rss
    Версия для печати

    Не последняя надежда

    В 2007 году в прокат вышел фильм Павла Руминова «Мертвые дочери». В первые 10 минут на экране промелькнули все возможные события, а режиссер полностью «раздел» сюжет. В оставшиеся два часа зрители откровенно скучали - их нечем было увлечь, они уже узнали все, что хотели и даже несколько больше. Фильм провалился в прокате. Три года спустя новозеландский оптимист, режиссер Питер Джексон в картине «Милые кости» повторил «фишку» Руминова.


      Заблудившаяся в 60-х, Линн неожиданно становится цементом разваливающейся семьи... (Фото - kinotour.ru)

    Эффект оказался противоположным, когда на первых же кадрах суховатым, спокойно-отстраненным голосом девочка Сьюзи Сэлмон сообщила зрителям: «Мне было 14, когда меня убили 6 декабря 1973 года». И продемонстрировала, кем и как это было сделано. Дальше рассказ так и развивается от первого лица мертвой Сьюзи (Сорша Ронан). Хотя бы потому, что она не может расстаться с семьей, не готова уйти от них даже в рай, поэтому Сьюзи застряла в промежуточном мире между мертвыми и живыми.

    Не готовыми к трагедии оказались ее друзья, соседи, первая любовь Рэй Сингх (Рис Ритчи) и - что важнее всего - семья девочки. Каждый пытается справиться с горем на свой лад, не всякому освобождение будет даровано. Для отца (Марк Уолберг) и младшей сестры (Роуз МакАйвер) важнее всего окажется найти убийцу, для матери (Рэйчел Вайс) постичь самое себя. Помощь, как обычно и бывает, придет неожиданно - на сей раз в лице бабушки Линн (Сьюзан Сарандон). Заблудившаяся в 60-х, из тех, кого в свете принято называть «женщина-праздник», Линн неожиданно становится цементом разваливающейся семьи.

    Конечно, произойдет ее взросление не без помощи Питера Джексона. Или, правильнее сказать, не без участия в судьбе каждого героя писательницы Элис Сиболд, роман которой и экранизировал создатель кинотрилогии «Властелин колец». Именно Элис принадлежит идея позволить Сьюзи самой поведать историю семьи с забавной фамилией Сэлмон (лосось). Конечно, книга гораздо полнее и тщательнее живописует многие моменты, но не это главное. Вытащив на свет, казалось бы, выбрав из книги до капли одно лишь действие, Джексон при этом умудрился сохранить уникальный настрой, непростой дух романа.

     
     Питер Джексон не взялся бы рассказывать историю без светлого финала (Фото - konoxxi.ru}

    Поначалу чрезвычайно раздражает, что фильм и уж тем более книга «Милые кости» периодически «проваливают» натянутый нерв повествования, переставая держать в напряжении, отвлекаясь на «милые» пустячки и забавные наблюдения, красочные спецэффекты. И только потом понимаешь, что в этой частичной расслабленности кроется большая мудрость: ни одна живая душа не способна выдержать такой душевной боли, в которую постоянно испытывают Сэлмоны.

    Так, исподволь, постепенно, возникает семья в скорби, жизнь которой явно продолжается за пределами картинки, вне экрана, а не убогая, отдельная, пускай и душещипательная история одной девочки-подростка. Чередой пройдут сцены воспоминаний, поражающие нежностью, трогательностью, ранимостью. Потом настанет черед постижение трудной науки выживания в горе, умения не просто выжить, но заново полюбить людей, мир, себя. Так граница, разделяющая живых и мертвых, окажется смутной и зыбкой

    И Сьюзи вспомнит, как училась фотографировать маму, одновременно осознавая, что у той есть своя жизнь. Будет вспоминать свой первый, но несостоявшийся поцелуй, радоваться и переживать за сестру. Но  труднее всего для нее придется расставание с отцом: «Мне захотелось взять его на руки. В альбомах по искусству я видела такие статуи: женщина держит на руках мужчину. Спасение наоборот. Дочка говорит отцу: «Ничего, ничего. Скоро заживет. Вот подую - и все пройдет».

    Фильм «Милые кости» -  настоящее, искреннее утешение семьям, потерявшим детей. Он - светлая надежда на прощение, избавление от мук, возможность встречи с теми, кто покинул нас раньше времени. Конечно, Элис Сиболд и Питер Джексон не взялись бы рассказывать историю без светлого финала. Не оставили они мучиться неизвестностью и тех, кто пытался понять название истории: «На месте пустоты, возникшей с моей гибелью, постепенно вырастали и соединялись милые косточки: одни хрупкие, другие - оплаченные немалыми жертвами, но по большей части дорогие сердцу. И я увидела вещи в ином свете: мне открылся мир, где нет меня. Обстоятельства, причиной  которых стала моя смерть, - те самые косточки - обещали когда-нибудь обрасти плотью, стать единым телом. Ценой этому волшебному телу была моя жизнь».

    Вставить в блог

    Не последняя надежда

    2 марта 2010
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru