выполняла в залах главного собрания русского искусства, практически исчезает. Образ на великой иконе покорял тысячи наших соотечественников и иностранцев, становясь для многих людей первым импульсом для обращения к Православию, но в результате перемещения в пространство одного конкретного храма икона в значительной степени утратила свою духовно-просветительскую функцию. Мне кажется, это сюжет, о котором стоит подумать. Иконы в музейном пространстве - это не только обеспечение сохранности святынь,  но и возможность доступа к ним разных слоев общества. В музеях они выполняют огромную, неоценимую роль проповедников нашей духовной культуры. Через них устанавливается связь православной традиции со всем российским обществом, которое еще далеко не полностью православно.

    - Сегодня же опубликовано встречное письмо президенту Медведеву от представителей культуры с просьбой, наоборот, передать Церкви ценности. Не кажется ли Вам, что сравнение этих писем показывает, что найти общий язык не так уж трудно. Возможен ли компромисс? Каким Вы его видите?

    - В обществе существуют разные точки зрения. Позицию, изложенную в нашем письме, поддерживают практически все ведущие специалисты, которые занимаются  конкретными исследованиями православного и древнерусского духовного наследия. Среди подписавших упомянутое Письмо Президенту нет ни одного профессионала, искусствоведа или реставратора. Наши оппоненты исходят из общего мнения, что храмы и иконы должны принадлежать Церкви. У меня нет возражений, пока речь не идет о хрупких и беззащитных древностях. В отношении этих древностей мнение профессиональной среды, специалистов, посвятивших свою жизнь изучению  древних памятников, абсолютно консолидировано - древние памятники должны находиться на особых условиях хранения, по возможности в музеях (церковных или светских). Главная идея нашего послания Патриарху - предупреждение об опасности и о необходимости ее предотвращения.

