Tweet |
Директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов и ректор МДА архиепископ Евгений открывают выставку "Благословенный труд" |
«Ее пейзажи, зарисовки и интерьеры просто поразительны», - сказал на открытии выставки директор Музея Андрея Рублева Геннадий Попов. Он отметил в работах монахини Иулиании большую сосредоточенность на духовном, религиозном сознании, «желание противостоять модерну и сохранить лицо иконописи, прочувствовать и осознать искусство древности».
Работы монахини Иулиании (Соколовой). Фото Сергея Чапнина |
В небольшом выставочном зале музея Андрея Рублева - зарисовки закрытого в советские годы храма святителя Николая в Кленниках, созданные в конце 20-х годов копии древних
фресок Новгорода, Пскова и Вологды. Некоторые из них - едва ли не единственные оставшиеся изображения не существующих сейчас росписей храмов Русского Севера: Успения на Волотовом поле, фресок церкви Спаса Преображения на Нередице. Для простых посетителей - поразительные по красоте рисунки, для специалистов - бесценные документы
|
Копия фрески церкви Спаса Преображения на Нередице (Новгород) |
Многие образы, представленные на выставке, - копии древнерусских икон, в частности, список Владимирской иконы Божией Матери, подаренный монахиней Иулианией патриарху Пимену.
Идея выставки возникла, когда реставраторы и иконописцы Троице-Сергиевой Лавры подарили директору музея имени Анлрея Рублева Геннадию Попову альбом с копиями древнерусских памятников, выполненными Соколовой. Племянница монахини Иулиании и преподаватель иконописной школы при Московской Духовной Академии Наталья Алдошина рассказала «ТД»: «Геннадий Викторович его раскрыл, полистал и сказал: "Это потрясающе! Какой удивительный человек матушка Иулиания: надо делать выставку"».
Работы собирали в том числе из храмов и частных коллекций. Перед экспозицией их приводили в порядок сотрудники реставрационных мастерских Троице-Сергиевой Лавры, на многих требовалось подновить олифу.
«Здесь представлены даже работы из Патриарших
|
Рисунки монахини Иулиании (Соколовой). Фото Сергея Чапнина |
собраний, - рассказал «ТД» архиманлрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при МДА. - Так что экспозицию предваряла большая работа по выявлению, если можно так выразиться, материального наследия матушки Иулиании. Не говоря о другом, нематериальном - ее опыте, слове, самой жизни, которые влияли на иконописание самым серьезным образом».
Одна из самых значимых работ Соколовой - икона «Всех святых, в земле Российской просиявших» - также представлена на выставке.
«Акт создания этой иконы - акт великого мужества. Он делает фигуру матушки Иулиании важной в истории отечественного иконописания и вообще всей культурной жизни России», - считает Геннадий Попов.
Рядом с иконой - эскизы к ней, так что у посетителей есть возможность в некотором смысле увидеть процесс создания образа, прикоснуться к истории.
Погружение в историю - одна из главных тем выставки. В центре выставочного зала витрины с небольшими
Наталья Алдошина |
иконами, которые могут уместиться на ладони. Это образы, которые матушка написала специально для домашних богослужений. Когда было закрыто большинство храмов, а многие священнослужители и верующие арестованы, литургии служили дома, используя такие образы.
«Они уникальны, потому что все были на службах священников в это особое время, когда никто не знал, что может случиться с ним завтра, и люди умели беречь тайну, и благодаря этому Церковь сохранялась. Эти образы проникнуты особым духом, напоены молитвой, слезами особого времени горя и в то же величайшего внутреннего подъема», - рассказала «ТД» Наталья Алдошина.
Эти небольшие иконы отметил и архиепископ Верейский Евгений как особенно запомнившиеся ему экспонаты: «Это живая история, свидетельства о времени, в которое наше государство и Церковь пережили огромные перипетии и многое было утеряно. На примере матушки Иулиании и той небольшой общины, которая сложилась на Маросейке вокруг священника Алексия Мечева, по сути дела, прослеживается проекция на жизнь всей Церкви. На выставке представлена икона, в которую вставлялся антиминс. В эпоху гонений молодая девушка носила ее с квартиры на квартиру туда, где служили литургию. Это же живая история нашей Церкви на примере конкретного человека», - поделился с «ТД» архиепископ Евгений.
Архиепископ Евгений осматривает экспозицию |
Он заметил, что работа монахини Иулиании стала как бы переходным «мостом» от 19 века к современности, к современной иконописи. Ее трудами в Троице-Сергиевой Лавре при Московской Духовной Академии была открыта школа иконописи. Заниматься в ней могли только студенты семинарии и Академии, государство не допускало, чтобы церковной живописью занимался кто-то со стороны. Но в те времена даже горстка учащихся иконописной мастерской была важна для сохранения церковной традиции. «Нынешнее бурное развитие иконописи - память о том, что оставила нам матушка Иулиания», - считает архиепископ Евгений.
По мнению организаторов, экспозиция «Благословенный труд» может стать настоящим открытием для тех, кто не занимается иконописью профессионально и глубоко не интересовался церковным искусством.
Двусторонние иконы-"таблетки" для домашних богослужений. Монахиня Иулиания (Соколова). Фото Сергея Чапнина |
«Название «Благословенный труд» в полной мере отвечает тому образы жизни, который вела матушка Иулиания. Ее труд был именно благословенным в очах Господа. Да, о ней не знали в нашем государстве так широко, как знают о деятелях культуры и искусства, потому что она была настоящим христианином, а Церковь в то время находилась в соответствующем положении», - сказал архиепископ Евгений.
Выставка продлится до 30 сентября 2010 года.
Tweet |
Вставить в блог
Благословенный труд1 июля 2010
|
Поддержите нас!