    Мы против бесплодной и разрушительной конфронтации, заложником которой могут стать главные ценности нашей национальной культуры. Наша принципиальная позиция -  диалог и сотрудничество. Компромисс возможен, более того, необходим. И мое конкретное предложение, которое поддержали многие коллеги и представители власти, состоит в том, чтобы создать трехстороннюю комиссию, наделенную серьезными полномочиями, в которую бы вошли представители Церкви, государства и экспертного сообщества. Только вместе мы сможем  решить возникающие вопросы. Надо также понимать, что речь идет о длительном процессе и серьезной работе, которая может растянуться на годы. Но сохранение национального культурного наследия, правда же, стоит таких усилий.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Надежда, Москва28.03.2010 22:54 #
    Ольге.Спасибо,дорогая Ольга. Если бы Вы только знали, как приятно встретить в сети верующего, вдумчиво относящегося к вопросу передачи "имущества".Спасибо.
    Ольга, Москва27.03.2010 21:12 #
    Замечательная категоричность требований вернуть "награбленное" из музея. Тут кто-нибудь знает, откуда взялись музеи? Про древлехранилища, их которых они выросли в том числе? И еще. Ветхие иконы в церквях складировали в сараях, рухлядных и проч. Покупали и заказывали новое убранство примерно раз в 150-200 лет. Если бы не было революции большинство нынешних музейных икон исчезло бы как и многие до них. Ил попали бы в древлехранилища и те же музеи. А про без "умников" - вы говорите это тем архиереям 18-19 века, которые создавали первые музеи и боролись за сохранение ветхих древних икон. Глупые они были, да? И православные императоры, поддерживавшие создание Археологических обществ. Видимо дело просто в недостаточной информированности тех, кто столь категоричен и агрессивен. Для них поэтому все просто и ясно. И что характерно, считают музеи местом для туристов в шортах.Я впервые такое читаю. Сами не ходим, незачем, неинтересно? Это не повод лишать весь мир того, что вам лично не нужно.А вот те иконописцы, кто всерьез учится - ходят, учатся, копируют. И с ужасом ждут разорения музеев. Первый образ Божий - это человек. Однако мы, созданные для труда, своих любимых больных стариков на лесозаготовки не выгоняем... Или выгоняете? Музеи - это богадельня для икон, много и трудно работавших в своей жизни. И подверженных тлению и болезням, как и люди - образы Божии. Но, в отличие от нас, помещенные в максимально благоприятные условия под строгим надзором специалистов, они могут прожить тысячи лет. Цена вопроса такова - или древние иконы доступны и сохранны в музее(молиться-то можно и не напоказ) или ими попользуются в храмах лет пятьдесят максимум. А сколько будет краж с убийствами, я и думать не хочу.
    Александр, Кемерово8.03.2010 12:48 #
    Надежде. Чиновники приватизировали власть и просто так эту дойную корову не отдадут (как у Райкина: лося охраняешь - лося имеешь). Ну людям то, что делить, их натравливают друг надруга министры-капиталисты. Считаю, что конфликт раздувает музейное начальство (из атеизма или из секулярности или еще почему непризнающее приоритетное право Русской Православной Церкви на ее Святыни. (Хотя одно подозрение есть: сейчас они решают что, куда, как и перемены им неприятны) За ссылки - пасиб, почитаю. P.S. вот сегодня ветхие флаги из загашников потрясли перед ТВ, жаль, но "Скупые рыцари" не окультуривали народ, а опять расcказывали, как хорошо сохраняют и любуются в тихаря... Вспомнил фильм "Ты мне, я тебе" там один тип на воровонные деньги зоздал себе роскошный бункер по домом развалюхой... Жил в халабуде но иногда спускаляся в тайную роскошь на полчаса. Повторюсь музей (и) "Истории православия" при РПЦ выход . ИМХО
    Надежда, Москва7.03.2010 20:24 #
    Уважаемый Александр! Рада, что мы нашли какие-то общие точки отсчета диалога. Было бы очень хорошо, если бы хранящие и изучающие святыни специалисты и Патриархия также услышали друг друга и начали диалог. Очень непрятно, когда в министерствах что-то там сами с собою решают, законопроекты принимают, а потом ставят народ перед фактом. Хочу Вам порекомендовать книгу Л.А.Успенского "Богословие иконы Православной Церкви", эта работа написана православным христианином, иконописцем, искусствоведом,ее используют как учебник в православных вузах. Можете найти ее здесь: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/ А также сайт "Христианство в Искусстве", где много пубикаций по иконографии и изучению икон, иллюстраций http://www.icon-art.info/library.php?lng=ru
    Александр, Кемерово7.03.2010 10:04 #
    Надежде.
    Ну вот согласен, почти.. Один момент, деньги (и кадры) на поддержку особоценнных "предметов искуства" находящихся в храме на, скажем так "ответ хранении" вполне может выделить (перераспределить) государство. отделенное от церкви - потому, как на конкретную икону (музценность). Я бы тоже хотел научиться читать иконы, но увы. Возможно если музей "истории ПРАВОСЛАВИЯ", но не каша!!! Но пусть бы решение принимали "хозяева" в лице м.б. патриарха. Пусть музейщики признают - да то ваше, да это ограблено у православных, это у этих..., но дайте нам (для несения света язычникам), или на сохранение, а когда вам надо (если не опасно) вынесите на праздник, на поклонение. Это ваше, вам решать, мы спецы - слово наше совет. ИМХО
    Надежда, Москва6.03.2010 23:23 #
    Уважаемый Ярослав."иконы столетиями хранились безо всяких там "умников" и "климатических режимов"- как иконы хранились столетиями Алексей Лидов описал выше. Это правда. Вот как выглядела хранившаяся в храме Боголюбская икона, когда в начале 20 века с нее сняли оклад, чтобы осмотреть:"Освобождённая от ризы и оклада, она оказалась закутанной в шёлковую сорочицу, когда же ткани были удалены, глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать сохранилось ли что-либо..."-комментарии излишни. P.S. Я не совсем поняла, что Вы хотели этим сказать:"У нас совсем другие критерии". Я придерживаюсь тех критериев, которым меня учили В Православном Свято-Тихоновском университете на факультете церковных художеств, в том числе на занятиях по основам реставрации икон.Но вполне признаю за Вами право, придерживаться критериев, отличных от моих, например.
    Надежда, Москва6.03.2010 21:23 #
    Ответ Александру. Какой-то у нас немирный диалог, поэтому прошу простить, если чем-то обидела. Мне видится, что мы, действительно из несколько разных приоритетов исходим, но, как ни странно, моя позиция не так уж "про-музейна", а Ваша, может быть, не так уж "про-церковна". И Вы и я просто доводим свои тезисы до крайности, а "царский путь" всегда где-то посередине. 1.Меня тоже не интересует цена святынь - они бесценны."что нам даст, что они тысячу лет будут сохраняемы в "тюрьме"? - Это даст возможность молиться перед ними не только нам, но и нашим детям, внукам и прапраправнукам. Не считаю, что они в "тюрьме", я молюсь в музее, смотрители никогда не делали мне никаких замечаний; как Вы знаете, молиться можно в любом месте. Что-то со временем передадут в храмы (этот процесс уже давно идет, и форсировать его опасно - достаточно того, что случилось с Боголюбской иконой). Но, я считаю иконы должны быть и в музеях, потому что это не только "наши святыни". Поймите меня верно: ведь и Господь Иисус Христос не только "наш православный" Бог, Он - Бог всех людей, Он всех пришел спасти, даже, если кто-то этого еще не знает или не признает, Он также Отец "старичкам в шортиках" как и нам. И миссионерскую функцию икона в музее выполняет "на все 100%". Ну и небольшой практический момент: поверьте школьному учителю и сотруднику храма: проводить серьезные занятия с детьми, да и со взрослыми, надо в музее, в храме учебные группы мешают молящимся, да и не везде разрешают, к сожалению. 2.Я в храме тружусь, поэтому знаю, что только благодаря верующим храмы и имеют возможность, хоть как-то оплачивать комуналку и т.д. Но, поверьте, на создание условий для фресок и древних икон нужны такие средства, которые даже столичный приход не может собрать, даже если хочет. 3.Да, в новопостроенном храме в очень-очень элитном поселке "Княжье озеро" создали условия - это как раз та 0,1 процента из всех храмов, в 99,9 условий нет. Кстати, Торопецкая икона в аварийном состоянии, именно поэтому ее не хотели передавать даже во временное хранение. Если многочисленные трещины разойдутся или плесенью покроется доска- за это ответят лично министерские работники "продавившие" эту передачу. Хранители предлагали другую Одигитрию, не аварийную и не столь старую, но спонсор требовал эту любой ценой. Уважаемый Александр, перечитайте еще раз интервью Алексея Лидова. И честно ответьте: Вы считаете, что надо все вернуть; не важно: можем сохранить-не можем -"все наше"? А потом из уничтоженной Боголюбской иконы зажигать костер для мироварения и закопченные фрески сбивать, что благочестивые предки и делали. Или надо учиться у музеев хранению, создавать условия, а потом вдумчиво решать вопрос с каждой иконой, с каждым храмом: совсем ли передать, использовать ли совместно с музеем, или сохранять в музее, а не сжигать в печи?
    Александр, Кемерово5.03.2010 19:54 #
    1. это наши святыни! нам необходимо их присутствие у нас в храмах! они созданы не для музея, а для храма! нас не интересует их цена! что нам даст, что они тысячу лет будут сохраняемы в "тюрьме"?
    2. мы еще до Ваших вопросо-советов несли и несем по возможности в храм или вы думаете, что храмы ни за что не платят?
    3. ну есть же пример, ошельмованный кстати "музейщиками" о передаче иконы в храм который поддержали спонсоры. Странно, что Вы этот скандал не заметили...
    Ярослав, Киев5.03.2010 14:25 #
    Надежда, эти иконы столетиями хранились безо всяких там "умников" и "климатических режимов". Для нас сохранение - важная задача но иконы должны использоваться по назначению, а не быть "предметом культуры" номер такой то, при чем чем оригинальнее и нестандартнее написано тем более ценно. У нас совсем другие критерии
    Надежда, Москва5.03.2010 1:04 #
    Спасибо Алексею Михайловичу за терпеливое объяснение очевидных специалистам вещей. А тем, кто возмущается нахождением икон в музеях, стоит задуматься:готовы ли они лично нести ответственность за уничтожение святынь, так как в 99,9 % храмов нет условий для хранения древних икон, условия пока даже не пытаются создавать. Тем, кто жаждет возвращения древних икон, можно посоветовать начать с того, что оплатить установку "правильных" систем отопления, вентиляции и сигнализации в своем приходском храме, или хотя бы пожертвовать средства на реставрацию уже имеющихся старых икон и купить киоты на все рукописные иконы. Покажите, что Церковь, в лице Вашего прихода, умеет сохранять святыни.
    Александр, Кемерово4.03.2010 12:40 #
    Простите, будет, что передовать-то?
    В память о своем посещении собора Д.А. Медведев преподнес в дар СТАРИННУЮ икону, на которой изображен лик Спасителя в терновом венце.
    Выйдя из храма, Президент направился к собравшимся на соборной площади парижанам, которые радостно приветствовали его.
    Александр, Кемерово4.03.2010 12:32 #
    Старички в шортиках уже смотрят с доставкой на дом - выставка в Париже, ну и что, что за тысячу верст трясли - этоже культура. А еще надобы в музей чучела священников и монахов, вон турки культурные затребовали мощи Св.Николая в музей в городе Миры...
    N4.03.2010 12:12 #
    Примерно так же, как изымать детей из семьи, где маленькая жилплощадь и "нет достойных условий". Такие случаи тоже уже есть. Все это называется одним простым словом - совдепия. И особенно отвратительно выглядит совдепия c претензией на "защиту культурного наследия".
    Валентина Васильевна Тимошенко, Самара4.03.2010 11:07 #
    Сейчас передавать нельзя. Предложение. Передавать только в том случае,если в церкви будут созданы необходимые условия для хранения иконы. Пример--- Тихвинская икона.При этом необходимо проработать такой вопрос.В каком виде донести до всех информацию,о том где какая икона находится и что ,немаловажно, доступ к ней
    Ярослав, Киев4.03.2010 10:11 #
    Для нас это - святыни, а для них "культурные ценности", эквивалентные статуйкам Будды и античных "богов". Вот и все.

    Им главное "заспиртовать" святыню чтобы через лет 100-200 "старички в шортиках" из Европы могли полюбоваться и сказать "мы видели в Индии разноцветные диковинные храмы, в Тибете монастыри и "каратистов", а в России видели красивые иконы".

    Одним словом могильщики

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru